ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИХ И ЭСТЕТИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ СТУДЕНТОВ НОВОЗЫБКОВСКОГО МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ
Е.В. Пинчукова
ГАОУ СПО «Новозыбковский медицинский колледж», г.Новозыбков, Россия
Формированию морально-этических и эстетических взглядов студентов-медиков способствуют современные технологии обучения и развития. Интеграция – одна из современных технологий изучения русского языка и литературы и проведения внеклассной работы по этим предметам. На базе Новозыбковского медицинского колледжа функционирует секция научного студенческого общества «В начале было Слово». В чем же необычность нашей учебно-исследовательской работы? Это соединение интеграции (русского языка с медициной, латинским языком, литературой, живописью) и исследования.
Актуальность УИРС заключается в формировании компетенций, необходимых при изучении специальных дисциплин, в профессиональной деятельности медицинского работника и для полноты владения языковым и культурным богатством.
Нами было замечено, что формула здоровья, которую пытаются вывести эскулапы, заключена в крылатых выражениях о медицине. По истории возникновения крылатых выражений со словами «медицина», «здоровье», «врач», «лечить» была проведена учебно-исследовательская работа. Одной из задач было изучение истории возникновения крылатых выражений о медицине, другой - рассмотрение области их применения в науке, литературе, живописи.
Продемонстрируем решение первой задачи. Вспомним всем известный афоризм Mens sana in corpore sanо – bonum magnum est – В здоровом теле здоровый дух – великое благо. Он указывает нам путь гармоничного физического и духовного развития личности. Эти слова принадлежат великому римскому сатирику Ювеналу. Исследуя контекст, мы поняли, что нетленные строки Ювенала являются напутствие как к нашей учебно-исследовательской деятельности, так и ко всей жизни медицинских работников:
Надо молить, чтобы ум был здравым в теле
здоровом.
-37274543180Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью,
Что почитает за дар природы предел своей жизни,
Что в состояньи терпеть затрудненья
какие угодно, -
Духа, что к гневу не склонен, страстей неразумных не знает,
Предпочитая отраду тяжких трудов Геркулеса
Чувству любви, и пирам, и роскоши
Сарданапалла.
(Ювенал, «Сатиры», Х)
Ювенал
(ок.60 – ок.127 г.до н.э.)
Мы убеждены, что исследование истории возникновение крылатых выражений о медицине, несущих советы медикам, таких как Comple aegrotum bona spe! – Внушай больному надежду на хорошее;
Medica mente, поп medicamentis – Лечи умом, а не лекарствами!;
Medice, cura aegrotum, sed non morbut - Врач, лечи больного, а не болезнь; оказывает огромное значение на формирование морально-этических взглядов будущих медработников.
25400471170Продемонстрируем решение второй задачи. На примере афоризма древнеримского поэта Овидия – Amor non est medicabilis herbis – Любовь травами не лечится, нет лекарства от любви (Овидий, «Героиды», V, 149) - покажем, насколько разносторонними могут быть области применения исследуемых нами крылатых выражений. Этот афоризм использован великим русским поэтом А.С. Пушкиным:
Вот здесь лежит больной
студент,
Его судьба неумолима.
Несите прочь медикамент –
Болезнь любви неизлечима!
(А.С. Пушкин, юношеское стихотворение)
Публий Овидий Назон (43г.до н.э.–17–18г.н.э)
1057910238760А вот другая область его применения – живопись.
Ян Стен
(1626-1679)
«Любовный недуг»
На картине голландского живописца 17 века Ян Стена «Любовный недуг» изображена молодая женщина, в изнеможении сидящая у стола, опершись одной рукой на подушку, а другую подав доктору, считающему пульс. В руке у «недужной» листок бумаги, на котором написан уже знакомый нам афоризм Овидия: «Там лекарство не поможет, где замешана любовь».
Таким образом, целью нашей учебно-исследовательской работы стало доказательство гипотез: 1. Крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, звучат современно и актуально;
2 Крылатые выражения о медицине, берущие начало в античности, обогатили разные виды науки и искусства последующих веков.
Учебно-исследовательская деятельность студентов секции «В начале было слово…» является естественным продолжением работы на уроках русского языка, культуры речи и литературы.
Перечислим некоторые виды и формы работы:
Ежеурочные терминологические диктанты. Работа над произношением твердых и мягких согласных и ударением в разделе «Орфоэпия» (напр., парез, гиперемия);
Работа над правописанием медицинских терминов в разделе «Орфография» (напр., цианоз, патогенез);
Работа над лексическим значением медицинских терминов в разделе «Лексика» (напр., ятрогения, реактивность);
Работа над разъяснением лексического значения медицинских фразеологизмов в разделе «Фразеология» (напр., тигровое сердце, мускатная печень, кофейной гущи рвота).
Работа с наиболее употребительными греческими и латинскими словообразовательными элементами в разделе «Словообразование» (напр.: а-, аn- - отрицание, отсутствие).
В курсе учебной дисциплины «Литература» обращается особое внимание на произведения писателей-врачей, а также на произведения, в которых затрагиваются медицинские проблемы (А.П. Чехов «Ионыч», «Попрыгунья», М.А. Булгаков «Собачье сердце», Л.Н. Толстой «Смерть Ивана Ильича»).
Итак, учебно-исследовательская работа студентов секции «В начале было слово» направлена на формирование морально-этических и эстетических взглядов будущих медиков, на то, чтобы основным ориентиром в их жизни были слова Гиппократа: «В какой бы дом я не вошел, я войду для пользы больного».