ПРОЕКТ тема «Внедрение и использование интерактивных технологий обучения на уроках общественных дисциплин»


КГУ «Средняя школа №33 » акимата г. Усть- Каменогорска
ПРОЕКТ
«Внедрение и использование интерактивных технологий
обучения на уроках общественных дисциплин»


Выполнила:
Хамзина А.К. учитель истории
Усть-Каменогорск, 2016ОГЛАВЛЕНИЕ:
Введение
Суть и применение интерактивных технологий
Основные виды интерактивных методов обучения
1.2. Классификация интерактивных методов.
Особенности интерактивного обучения
Задачи интерактивного обучения
Заключение
Список литературы

«Скажите мне – я забываю,Покажите мне,  я могу  запомнить,Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда»Китайская пословица
Введение
В настоящее время востребована личность зрелая, самостоятельная, активная, свободная, способная ставить цели, достигать их и нести ответственность за свой выбор и результаты своей деятельности, умеющая решать нестандартные задачи.
В последнее время в педагогической практике получил распространение термин "интерактивное обучение". Современная наука об образовании приблизилась к тому моменту, когда возникла потребность в создании педагогических технологий, которые обеспечивают самое главное в образовательном процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности. Необходимо создавать такие условия обучения, чтобы учащийся стремился получить новые результаты своей работы и в дальнейшем успешно применить их в практической деятельности
Актуальность темы заключается в следующем:
Во-первых:     разнообразие методов работы (вовлечение в деятельность, стимулирование, доверие, сотрудничество,   переубеждение, переключение…)
Во-вторых:  разнообразие форм работы (тренинги, ролевые игры, конкурсы, праздники, соревнования, классные часы…)
Цель работы заключается в поиске инновационных методов обучения, это обусловлено тем, что существующие методы уже потеряли свою новизну и как следствие – актуальность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения. 
Задачи работы:
- раскрыть сущность системы организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при которых происходит освоение нового опыта и получение новых знаний;
- определить положительные и отрицательные стороны интеактивного метода обучения;
- определить спектр применения интерактивных технологий в учебном процессе.
Проблему интерактивного обучения очень широко рассматривают в своих трудах такие исследователи как:
- Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития обучающихся;
- Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения;
- Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании:
интерактивные методы;
- Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности;
-Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся.
Метод интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам образовательный процесс.
Интерактивные методы обучения. Термины "интерактивные методы" и "интерактивное обучение" пришли к нам из английского языка. Interactive: inter — между, меж; act — действовать, действие. Таким образом «интерактивный» означает «взаимодействующий или находящийся в режиме беседы».
Словосочетание "интерактивные методы" можно перевести как "методы, позволяющие учащимся взаимодействовать между собой", а термин "интерактивное обучение" — обучение, построенное на взаимодействии. Другими словами, интерактивные методики обучения — это специальная форма организации познавательной и коммуникативной деятельности, в которой обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и открыто обсуждать то, что они знают и о чем думают.
Интерактивные методы, хотя и не являются чем-то новаторским, недостаточно широко применяются в современном образовательном процессе, а порой и вообще выпадают из арсенала педагогов. В то же время эти методы имеют исключительную важность, так как их сущность заключается во взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Среди основных принципов интерактивного обучения называют диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе кооперации и сотрудничества, активно-ролевую (игровую) и тренинговую организацию обучения.
При интерактивном обучении педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации. Центральное место в его деятельности занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые стимулируют и активизируют друг друга.
Формы и методы интерактивного обучения можно разделить на: дискуссионные —  диалог, групповая дискуссия, разбор ситуаций из практики, анализ ситуаций морального выбора и др.;  игровые —  дидактические и творческие игры, в том числе деловые игры, ролевые игры, организационно-деятельностные игры —   тренинговые формы проведения занятий, которые могут включать в себя дискуссионные и игровые методы обучения.
1.Суть и применение интерактивных технологий
Интерактивное обучение - несомненно, интересное, творческое, перспективное направление нашей педагогики. Такие методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач, повышают  мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем.
Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность по отношению к своим оппонентам, необходимый такт, доброжелательность к участникам процесса,  совместного нахождения путей взаимопонимания, поиска истины.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо-обучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.
Применение интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации учебной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать. Наиболее употребляемыми стали:
- При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;
- При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе»), работа в малых группах, аквариум;
- Интерактивные игры: «Ролевая игра», «Драматизация», «Упрощенное судебное слушание»;
- Технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».
Исходя из вышесказанного, на практике необходимо использовать интерактивные формы в целом, или же взяв элементы, которые более целесообразны к определенному классу. Именно интерактивные методы позволяют создавать учебную среду, в котором теория и практика усваиваются одновременно, а это дает возможность ученикам формировать характер, развивать мировоззрение, логическое мышление, связную речь; формировать критическое мышление; выявлять и реализовать индивидуальные возможности. При этом учебно-воспитательный процесс организуется так, что ученики ищут связь между новыми и уже полученными знаниями; принимают альтернативные решения, могут сделать «открытие», формируют свои собственные идеи и мысли с помощью различных средств; учатся сотрудничеству.
Основные виды интерактивных методов обучения
Интерактивные методы обучения делятся на следующие виды:
1. Технология «Незаконченное предложение»
(Я благодарен своей Родине (семье, школе) потому что, желаю ей ....
2. Технология «Микрофон»
Задача: задать вопрос по своей теме для другой группы, но такой, который, сегодня еще не звучал.
Дети берут микрофон и спрашивают
Чаще используя те вопросы, которые слышали на предыдущих уроках.
Учитель задает вопрос - ученики отвечают.
3. Технология «Дерево решений»
Проблема «Признаки живого организма», решение-дыхание, питание, размножение, рождение, рост, смерть и т.д..
Проблема «Условия существования живого организма», решение - свет, тепло, воздух, вода, пища, земля и т.д..
4. Игра «Реклама на телеканале»
Работа в группах. Каждая группа выбирает карту, где указана тема рекламы.
Мы - пешеходы. Моя Родина. Моя семья. Моя школа.
5. Игра «Ключевой момент».
Тест-проверка знаний (тестирование)
6. Технология «Работа в группах»
Игра «Исследователи»:
исследуйте текст, посчитайте, сколько раз в нем встречается слово «калина» и т. п.
7. Технология «Мозговой штурм» - доказать, объяснить
Мозговой штурм - прекрасный метод для использования опыта учащихся с целью решения проблем и разработки идей.
Мозговой штурм срабатывает лучше в группах по 5 -7 человек.
Основные пункты:
Четко определите проблему или тему для мозгового штурма. Работайте в кругу.
Выберите лидера, который ведет обсуждение и поощряет появление новых идей. Он должен поощрять количество, а не качество идей.
Правила мозгового штурма:
1. Никакой критики!
2. Заимствования других идей является нормальным явлением.
3. Желаемое-большое количество идей.
4. Оценка приходит позже.
Чтобы усовершенствовать качество идей, предоставьте время детям, чтобы они написали свои идеи сначала индивидуально.
Совместная деятельность педагога и слушателей в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Важным компонентом активных методов обучения является создание комфортных условий, в которых обучающийся чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным процесс обучения. Занятия проходят в игровой форме, в непринужденной обстановке, в режиме отдыха и развлечений.
Интерактивные методы наиболее соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении. Педагог часто выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы учащихся. Главными в процессе обучения становятся связи между учащимися, их взаимодействие и сотрудничество. Результаты достигаются взаимными усилиями всех участников процесса обучения. Учащиеся несут взаимную ответственность за итоги занятий.
Конечно, применение этих методов требует большего количества времени, чем обычный урок. Но, согласно "пирамиде обучения", именно в этом случае происходит лучшее усвоение знаний.
Традиционный урок направлен на предоставление новой информации, как правило, в виде лекции. В ходе интерактивного урока учащиеся учатся формулировать собственное мнение, правильно выражать мысли, строить доказательства своей точки зрения, вести дискуссию, слушать другого человека, уважать альтернативное мнение. Таким образом, на интерактивном уроке формируются навыки, необходимые каждому человеку в реальной жизни.  Для эффективного применения интерактивных методов педагог должен:
• тщательно планировать свою работу;
• использовать методы, адекватные возрасту учащихся и их опыту работы в интерактивном режиме;
• дать задание обучающимся для предварительной подготовки: прочитать, продумать, выполнить самостоятельные вводные задания;
•отбирать для занятия интерактивное упражнение, дающее обучающемуся "ключ" к освоению темы;
• в процессе самих интерактивных упражнений дать обучающимся время подумать над заданием, чтобы они восприняли его серьезно, а не механически или "понарошку" исполнили его;
• учитывать темп работы каждого учащегося и его способности; • на одном занятии использовать один-два (максимум) интерактивных метода, а не их калейдоскоп;
• провести обстоятельное обсуждение итогов выполнения интерактивного упражнения, при этом актуализируя ранее изученный материал;
• проводить экспресс-опросы, самостоятельные работы по различным темам, которые не были затронуты интерактивными заданиями.

1.2. Классификация интерактивных методов
 
Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов. Ниже приведено условное объединение методов в группы, прежде всего по целям их использования. Однако они с успехом могут быть применены и в других случаях.
Нужно также оговорить и условность названия многих методов. Часто одни и те же методы встречаются под разными именами, или одно и то же название используется для обозначения различного содержания.
Учитывая особую важность некоторых методов для процесса обучения, были выделены основные интерактивные подходы.
Основные интерактивные подходы:
1. Работа в малых группах
2. Обучающие игры:
2.1. Ролевые игры и имитации
2.2. Деловые игры
Другие интерактивные подходы (по целям):
Знакомства, разминки
2. Разрешение проблем:
2.1. Мозговой штурм
2.2. Упрощенное судебное разбирательство
3. Обсуждение сложных дискуссионных вопросов и проблем:
3.1. Один — вдвоем — все вместе
3.2. Дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу
3.3.Дебаты 3.4.Симпозиум 4.Упражнения на развитие умений эффективного общения 5.Упражнения на развитие умений ответственного поведения (например, умение сказать «нет»).
Описание некоторых интерактивных методов обученияРабота в малых группах - это один из самых популярных подходов, так как она дает всем учащимся (в том числе и стеснительным) возможность активного участия, практикует навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия). Все это часто бывает невозможно в большом коллективе. Работа в малой группе — неотъемлемая часть многих интерактивных методов, например, таких, как мозаика, дебаты, общественные слушания, почти все виды имитаций, судебный процесс и др. Данные ниже рекомендации носят общий характер и применимы к любой форме работы в малой группе.
В то же время работа в малых группах требует много времени, этой стратегией нельзя злоупотреблять. Групповую работу следует использовать, когда нужно решить проблему, которую учащиеся не могут решить самостоятельно. Если потраченные усилия и время не гарантируют желаемого результата, лучше выбрать метод «один - вдвоем - все вместе» для быстрого взаимодействия.
 1.Работа в малых группах
Готовность к компромиссу и сотрудничеству. Есть ли в группе люди с заранее установившимися мнениями, которые не хотят изменять их, а стараются навязать свою точку зрения другим?
Поддержка других людей. Оказывают ли члены группы поддержку тем, чья позиция совпадает сих собственной?
Готовность слушать. Может быть, члены группы предпочитают говорить сами, а не прислушиваться к словам других? Указывают ли их ответы на стремление прояснить слова предыдущего выступавшего? Конфликт. Если члены группы, придерживаясь разных позиций, вступают в конфликт, пытается ли группа избежать разговора об этом конфликте? Ведут ли себя члены группы так, как если бы они соглашались с противоположной позицией? Выносят ли они вопросы, вызвавшие разногласия, на открытое обсуждение?
Коммуникативные навыки. Смотрят ли члены группы в глаза собеседнику, выражают ли согласие, задают ли проясняющие и поддерживающие вопросы, повторяют (перефразируют) ли формулировки собеседника (активное слушание), соблюдают ли правила вежливости?
Выбирайте количество участников.
По мере увеличения группы диапазон возможностей, опыта и навыков ее участников расширяется. Повышается вероятность появления участника, чьи знания и навыки окажутся полезными для выполнения группового задания. Но если навыки групповой работы не приобретены, повышается вероятность неорганизованного поведения. Чем больше группа, тем больше умения должны проявлять участники, чтобы дать каждому возможность высказаться. Чем меньше времени отпущено на урок, тем меньше должна быть группа. Маленькие группы более эффективны, поскольку их легче организовать, они быстрее выполняют задания и предоставляют каждому учащемуся больше возможностей внести в общее дело свой вклад. 
Группы из двух человек. В таких группах отмечается высокий уровень обмена информацией и меньше разногласий, но выше вероятность возникновения эмоциональной напряженности и, очень часто, потенциального тупика. В случае возникновения разногласий ни один из участников не имеет союзника. Группы из трех человек. При такой организации две более сильные индивидуальности могут подавить более слабого члена группы. Тем не менее такие группы являются наиболее стабильными структурами, в которых есть возможность для образования временных коалиций. В этом случае легче уладить разногласия.
Группы с нечетным и четным количеством участников. В группах с четным количеством участников разногласия уладить труднее, чем в группах с нечетным количеством. Нечетный состав дает возможность группе выйти из тупика путем голосования.
Группа из пяти человек. Такой размер группы наиболее удобный для учебных целей. Распределение мнений в соотношении 2:3 обеспечивает поддержку меньшинству. Такая группа оптимальна для продуктивного обмена мнениями, то есть у всех есть возможность участвовать в работе и внести свой вклад. 
Грамотно распределяйте учащихся по группам. Опытные методисты рекомендуют образовывать группы с разнородным составом, включая туда сильных, средних и слабых учащихся, юношей и девушек, представителей разных культур, социальных слоев и т.д. В разнородных группах стимулируются творческое мышление и интенсивный обмен идеями. Учащиеся проводят больше времени, представляя свою точку зрения, могут обсудить проблему более детально и учатся рассматривать её с разных сторон. В таких группах строятся более конструктивные взаимоотношения между участниками.
Сохранение стабильного состава группы в течение достаточно долгого времени способствует достижению учащимися мастерства в групповой работе. В то же время смена состава группы поз валяет всем учащимся поработать с разными людьми и узнать их.
Ролевые игры
Учащимся дается описание какой-либо ситуации и действующих в ней лиц, объясняются правила игры. Ученик выбирает роль и старается вести себя так, как его персонаж вел бы себя в заданной ситуации. Очень важно, чтобы участники после окончания игры как можно скорее «возвратились» в реальную жизнь.
Вначале многие боятся ролевых игр и чувствуют себя скованно, но в итоге большинству людей они нравятся. У ролевой игры может быть сценарий, либо игроки могут импровизировать.
По окончании игру нужно прокомментировать, вначале предоставив слово тем, кто изображал персонажей: спросите, что они ощущали во время игры и что чувствуют сейчас, как они реагировали на других игроков, как относятся к своему (или другому) герою, что вызвало трудности, что стало понятным в результате игры. Затем свои комментарии могут высказать специально назначенные наблюдатели из числа остальных участников, ведущий и/или вся группа.
Ролевая игра помогает в работе над проблемой, особенно если ее решение требует изменения устойчивых стереотипов поведения.
Ролевую игру можно использовать для развития уверенности в себе, в качестве репетиции трудного разговора или чтобы отработать на практике модель желаемого поведении. Также можно предложить в ролевой игре смоделировать возникший в группе конфликт и пути его преодоления.
Имитационные игры. Имитационная игра — это имитация реальных ситуаций, взятых из практики, в упрощенной форме. При применении этого метода большее значение придается не результату, а моделированию ситуации, которая используется как реальный обучающий опыт. Используются специфические «правила игры», позволяющие направлять действия участников независимо от преподавателя. Метод является отличной техникой для развития навыков планирования и принятия решений и может оказать сильное влияние на установки и ценности. 
Деловые игры. Деловые игры — способ активации личностного потенциала участников, знаний, умений и навыков, полученных на занятиях, введение их в профессиональное поведение. 
Дебаты Дебаты — один из интерактивных видов деятельности, для которого характерно столкновение позиций, одна из которых получает предпочтение в результате обмена аргументами.
Дебаты появились в Древней Трещи в демократических Афинах, где граждане дебатировали о недостатках и преимуществах законов. В Средние века в Европе дебаты стали частью системы образования и основой для развития ораторского искусства. В наше время большое распространение дебаты получили в демократических странах. Вехой в истории дебатов стали первые телевизионные дебаты между кандидатами в президенты США Никсоном и Кеннеди в 1960 г.
Особенности дебатов (качества образцовых дебатов)
1.Честность. Следует быть честным в поисках аргументов, которые укрепляют позицию участников дебатов.
2. Уважение. Аргументы должны касаться не личности участника дебатов, а только мнений.
3. Дебатируя - учимся. Процесс дебатов имеет большее значение, чем результат. Способность защищать противоположные точки зрения не делаетчеловека лицемерным. Существует мнение: зачем спорить, если вы полностью уверены в своей правоте.
Методические рекомендации
ПодготовителънаяработаВыбирается тема для дебатов. Учитель помогает понять тему учащимся. 2. Привлечение специалистов
Специалист может принять участие в учебном занятии: стать одним из судей, помочь в подготовке и обсуждении дебатов. 3. Распределение ролей
Класс делится на три группы: две группы станут командами -участницами дебатов, одна команда - утверждающая сторона, другая -отрицающая сторона. Число участников должно бытъравным. Третья группа - судьи: председатель и его помощники. Ими могут стать: учитель, специалисты, учащиеся. 4. Подготовка участников
Председатель знакомит участников с регламентом, правилами проведения дебатов. Команды готовятся к дебатам: обсуждают темы и определяют аргументы в поддержку своей позиции.Схемы построения аргумента:
Аргумент Свидетельство Доказательство Или Рассуждение Поддержка Вывод
Листья желтеют и опадают. Птицы улетают на юг.Эти события связаны с приходом осени.
Наступила осень.
Команды выстраивают свои выступления на диспуте.Первые участники команды, открывающие выступления, говорят о позиции всей команды. Последующие участники излагают аргументы в поддержку озвученной позиции. Один ученик излагает один аргумент. Затем участники команд готовятся к опровержению аргументов другой стороны. Один участник излагает одно опровержение.
5. Подготовка помещения
6. Проведение дебатов
Председатель начинает дебаты: объявляет тему, формулирует проблему и устанавливает регламент. Первый выступающий имеет в распоряжении не более трех минут. Все последующие выступающие - не более двух минут.После высказывания аргументов в поддержку своей позиции команда начинает опровергать аргументы противника. Каждая команда имеет право на оглашение определенного количества опровержений. В конце дебатов судьи сообщают название команды-победителя. 
7. Подведение итогов дебатов
Судьи объясняют результаты дебатов, выделяют сильные и слабые стороны команд-участниц. Представители команд оценивают личное участие в дебатах, что удалось, что - нет, пути совершенствования дебатов. Участники занятия обсуждают эффективность и полезность такого метода обучения.
Дискуссия Дискуссия предполагает совместную работу группы от двух до тридцати человек, обменивающихся информацией и идеями с целью решения какой-либо проблемы или лучшего понимания конкретной задачи или ситуации. Дискуссия характеризуется свободной и открытой коммуникацией, целенаправленностью, знакомством с фактами, обстоятельностью и глубиной изучения, сущностным уровнем достигаемого консенсуса и групповой ответственностью.
Любой из перечисленных методов должен сопровождаться короткой лекцией для доведения до группы исходной информации и ответов на уточняющие вопросы. Во время дискуссии преподаватель может давать комментарии и указания, управляя ее ходом. Должно быть выделено достаточно времени, чтобы каждая из участвующих микрогрупп смогла сообщить свои рекомендации и решения всей группе в целом. Каждый. Мозговой штурм
Мозговой штурм позволяет генерировать большое число идей за короткий период времени, а затем выбирать из них те, которые лучше всего решают поставленную проблему. Для мозгового штурма необходимо, чтобы участники чувствовали себя комфортно и не боялись сказать глупость.Перед учащимися ставится какая-либо проблема или описывается некоторая возможность. Сообщается, что в их распоряжении 2-5 минут времени, чтобы высказать свои идеи независимо от того, насколько приемлемыми они им кажутся. Дискутировать запрещается. Предположения должны быть выражены в виде отдельных слов или коротких фраз. Кто-то один записывает все высказанные идеи на доске. По окончании сеанса эта запись редактируется и выносится на обсуждение, которое проводит ведущий или, лучше, один из учащихся. Дискуссия должна иметь ясно выраженное направление, чтобы каждый понимал, что делают все участники.
Метод изучения случая
Метод изучения случая (кейс-метод) использует какую-либо реальную историю или описание события очевидцем, что всегда достоверно и обычно интересно. Как правило, для «изучения случая» характерно сочетание значительной доли интерактивности учащихся с активными комментариями преподавателя. Поиск решения проблемы в общем случае может быть долгим.При использовании этого метода очень важно, чтобы учащиеся точно знали, что и для чего они должны делать. Описано несколько кейс-методов: 
Остросюжетные случаи
Схематически описывается проблема, требующая безотлагательного решения или действия. Учащимся сообщают исходные данные и рассказывают о развитии событий до решающего момента. Затем перед ними ставят вопросы: какие возможны альтернативы, что необходимо делать и почему. 
Случаи-инциденты Дается короткое (100-200 слов), неполное описание проблемной ситуации. Участники получают недостающие данные, задавая вопросы на уточнение. Группа может быть поделена на команды, защищающие свои позиции. В итоге вся группа должна прийти к общему взаимосогласованному решению проблемы.
 Случаи, стимулирующие индуктивное/дедуктивное мышление 
Важное значение придается процессу принятия решения, а не самому решению. Учащийся читает описание изучаемой ситуации и анализирует ее, задавая вопросы и отвечая на них. 
Экспертное обсуждение
Выделяется группа экспертов, в которой участвуют от трех до восьми человек, включая ведущего (модератора). Эксперты обсуждают предложенную тему с различных точек зрения. Ведущий может выступить с общим комментарием, когда тема исчерпана, после чего дает новую тему. Важно так планировать и распределять время, чтобы его хватило на вопросы участников. Членами группы экспертов могут быть специалисты по обсуждаемой теме или группа недавно изучивших ее учащихся. 
Интервьюирование приглашенного специалиста 
Учащиеся и преподаватель задают ряд заранее подготовленных вопросов приглашенному гостю. Интервью должно быть сфокусировано на специальной, вызывающей интерес теме. Труппе учащихся заранее предлагается изучить публикации гостя и приготовить серию вопросов, которые затем направляются другим учащимся и приглашенному специалисту. Труппа, подготовившая вводные вопросы, задает их первой. Другим учащимся предлагается затем задать какой-либо вопрос по теме интервью.
Технология интерактивного обучения
Интерактивное обучение представляет собой такую организацию учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания. Структура урока, проведённого в интерактивном режиме, включает 8 этапов. Остановлюсь на особенностях организации каждого из них.
Мотивация. Для создания мотивации наряду с проблемными вопросами и заданиями использую сценки, чтение словарных статей, отрывков из газетных статей, заслушивание статистических данных (например, о влиянии развития навыка чтения младших школьников на их дальнейшее обучение), разные определения одного понятия. Организуя этот этап, всегда помню, что то, что одного учащегося побуждает к активным действиям, вызывает бурную реакцию, другого оставляет равнодушным либо приводит к незначительному эффекту, поэтому стараюсь от урока к уроку менять способ мотивации, разнообразить их.
Сообщение целей (целеполагание). Цели уроков интерактивного обучения отличаются от традиционных. На первое место выдвигаются цели, связанные со знаниями учащихся: назвать признаки функциональных стилей, назвать изменения, произошедшие в русской графике, дать определения понятиям орфография, орфограмма. Затем ставятся цели, связанные с формируемыми умениями: выделить написания, подчиняющиеся каждому принципу русской орфографии, определить стилистическую принадлежность текста, публично представить результаты групповой работы. На третьем месте стоят цели, называющие ценности: выразить своё отношение к необходимости существования единых норм орфоэпии, высказать своё суждение о значении грамотного письма, сделать вывод о практической значимости полученных знаний. Этот этап имеет большое значение: во-первых, позволяет всю дальнейшую деятельность учащихся сделать целенаправленной, т.е. каждый учащийся узнаёт, каким будет конечный результат, к чему ему стоит стремиться; во-вторых, на этом этапе преподаватель учит учащихся формулированию целей урока - одному из профессиональных умений учителя.
Предоставление новой информации. Поскольку все понятия, которые мы изучаем, в той или иной мере уже знакомы учащимся, рекомендуется начинать этот этап с мозгового штурма: «Какие ассоциации вызывает у вас слово письменность?», «Какие понятия связаны со словом орфография?» Представленные стержневые мысли я записываю на доске в столбик и нумерую. Этот вид работы помогает отобрать то, что уже известно учащимся, а что действительно непонятно, незнакомо. Эту же работу можно провести иначе: на обратной стороне доски заранее записываю ключевое слово, например, орфоэпия, а вокруг него располагаю слова: орфоэпические словари, нормы произношения, правильно писать, правильно говорить, речь, речевые ошибки. Затем предлагаю учащимся выбрать те понятия, которые, по их мнению, связаны с ключевым словом. Этот вариант работы эффективен тогда, когда у учащихся недостаточно представлений об изучаемом понятии. Третий вариант организации этой работы: предлагаю учащимся расслабиться, настроиться на тему размышления, взять ручки и записать те мысли, которые приходят в голову, при этом напоминаю, что не нужно стремиться к логике, последовательности.
Новая информация предоставляется преимущественно на Рабочих листах, где вверху записаны вопросы и задания, а ниже помещена информация. Для предоставления информации также использую учебники, словари, монографические статьи, слово учителя.
Интерактивные упражнения. В качестве интерактивных упражнений я практикую работу в малых группах. Проведение этого этапа вызывает наибольшее число трудностей. В группах сменного состава эти проблемы решаются с помощью ротации: из активной группы перевожу в пассивную, а из пассивной - в активную. Состав группы должен включать не более 5-6 человек, т.к. в группах большего количественного состава иногда не хватает времени всем высказаться, легче бывает «спрятаться» за спины других, что снижает активность учащихся, гасит интерес к занятию. Лучше, если в каждой группе объединяются учащиеся разного уровня информированности по данному предмету, это позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга. Во избежание потери времени на уроке следует заранее планировать, как учащиеся будут разделены на группы. Для этого можно раздать карточки с буквами, которые составляют ключевое, слово и предложить объединиться всем, кому достались одинаковые буквы. Размещение рабочих мест тоже нужно продумывать заранее. На перемене можно поставить столы по 2 или по 3, а стулья расположить напротив друг друга. Такая планировка не мешает слушать, учащиеся могут видеть лица друг друга, что помогает совместному общению. Большое значение для эффективности учебного сотрудничества имеет характер его организации, в частности, внешняя регламентация деятельности участников групп. При организации первого занятия сообщаю учащимся, что при подготовке выступления следует выслушать всех участников группы, совместно попытаться разобраться в проблеме, в случае необходимости можно обратиться за помощью к преподавателю, затем выбрать выступающего. Во время работы групп необходимо следить, насколько продуктивно организуется совместная работа, помогать некоторым учащимся включиться в общение, оказывать необходимую помощь в решении проблемы. На подготовку выступления разным группам требуется разное время. Если не все группы подготовились одновременно, то выделяю для них дополнительное время. При озвучивании проблемы используются такие варианты работы: выступает один человек (по выбору группы или по желанию); выступают последовательно все члены группы. Но в том и другом случае учащиеся должны помнить, что выступать необходимо кратко и информативно.
Новый продукт. Логическим завершением работы над новыми знаниями является создание нового продукта. Учитывая большой объём информации, усваиваемой на уроке, и ограниченность времени, в качестве нового продукта я предлагаю учащимся сделать самостоятельные выводы (например, о том, могут ли оставаться произносительные нормы неизменными по истечении десятилетий), высказать свою точку зрения (например, о необходимости существования единых норм орфоэпии), выполнить новое, ранее не выполнявшееся задание.
Рефлексия. Этот этап предполагает подведение итогов деятельности учащихся. Рефлексии способствуют вопросы: - Что особенно понравилось? Чему научились? Как пригодятся эти знания в будущем? Какие выводы можно сделать по сегодняшнему уроку? Данные вопросы позволяют учащимся выделить то главное, новое, что они узнали на уроке, осознать, где, каким образом и для каких целей эти знания могут быть применены.
Оценивание. Этот вопрос является наиболее сложным для учителей, работающих в интерактивном режиме. Оценивание должно стимулировать работу учащихся на последующих занятиях. В первый раз, если все работали активно, с желанием, выставляю всем участникам группы высший балл. В дальнейшем оценивание поручаю руководителю группы. Такой способ организации оценивания имеет профессиональную направленность - приучает учащихся оценивать работу других. Можно использовать такой подход: каждый член группы оценивает каждого, т.е. выставляет отметку каждому товарищу в листок оценивания. Учитель собирает листки и выводит средний балл. Наконец, можно воспользоваться самооценкой работы учащихся.
Домашнее задание. После проведения уроков в интерактивном режиме предлагаются задания, требующие творческого переосмысления изученного материала: написать сочинение - миниатюру по теме, высказать свою точку зрения по проблеме, провести стилистический эксперимент. Считаю, что такое задание в большей степени соответствует природе интерактивного обучения.
Занятия, построенные в интерактивном режиме, вызвали заметный интерес у учащихся, прежде всего, потому, что нарушили привычный и несколько надоевший порядок работы на уроке, позволили каждому побыть не в роли пассивного слушателя, а в роли активного участника, организатора учебного процесса. Об отношении учащихся к урокам, построенным в интерактивном режиме, говорят результаты анкетирования, проведённого в одной из групп. Из 27 опрашиваемых 26 ответили, что они лучше усваивают материал и хотели бы, чтобы данная технология использовалась при изучении всех предметов.
Особенности интерактивного обучения
Интерактивное обучение - способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса; обучение, погруженное в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности. Это метод, при котором «все обучают каждого и каждый обучает всех» (по В.С. Дьяченко)
Сохраняя конечную цель и основное содержание образовательного процесса, интерактивное обучение изменяет привычные транслирующие формы на диалоговые, основанные на взаимопонимании и взаимодейстии.
Система оценки деятельности учащихся:
«Чрезвычайно важно, что в такой системе обучения изменяются подходы к допущенным учащимися ошибкам. Фокус внимания преподавателя смещается от получения правильного ответа к пониманию того, каким образом этот ответ получен. Ошибки учащихся преподаватель использует как часть учебного процесса, вместе с ними анализирует логику мышления, приведенную к просчетам, и тем самым совершенствует мыслительный процесс» (по В. Болотову)
«При оценке работы группы подчеркиваются не столько ученические, сколько человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не давать детям, работавшим вместе, разных оценок!!!»(по Г.А. Цукерману).
Актуальной задачей современной начальной школы является реализация компетентностного подхода в образовании, а именно, формирование ключевых компетентностей, обобщенных и прикладных предметных умений, жизненных навыков.
Вопросы активизации учения школьников относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников.
Современные учебники, пособия для учителей позволяют при должной подготовке строить урок так, чтобы развивать у учащихся мышление, внимание и другие виды познавательной деятельности. Продуктивный урок должен формировать не только глубокие и прочные знания, но и умения использовать их в различных ситуациях, самостоятельно добывать знания, формировать опыт решения проблем. В связи с этим остро стоит вопрос о целенаправленной работе по развитию учащихся - интеллектуальных, физических, эмоционально-волевых, познавательных умений. Наилучшие результаты при решении этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе.
Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам. Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленного взаимодействия и организации педагогической среды, т.е. применения педагогической технологии (системы работы учителя). В последние года разработаны технологии, которые призваны решать ряд проблем, возникающих перед учителем.
К таким технологиям можно отнести:
- технологию гуманно-личностного образования Ш.А. Амонашвили;
- интенсивного развивающего обучения Л.В. Занкова;
- проблемного обучения А.М. Матюшкина.
Каким же образом нужно построить обучение, чтобы процесс познания стал обоюдно интересным, значимым и для педагога и для учащегося?
Педагогика предлагает различные пути: воспитание ответственности, развитие мотивации, адаптирование учебного материала к учебным возможностям учащего и др. Современная образовательная ситуация требует поиска и освоения новых форм учебных взаимодействий между участниками процесса обучения.
Сегодня в самом общем виде определен обязательный минимум содержания обществоведческого образования выпускников школы. Учителям стал известен перечень основных дидактических единиц. Постепенно складываются представления о том, что делать на уроках обществознания, чему обучать. Однако по-прежнему учителей и методистов волнует вопрос, как преподавать и обучать, как учить и учиться.
Основные методические инновации связаны с применением активных или, как их еще называют, интерактивных методов обучения. Хотелось бы уточнить само понятие. Слово "интерактив" пришло к нам из английского от слова interact (inter - взаимный, act - действовать). Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход оказался для меня наиболее реальным путем обеспечения положительной мотивации учащихся к изучению математики, формирования устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся.
Интерактивное обучение - это обучение, погруженное в общение. При этом "погруженное" не означает "замещенное". Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.
Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информации, выработку совместной стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.
Традиционно выделяется три стороны общения.
-информативную (обмен информацией);
-интерактивную (выработка стратегии и координация совместных действий индивидов);
- перцептивную (адекватное восприятие и понимание друг друга).
Общение полноценно, когда в нем присутствуют все три названные стороны. Общение может проходить как на вербальном, так и невербальном уровне.
Сотрудничество рассматривается психологией как особая форма человеческих взаимодействий, требующая учета многих факторов (уровня сплоченности коллектива, наличия действенной обратной связи, реакции на конфликтные ситуации, готовности к взаимообмену, взаимопомощи и т.д.).
В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Значимость общения со сверстниками является ведущим видом деятельности для подростков 10-15 лет.
Структуру учебных взаимодействий можно рассматривать с разных точек зрения. Прежде всего, взаимодействие учителя и ученика связаны с формой организации учебной деятельности индивидуальной, фронтальной и групповой.
В первых двух случаях построение аналогичное (учитель - ученик), отличие в масштабе реализации. Групповая форма организация учебной деятельности имеет более сложную структуру. Здесь в процессе учебных взаимодействий устанавливаются продуктивные связи не только между педагогом и учащимися, но и внутри ученического коллектива. Таким образом, с точки зрения интерактивности именно групповая форма оказывается более эффективной и насыщенной, хотя это по-разному может сказаться на результативности учебного процесса.
Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности есть способ организации совместных усилий учащихся по решению поставленной на уроке учебно-познавательной задачи.
Групповая форма обучения должна одновременно решать три основных задачи:
- конкретно-познавательную, которая связана с непосредственной учебной ситуацией;
- коммуникативно-развивающую, в процессе которой вырабатываются основные навыки общения внутри и за пределами данной группы;
- социально-ориентационную, воспитывающую гражданские качества, необходимые для адекватной социализации индивида в сообществе.
2.1Задачи интерактивного обучения

Интерактивное обучение одновременно решает несколько задач:
- развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися;
- решает информационную задачу, поскольку обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
- развивает общие учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть обеспечивает решение обучающих задач;
- обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению.
Интерактивное обучение отчасти решает еще одну существенную задачу. Речь идет о релаксации, снятии нервной нагрузки, переключении внимания, смене форм деятельности и т. д.
Технологии интерактивного обучения.
1. Работа в парах.
2. Ротационные (сменные) тройки.
3. Карусель.
4. Работа в малых группах.
5. Аквариум.
6. Незаконченное предложение.
7. Мозговой штурм.
8. Броуновское движение.
9. Дерево решений.
10. Суд от своего имени.
11. Гражданские слушания.
12. Ролевая (деловая) игра.
13. Метод пресс.
14. Займи позицию.
15. Дискуссия.
16. Дебаты.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
- Активное включение каждого учащегося в процесс усвоения учебного материала
- Повышение познавательной мотивации
- Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
- Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
- Воспитание лидерских качеств
- Умение работать с командой и в команде
- Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
Заключение

Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала.
Интерактивные методы обучения очень эффективны, так как они:
- развивают самооценку и уверенность в себе;
- делают уроки интересными, познавательными;
- развивают чувство ответственности;
- дают возможность высказывать мнения, отстаивать свою точку зрения, перенять опыт;
- дают возможность осваивать жизненно важные навыки;
- способствуют инициативе учащихся;
- учащиеся имеют право на свое мнение;
- учеба происходит в действии при сотрудничестве учащихся с учителем;
-учащиеся и учитель договариваются об основных условиях совместной работы;
- учеба начинается с того уровня, на котором учащиеся находятся;
- помогает создавать положительные эмоции .
Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.
Интерактивное обучение — это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся: все участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются  информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия друг друга и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что она подтверждает возможность изменения, дополнения, совершенствования приемов обучения и воспитания. Развитие учащихся будет осуществляться более эффективно с использованием интерактивных методов обучения, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- активность воспроизведения будет характеризоваться стремлением обучаемого понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях;
- активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;
- педагог будет понимать значимость использования интерактивных методов обучения в целях развития и воспитания школьников, владеть технологией включения интерактивных методов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.
Список литературы
1.Антони М. А. Интерактивные методы обучения как потенциал личностного развития обучающихся // Психология обучения. - 2010. - N 12. - С. 53-63.
Вислобоков Н. Ю. Технологии организации интерактивного процесса
обучения // Информатика и образование. - 2011. - N 6. - С. 111-114.
Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании:
интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д : Феникс , 2010. -315 с.Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ
4.Герасимова Н. И. Деловая игра как интерактивный метод обучения речевой деятельности // Среднее профессиональное образование. - 2011. - N 1. - С. 24-25.
5.Малышева Т. В. Влияние методов интерактивного обучения на развитие коммуникативной компетенции учащихся // Учитель в школе. - 2010. - N 4. - С. 14-16.
Методическое пособие по интерактивным методам преподавания права в
школе. - М. : Новый учебник , 2002. - 192 с.