Разработка урока по литературе на тему : Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова (6 класс)


Тема урока:
«Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
Стихотворение «Листок».
Урок анализа поэтического текста
Подготовила: Яранцева Надежда Викторовна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ средней общеобразовательной школы №106
Города Нижнего Новгорода
2014г
Пояснительная записка
Предлагаемый урок по теме «Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова. Стихотворение «Листок» предполагает разные формы учебной работы с поэтическим текстом, обучение углубленному его анализу. Урок разработан по технологии обучения анализу поэтического текста С. Л. Каганович, заведующей кафедрой гуманитарных дисциплин Новгородского регионального центра развития образования, доктора филологических наук.
Новизна методики заключается в опоре на психологические аспекты восприятия текста, на теорию «эстетической реакции» Л. С. Выготского, а также в четком пошаговом алгоритме, созданном по принципу «от формы к содержанию». При таком подходе анализ поэтического текста становится не самоцелью, а средством эстетического и творческого развития ученика (прежде всего развития его воображения, образного ассоциативного мышления).
Этапы урока:
Организационный момент. (1 мин.)
Вступительное слово учителя. (2 мин.)
Чтение стихотворения -фонохрестоматия (4 мин.)
Беседа. (2 мин.)
Заполнение таблицы. (10 мин.)
Работа с кластерами.(5 мин.)
Работа с литературоведческими терминами. (4 мин.)
Чтение стихотворения по ролям. (3 мин.)
Творческая работа – миниатюра. (4 мин.)
Чтение и обсуждение нескольких работ. (4 мин.)
Домашнее задание. (1 мин.)
На уроке используются :
1.учебник литература, 6 класс, 1 часть;
2.мультимедийная презентация ;
3. фонохрестоматия к учебнику» Литература», 6 класс
(слайд 2)
Эпиграф к уроку «Миссия М.Ю.Лермонтова-одна из глубочайших загадок нашей культуры» ( Д.Андреев « Роза мира»)
Тема урока:
«Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова.
Анализа поэтического текста .
Стихотворение «Листок». (слайд 3)
Цели урока: (Слайд 4)
Образовательные.
- познакомиться со стихотворением М. Ю. Лермонтова «Листок»;
- выявить ключевые образы стихотворения и изобразительные средства, способствующие созданию и расширению их значения;
- дать интерпретацию поэтического текста, сформулировать авторскую позицию и своё отношение к ней;
- учиться выразительному чтению стихотворения.
Развивающие.
- создать условия для самостоятельной творческой деятельности учащихся, способствовать развитию ассоциативного мышления, воображения и творческих способностей учащихся.
Воспитательные.
- способствовать процессу духовного развития, формированию нравственных ценностей;
- воспитание самостоятельности, сотрудничества, коммуникативности.
Тип урока – обучение анализу поэтического текста.
Ход урока.
Организационный момент.
Эмоциональный настрой. (дети слушают музыку (Ф. Лист. Ноктюрн «Грезы любви») и смотрят фотографии осенних пейзажей.)(Слайд 5-10)
Вступительное слово учителя. Ребята, сегодня по дороге в школу я обратила внимание на желтый, пыльный, увядший листок. Его прибило ветром к стене многоэтажного дома. Он напомнил мне героя стихотворения М. Ю. Лермонтова «Листок». Давайте послушаем это стихотворение. (прослушивание стихотворения « Листок» по фонохрестоматии) (Слайд 11)
О чем эти стихи? (Слайд12)
Назовите мне два главных действующих лица стихотворения. (Задание легкое: конечно же, это «дубовый листок» и «чинара»). Давайте понаблюдаем за ними.
Наблюдения оформим в виде таблицы. (Слайд 13)
Дубовый листок Чинара
Найдем в тексте лексические цепочки, связанные с каждым из ключевых образов. (Слайд 14)
Дубовый листок Чинара
Лексическая цепочка Лексическая цепочка Оторвался от ветки родимой
Укатился, жестокою бурей гонимый
Засох, увял, странник
Прижался
Приюта молит
С тоскою глубокой Бедный листочек
Пылен и желт Пришелец,
докатился до Черного моря
Молодая
С ней шепчется ветер, ветви лаская
Поют ей райские птицы Листья изумрудные Сынам свежим
Солнцем любима
Ветви раскинула на просторе 7. Какие ассоциации вызывает листок? Какие ассоциации вызывает чинара?
Подберем ассоциации к каждому из ключевых образов. (Слайд 15)
Дубовый листок
Чинара
Лексическая цепочка ассоциации Лексическая цепочка ассоциации
Оторвался от ветки родимой
Укатился, жестокою бурей гонимый
Засох, увял, странник
Прижался
Приюта молит
С тоскою глубокой
Бедный листочек
Пылен и желт
Пришелец,
докатился до Черного моря
Несчастный
Одинокий
Бесприютный
Скиталец
Молодая
С ней шепчется ветер, ветви лаская
Поют ей райские птицы
Листья изумрудные
Сынам свежим
Солнцем любима
Ветви раскинула на просторе Красавица
Безоблачная жизнь
Равнодушная
Самодовольная
самовлюбленная
Почему чинара отказывается приютить странника? (Она не хочет нарушить свой покой, свое благополучие. Она самодовольная и самовлюбленная, не хочет знать ничего, что может поколебать её безоблачную жизнь). Учитель говорит с учащимися о доброте и милосердии.
Какими мы увидели героев стихотворения?
Какие тропы помогли автору сделать стихотворение таким грустным?(Слайд 16)
Дубовый листок
Чинара
Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств. ассоциации Лексическая цепочка с указанием изобразительных средств. ассоциации
Оторвался от ветки родимой (олицетворение)
Укатился, жестокою бурей гонимый (олицетворение)
Засох, увял, странник (метафора)
Прижался (олицетворение)
Приюта молит (олицетворение)
С тоскою глубокой (эпитет)
Бедный листочек (эпитет)
Пылен и желт (эпитет)
Пришелец (метафора), докатился до Черного моря (олицетворение)
Несчастный
Одинокий
Бесприютный
Скиталец
Молодая (эпитет)
С ней шепчется ветер, ветви лаская (олицетворение)
Поют ей райские птицы (олицетворение)
Листья изумрудные (эпитет)
Сынам свежим (метафора: листья – сыны чинары)
Солнцем любима (олицетворение)
Ветви раскинула на просторе (олицетворение) Красавица
Безоблачная жизнь
Равнодушная
Самодовольная
самовлюбленная
Слайд 17– работа с кластером «Листок»
НЕСЧАСТНЫЙ



ОДИНОКИЙ
СТРАДАЮЩИЙ

ЛИСТОК

ПОГИБАЮЩИЙ

БЕСПРИЮТНЫЙ

Одиночество
Слайд 18– работа с кластером «Чинара»
СЧАСТЛИВАЯ
САМОВЛЮБЛЕННАЯ
РАВНОДУШ-НАЯ



ЧИНАРА

БЕСЧУВСТ-ВЕННАЯ

САМОДО-ВОЛЬНАЯ




Радость бытия
11. - Как построено это стихотворение? (Здесь использована антитеза. Противопоставлены бесприютный, одинокий скиталец дубовый листок и спокойная самодовольная красавица-чинара.) Давайте вспомним, что в литературоведении называется антитезой. (Слайд 19)
12. - Что хотел сказать нам поэт, сталкивая именно эти образы? (Стихотворение не только о листке и чинаре, но и о людях.)
13. - Мы поняли пока лишь простейший слой текста. Давайте определим его глубинный слой.
14. - Какое художественное средство использовал Лермонтов, рассказывая о судьбе гонимого «жестокою бурей» листка? (Лермонтов использовал аллегорию.) Вспомните, что такое аллегория. (Слайд 20)
15. - О чем же это стихотворение? (О людском одиночестве, о странничестве, о равнодушии людей.) Листок-странник олицетворяет самого поэта, его чувства, трагедию целого поколения, «до срока созревшего».
16. - Кто ближе душе и сердцу поэта: листок или чинара? (О явном предпочтении листку свидетельствует само название стихотворения: не бесстрастное «Листок и чинара», а именно «Листок».)
17. - А кому сочувствуете вы и почему? (дети высказывают свое мнение, и большинство ребят сочувствует листку.) ( Обсуждение стихотворения « Листок»-слайд 21 )
18. Слово учителя. В лирике Михаила Юрьевича Лермонтова такой образ одинокого странника, скитальца устойчивый, частый. Такой устойчивый образ носит название мотива. (Слайд 22) Основной мотив лирики Лермонтова – мотив одиночества.
19. Давайте вспомним другие произведения М. Ю. Лермонтова с аналогичным мотивом («Парус», «На севере диком…», «Утес».)
20. Прочитайте стихотворение по ролям, передавая в своем чтении мысли и чувства автора. Для инсценирования нужны три человека, чтобы прочитать за автора, листок и чинару. Подчеркните при чтении эмоциональное состояние листка и чинары. (чтение по ролям учащимися, обсуждение.) ( слайд 23)
21. Творческая работа: миниатюра «Что произошло с дубовым листком после встречи с чинарой?» (учащиеся пишут работу на фоне музыки (Осенний вальс)за время, пока звучит музыкальный фрагмент). ( слайд 24)
22. Чтение и обсуждение нескольких вариантов в классе.
23. Домашнее задание: проиллюстрировать судьбу листка после встречи с чинарой.
Подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть. (Слайд 25)
Список использованной литературы: слайд «№27
Учебник: Литература 6класс. Под редакцией В.Я.Коровиной. Москва, «Просвещение», 2010г.
Золотарёва И.В., Беломестных О.Б., Корнеева М.С.Поурочные разработки по литературе,6 класс, Издательство « Вако»,2010г
фонохрестоматия к учебнику» Литература», 6 класс
Картинки: Золотая осень. Осенние пейзажи
музыка (Ф. Лист. Ноктюрн «Грезы любви»)