Развитие коммуникативных умений при изучении русской народной сказки «Колобок»


Тема: развитие коммуникативных умений при изучении русской народной сказки «Колобок»
Цель: познакомить с содержанием и героями сказки «Колобок».
Задачи:Образовательные: Познакомить с сказкой «Колобок», упражнение в различении и назывании сказок, изученных раннее («Курочка Ряба», «Репка»);
Коррекционно-развивающие:
- коррекция устной речи через артикуляционную гимнастику, диалогической речи; - коррекция и развитие общей и мелкой моторики.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к учебе;- воспитывать нравственные качества (любовь к сказкам, умение сопереживать, сочувствовать.Ход урока.
1. Орг. момент
Вот и прозвенел звонокНачинается урок.Очень тихо вы садитесь,И работать не ленитесь.
- Сейчас у нас урок речи. Где мы учимся правильно говорить, читать и писать… - Сегодня на уроке мы с вами познакомимся ещё с одной сказкой и даже попробуем себя в роли актёров.- Но сначала скажите мне, какое у вас настроение сегодня? (хорошее)- Давайте улыбнёмся друг другу.
- И я надеюсь, что хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.- А сейчас вспомним правила поведения на уроке.- Как нужно сидеть за партой?- Как отвечаем на уроке?- Итак, на уроке слушаем меня внимательно и стараемся чётко проговаривать слова.
2. Сегодня у нас необычный урок. Мы сами будем участвовать в сказке. Но прежде чем начать работу, мы как настоящие артисты должны подготовиться.«Артикуляционная гимнастика»- «Улыбочка»- «Дудочка»- «Лопата»- «Часики»
3. Дыхательная гимнастика. (листочки)
4. Актуализация знаний.
- Ребята, а вы любите сказки?
- А вам дома читают сказки дома?Вот сейчас я и проверю, каких героев сказок вы знаете. Я буду читать вам загадки про героев сказок, а вы их угадывать. -Тянут дедка, бабка, внучка, тянет маленькая Жучка, кошка с мышкой тянут крепко. Догадались? Это… (рисунок 1)

Где и когда приключилось такое? Мышка разбила яйцо золото. Плакал дед, плакала баба, только кудахтала… (рисунок 2)
 
5. Новый материал. (чтение сказки)
 
Он от дедушки ушел, и от бабушки ушел. Круглый сам, румяный бок, а зовется… (рисунок 3)
Правильно сегодня мы познакомимся с сказкой колобок.Посмотрите, он к нам пришел в гости. Какой он ? Давай те каждый возьмет в руки и скажет хорошие слова про колобка. Похвалим его. - Я сейчас расскажу вам сказку, но в сказке встретятся незнакомые вам слова:«по амбару помети» - Амбар – это устаревшее слово, которое сейчас практически не говорят и означает оно помещение для хранения мешков с продуктами.«По сусекам поскреби» - Сусек - это устаревшее слово, которое сейчас практически не говорят и означает оно ящик для хранения муки.- Итак, я вам расскажу сказку, а вы внимательно слушаете и потом мне скажите, кого встретил Колобок по дороге?
Чтение сказки, вывешивание картинок.
- Вам понравилась сказка?- Кого встретил Колобок по дороге?- Смог Колобок убежать от лисы? Почему? (она его съела)- А как вы думаете, Колобок был послушным? (нет)- Почему? (он сбежал от бабушки и дедушки)- Как вы думаете, что было бы, если бы Колобок не сбежал от них?- Чему учит нас эта сказка?(быть послушными и всегда слушаться взрослых)
6. Физминутка.
Замесила бабушка ни булку, ни оладушки, (Руки сцеплены в замок, круговые движения влево-вправо.)Доставала из печи (Руки вверх, в стороны, вниз)Ни пирог, ни калачи, (Повороты туловища влево-вправо, руки в стороны)Как поставила на стол, (Приседания),Он от бабушки с дедушкой ушел.(Прыжки)Кто же бегает без ног? (Хлопки в ладоши)Это желтый колобок!
7. Практическая работа детей
Молодцы! А теперь я вам предлагаю сделать колобка. Колобка же съела лиса. У вас на столах шарики для колобков вам нужно приклеить глазки и ротик.- Ребята, а кто-нибудь из вас ходил в театр?- А что делают в театре? (смотрят спектакли)- А кто знает, как называют людей, которые работают в театре и показывают нам спектакли?- Давайте представим, что вы актёры и попробуем себя в разных ролях.- Давай те сначала споем песенку колобка- Кого первым встретил колобок? (зайца)А как двигается зайчик? (покажите)
А что сказал зайка колобку? (Колобок, колобок, я тебя съем)- Что ответил колобок? (не ешь меня косой я тебе песенку спою)Дети выходят и изображают диолог зайца и колобка и т. д.- А теперь все актёры выйдите сюда, а зрители вам похлопают. Молодцы, садитесь на место.- Вам понравилось быть актёрами?- У нас будут ещё уроки, на которых мы попробуем сыграть и другие роли героев сказок.
8. Итог урока.
- Какую сказку мы сегодня с вами повторили?- Кто главный герой этой сказки?- Кого первого встретил Колобок по дороге? Кого потом?- Чему учит нас эта сказка?- Сегодня вы все молодцы, хорошо работали на уроке, правильно отвечали на вопросы.- Вам понравился урок?- Какое у вас настроение сейчас? Надеюсь, такое настроение у вас останется до конца дня