План-конспект урока по алгебре в 7 классе на тему: Разложение многочлена на множители


План-конспект урока по алгебре в 7А классе на тему: Разложение многочлена на множители
Технологическая карта урока
Данные об учителе:    Бутенко Татьяна Николаевна, 2 квалификационная категория, МБОУ СОШ № 46, г.ХабаровскаПредмет:  алгебра            Класс: 7                 Учебник (УМК): С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин Алгебра 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2011.
Тема урока: Разложение многочлена на множители                                           Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: доска; задания для выполнения на уроке; протокол оценивания, задания для домашней работы.
Использованные материалы и интернет-ресурсы:
1. С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин Алгебра 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: «Просвещение», 2011.
2. Материалы газеты «Первое сентября»,2006- г.
3..http://festival.1september.ru/articles/579245/Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:
Учащиеся умеют:
• регулятивными УУД:
формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных) слов (2 уровень);
преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместно с учителем (2 уровень);• познавательными УУД:
собирать и выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя (2 уровень);
У большинства учащихся не сформированы:
• коммуникативные УУД:
высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
• личностные УУД:
осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы.
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:
Вид планируемых учебных действий Учебные действия Планируемый уровень достижения результатов обучения
Предметные уметь в процессе реальной ситуации использовать формулы и способы разложения на множители 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение
умение решать основные типы задач на применение формул и способов 3 - 4 уровень — понимание, адекватное употребление в речи, выборочно — воспроизведение  
Регулятивные самостоятельно ставят новые учебные задачи путем задавания вопросов о неизвестном 2 уровень — самостоятельное действие учащихся по заданному алгоритму
планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления 2 уровень— совместное с учителем действие учащихся на основе знания видов источников информации и способов работы с ними
Познавательные закрепляют  навыки и умения применять алгоритмы при разложении многочлена; систематизируют знания, обобщают и углубляют знания при решении задач по теме «Разложение многочлена на множители». 3 уровень — самостоятельное действие учащихся по применению математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач
Коммуникативные умение слушать и вступать в диалог; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе. 2 уровень — совместные действия учащихся в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля
Личностные формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; требовательное отношение к себе и своей работе. 2 уровень — самостоятельное выполнение действий с опорой на известный алгоритм
Структура и ход урока
Этап урока Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учеников Время (в мин) Формируемые УУД
1. Организационный этап Создать благоприятный психологический настрой на работу Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока. 1 Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Регулятивные: организация своей учебной деятельностиЛичностные: мотивация учения
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока. 4 Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание. 
Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.
3. Актуализация знаний Актуализация опорных знаний и способов действий. Организация устной работы и повторения основных формул. Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы. 3 Познавательные: структурирование собственных знаний.
Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 
Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Личностные:  оценивание усваиваемого материала.
4. Применение знаний и умений в новой ситуации Показать разнообразие применения приемов при преобразовании выражений Организация и контроль за процессом решения задач. Работают в парах и группах над поставленными задачами. 20 Познавательные: формирование интереса к данной теме.
Личностные: формирование готовности к самообразованию.
Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. 4 Личностные: формирование позитивной самооценкиКоммуникативные: 
Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.
6. Рефлексия (подведение итогов урока) Дать количественную оценку работы учащихся Подводит итоги работы групп и класса в целом. Учащиеся сдают протоколы оценивания. 3 Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке7. Информация о домашнем задании Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания Дает комментарий к домашнему заданию Учащиеся записывают в дневники задание. 3 Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
Сегодня у нас пройдут соревнования в командных и личных зачетах. Помогать мне будут консультанты-тренеры. Каждая команда получит свои задания в каждом из видов соревнований. Свои личные и командные достижения вы будете заносить в протоколы соревнований. Учащиеся слушают учителя, подписывают протоколы оценивания
2. Постановка цели Учитель предлагает к заявленной теме поставить личные цели к уроку.
Сегодня у нас урок обобщающий в разделе «Формулы сокращенного умножения». Какие цели на этот урок каждый перед собой поставит? Ваши цели предлагаю объединить в одну. Сегодня мы с вами будем работать под девизом « Научился сам – научи другого». Учащиеся предлагают свои цели.
Формулируют цель урока, задачи. Записывают в тетради дату и тему урока. 
3. Актуализация знаний Учитель: Сейчас консультанты пройдут свою подготовку и затем смогут выступать в роли тренеров.
Мы же сначала проведем жеребьевку: ( по 1 участнику из команды). . За каждый правильный ответ- 1 балл.
1. Жеребьевка.
1)Какие знаете способы разложения на множители?
2) Какой закон используется при вынесении общего множителя за скобки?
3) На карточках записаны задания, на магнитной доске –пазлы с ответами.

-записать формулу квадрат разности;
-найти правую часть формулы а3+в3=;
-закончить формулу (а +в )3= ;
-найти формулу квадрат суммы.
Учитель: А теперь разминка и для остальных участников команд.
У каждой команды на столе задания. Вы можете принести очки своей команде.
2.Разминка. В некоторых примерах пропали числа, буквы и целые выражения, на их местах остались зияющие пустые места. Надо немедленно все восстановить. Каждое верно решенное задание-1 балл.
Учащиеся устно выполняют предложенные задания, по 1 участнику из заготовленных пазлов составляют верное равенство.
Учащиеся, справившиеся с заданием, выходят к доске и заполняют пропуски.
4. Этап применения ранее изученного материала. Учитель: предлагает консультантам вернуться в команды и продолжить работу с ними.
- Итак тренеры готовы и команды погружаются в работу.
3. Погрузись в формулы работа с консультантами.
Применить один из методов разложения на множители

- в2 – 2bc + c2 ;- 9х2 -у2 ;- 1-(2d)³ ;
- а2 + 6a + 9;
- 25x2 – y2;
- 5х7 +15у 4;
- 7х-7у+а(х-у);
- a³+8. Учащиеся под руководством тренеров работают в тетрадях. Тренеры оценивают работу каждого и проставляют баллы в протоколы.
5.Этап закрепление знаний и применение их в новых ситуациях Учитель: предлагает работу на применение способов разложения многочлена с дополнительным вычислением, при затруднении можно работать в паре. Для более успешных учащихся дает индивидуальное задание.
4.Не подведи команду.
Выполняется следующее задание с последующей проверкой на доске.
1.Вычислить:
1,39 ·15+18 ·1,39+15 ·2,61+18 ·2.
2.Упростить и найти значение выражения:
5а2–5ах–7а+7x, если x=–3, а=4.
3.Упростить и найти значение выражения:
а2+аb – 5а – 5b, если а=6,6; b=0,4.
И не забудь про себя: (индивидуально)
Решить уравнение:
5x² – 10х + (х – 2) = 0. Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач.
Задания проверяются с помощью слайдов и ученики получают баллы.
6. Этап закрепление изученного материала Учитель: дает следующее задание, которое будет зачислено индивидуально. Пока участники решают, учитель подсчитывает командные очки и распределяет места. По окончанию работы дает ключ к кодовому слову. Затем открывает верные решения и ученики отгадывают код.
5. Личный зачет.
№ п/п Разложение на множители Ответ Буква
1.
2.
3.
4.
5. 32х – 8а
4х² +36х³
15с(а+b) + 8(a+b)
4ac+4ad – b(c + d)
ax– 3x+4a – 12
8(4х–а)
4х² (1+ 9х)
(a+b)(15c + 8)
(c + d)(4a – b)
(a– 3)(x + 4)
Учитель: открывает верные решения.
4х² (1+9х) (a– 3)(x + 4) 23с(а+b) (c+d)(4a–b) 8(4х–а) (a+b)(15c+8)
24(x-a)
р о к в б а п Учитель: для успешных участников дает дополнительное задание.
Интервью «победителей»
Корреспондент газеты «Школьный курьер» подбирает материал для рубрики «Изюминка». Подскажите, как лучше выполнить задание: сравнить не выполняя вычислений
372 и 36*38
Правильный ответ- 2 балла. Учащиеся выполняют задание самостоятельно, лишь некоторые используют помощь.
Ученики проверяют правильность решения, ищут кодовое слово: «Браво».
Ученики, выполнившие задание получают баллы дополнительно.
7. Этап подведение итогов. Домашнее задание. Учитель: прописывает на доске места команд и подводит итог урока:
- Итак, наше путешествие закончилось. Как вы считаете, достигли мы поставленных в начале урока целей? (ответы нескольких учеников) Каковы результаты нашей работы узнаем, когда подсчитаем получившийся суммарный результат: выставляем отметки
больше 20 баллов – «5»
17-19 баллов – «4»
10-16баллов-«3»
<10 баллов- «2».
Понравился ли вам урок? Чувствовали ли вы себя комфортно на уроке? Как вы думаете, пригодятся ли вам в следующих классах эти способы разложения?
Домашнее задание.
п. 6.10, № 469 (г,е,з); 470 (2ст); инд.475 (е )
Спасибо за урок! Учащиеся отвечают на вопросы учителя, просчитывают баллы и оценивают свою работу на уроке, сдают протоколы оценивания.
Учащиеся получают с домашнее задание, прописывают его в дневник.