Применение творческого потенциала обучающихся. Формирование положительной мотивации детей к обучению письменной речи иностранного языка.


МБОУ «Седняя школа №6»
г. Зарайск
Иванова Марина Владимировна
Учитель английского языка
Применение творческого потенциала обучающихся. Формирование положительной мотивации детей к обучению письменной речи иностранного языка.
Каждый возраст обучаемых обладает специфическими особенностями физического, психического и социального развития, что, в свою очередь, требует тщательного выбора педагогических технологий, применяемых в образовательном процессе. обучения. Для учителя важно знать эти особенности и, главное, уметь их учитывать и целенаправленно использовать для максимального раскрытия возможностей и всестороннего развития способностей своих учеников.
Одной их таких особенностей является применение творческого потенциала обучаемых.
В настоящее время проблема творчества является одной из наиболее перспективных проблем в современной педагогике и психологии и сегодня актуальна настолько, что Д.Б. Богоявленская называет ее «проблема века». [2, 96]
Прежде чем говорить о возможности применения творческих заданий в процессе обучения, необходимо рассмотреть само понятия «творчество», «творческие способности» и, что немаловажно, рассмотреть механизмы творчества.
Творчество – это сложная форма человеческой деятельности, предполагающая мобилизацию знаний, умений, всего жизненного опыта, духовных и физических сил и порождающая нечто качественно новое, неповторимое, оригинальное, отличающееся общественно-исторической оригинальностью.
Готовность выпускника средней школы к творческой деятельности во многом определяет их будущий успех в сфере производства как материального, так и нематериального.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству уже в младшем возрасте – залог будущих успехов.
Что же такое «творческие способности»?
Американский психолог Фромм предложил следующее определение понятия: «Это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» . [5,289]
Механизмы творчества:
1) беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени;
2) гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую, видеть, что информацию, полученную в одном контексте, можно использовать и в другой;
3) оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений. Она связана с целостным видением всех связей и зависимостей, незаметных при последовательном логическом анализе;
4) любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому;
5) точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту;
6) смелость – способность принимать решение в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доверить их до конца, рискуя личным успехом и репутацией.
Способности в даже самом бы, казалось, бесталанном человеке можно развить, если при этом он будет иметь высокий уровень мотивации, правильное обучение и, главное, готовность к этому обучению. Именно здесь включается в процесс фактор наследственности, – если зерно падает на благодатную почву, оно выживет с большей вероятностью, чем упавшее в бесплодной пустыне. То есть, для достижения высокого уровня развития каких-либо способностей, у человека, кроме желания развиваться, должны быть и ещё какие-то задатки, то есть «некоторые генетически детерминированные анатомно-физиологические особенности мозга и нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой сложного процесса формирования и развития способностей. Задатки многозначны, то есть на их основе могут быть сформированы различные способности. В качестве задатков общих и специальных могут выступать [4, 110]:
типологические свойства нервной системы от которых зависит скорость образования временных нервных связей, их прочность, лёгкость дифференцировок, сила сосредоточенного внимания, умственная способность и т. д.;
индивидуальные особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга и т.д.
Ребенок не может с одинаковым интересом относиться ко всем изучаемым в школе предметам и в течение всего времени обучения. Вместе с тем не дает эффекта и построение процесса обучения только на педантической организации учебных занятий и требовательности. Отношения к учению, построенные только на интересе или на полном его игнорировании, приучают ребенка либо следовать исключительно своим внутренним побуждениям, связанным с получением удовольствия, либо относиться к учению как к неприятной повинности. У школьника формируется убеждение в том, что учение обременительно и, если не вызывают интереса, не заслуживают серьезного внимания. [10, 350]
Обучение в школе направлено на передачу детям определенного объема знаний и навыков. Практически не решается задача развития мышления и личности ребят, создание условий для активизации их творческого отношения к учению. Однако известно, что знания быстро устаревают, под воздействием научно – технического прогресса происходит частая смена различных видов труда. Кроме того, в процессе деятельности учащихся по усвоению готовых знаний и воспроизведению заданных действий у них закрепляются лишь репродуктивное мышление и память. Школьники привыкают к исполнительской деятельности «приказано – выполняй».
Необходимо отметить также и тот факт, что традиционная классно – урочная организация обучения в школе несет на себе печать монотонности и однообразия. Необходимо оживить и разнообразить школьную жизнь детей, внедрить нетрадиционные и активные методы обучения.
Учитель вынужден искать новые, более эффективные способы и приемы овладения программным материалом. Особенно актуален поиск таких способов на среднем этапе обучения иностранному языку. [11, 57]
Говоря о развитии творческих способностей и развитии умения письменной речи нужно сказать о правильном выборе методов и приемов, которые будут направлены не только на развитие речевых умений, но и на реализацию личностно – ориентированного подхода, который в свою очередь предполагает развитие у учащихся самостоятельности, мотивированности и творческих способностей.
Для того, чтобы сформировать положительную мотивацию детей к обучению, учитель может использовать игровые приемы при обучении письменной речи на английском языке. Использование игрового метода - это достаточно интересная и эффективная организация учебной деятельности учащихся.
Использование этого метода призвано способствовать созданию благоприятной психологической атмосферы общения, и помогает учащимся увидеть в иностранном языке реальное средство общения.
Для формирования навыка письма, учитель может использовать такие игровые приемы, как: кроссворды, загадки, чайнворды. С помощью данных приемов мы развиваем такие механизмы творчества, как: беглость мысли, гибкость и оригинальность, а также любознательность.
Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используется «эго-фактор» (я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы. [6,18]
Метод проектов позволяет развивать творческие возможности учащихся, активизируя их знания из разных областей при решении одной проблемы, дает им возможность приобрести практические навыки использования полученных знаний, помимо этого мы также развиваем оригинальность и точность, беглость и гибкость мысли.
Проект - это возможность учащимся выразить свои собственные идеи в удобной для них творчески продуманной форме: изготовление коллажей, афиш и объявлений, проведение интервью и исследований (с последующим оформлением), демонстрация моделей с необходимыми комментариями, составление планов посещения различных мест с иллюстрациями, картой и так далее.
В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика как индивида, и как члена проектной группы. Самое важное то, что учащийся, а не учитель определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.
Основным принципом, выделенным нами в процессе проведения проектной работы с учащимися - это принцип «учение с увлечением». Учащиеся многое усваивают, если им нравится процесс обучения. Получение удовольствия - это одно из главных условий эффективности обучения.