Применение здоровьесберегающих технологий как условие повышения мотивации студентов 1 курса медицинского колледжа при изучении химии


Применение здоровьесберегающих технологий как условие
повышения мотивации студентов 1 курса медицинского колледжа при изучении химии
Медицинские работники и педагоги России бьют тревогу. За последние 5 лет первичная заболеваемость подростков 15-17 лет выросла примерно на 21%. Студенты 1 курса колледжа, к сожалению, не являются исключением. В столь юном возрасте некоторые уже имеют хронические заболевания органов зрения, дыхания, пищеварения, опорно-двигательного аппарата, сердечнососудистой системы и др. И поэтому в настоящее время главной задачей педагога стала задача создания благоприятной среды, которая не будет разрушать здоровье обучающегося и собственное здоровье преподавателя.
Ученые, исследовавшие статистику факторов, влияющих на развитие заболеваний, установили, что на 20% здоровье человека зависит от наследственности; на 20% состояние здоровья определяется экологией; всего лишь на 8,5% здоровье человека зависит от здравоохранения; 51,5% здоровья человека определяется его образом жизни.
Коллектив преподавателей учебного заведения не может изменить наследственность студента, не в состоянии он весомо повлиять на систему здравоохранения и состояние окружающей среды. Но каждый преподаватель должен помнить, что студенты проводят много времени в стенах колледжа, поэтому каждое учебное занятие должно соответствовать принципам здоровьесбережения:
«Не навреди!»– все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью обучающихся и преподавателя;
приоритет заботы о здоровье преподавателя и студентов – все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса;
непрерывность и преемственность– работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии;
субъект-субъектные взаимоотношения – обучающийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах;
соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям студентов – объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту;
комплексный подход– единство в действиях педагогов, психологов и врачей;
успех порождает успех– акцент делается только на хорошее; в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом отмечают недостатки;
активность – активное включение в любой процесс снижает риск переутомления;
ответственность за свое здоровье – у каждого студента надо стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Для оптимального построения учебного занятия с точки зрения технологий здоровьесбережения, в первую очередь, необходимо выявить факторы, негативно влияющие на состояние здоровья.
Начало обучения на первом курсе становится серьезным испытанием, т.к. требует изменения образа жизни молодого человека. Радикально меняется режим дня, питания, двигательной активности. А если, к тому же,студент приехал учиться в город и живет в общежитии или на квартире, то он еще сталкивается и с необходимостью самостоятельно организовывать свою жизнь. Немногие подростки в 15-16 лет имеют навыки самообслуживания, организации питания, досуга и заботы о своем здоровье, это усугубляется отсутствием родительского контроля и появлением нового коллектива. Обманчивое ощущение взрослости и самостоятельности повышает риск появления вредных привычек. Одновременно, значительно увеличивается учебная нагрузка. Все, перечисленные факторы являются причиной стресса, который может негативным образом повлиять на состояние здоровья подростка.
Химия является одной из самых сложных дисциплин при обучении на 1 курсе медицинского колледжа. Для ее изучения традиционно выделяется много времени, поэтому при подготовке к каждому занятию преподаватель учитывает основные требования к учебному занятию с точки зрения здоровьесберегающих технологий:
применение различных видов учебной деятельности (различные виды заданий - индивидуальные дифференцированные, групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки, трёх вариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется студенту); опрос: устный или письменный, индивидуальный или фронтальный; проведение лабораторных опытов по химии; решение задач; составление уравнений химических реакций; рассматривание коллекций химических элементов и их соединений, просмотр видеороликов по тематике занятия т.д.) позволяет разнообразить занятие, т.к. однообразная деятельность утомительна. На занятии используется от 4 до 7 видов деятельности, которые сменяют друг друга через 7 - 10 минут.
чередование видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа) проводится через 10 – 15 минут;
применение активных методов (студент выступает в роли исследователя, ролевая и деловая игра, дискуссия, семинар) и методов, направленных на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки способствуют активизации инициативы и творческого самовыражения обучающихся;
для успешного обучения создается мотивация учебной деятельности: внешняя (похвала, поддержка, одобрение) и внутренняя (стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу);
большая роль в здоровьесберегающих технологиях отводится психологическому климату на занятии. Создавая и поддерживая комфортную, заинтересованную, демократичную, дружелюбную обстановку на занятии, преподаватель сохраняет не только здоровье студентов, но свое собственное. Этому очень помогает эмоциональная разрядка в виде шутки, поговорки, афоризма или простой улыбки.
для создания благоприятных гигиенических условий в аудитории проводится ее проветривание на каждой перемене, соблюдается температурный режим, доска и рабочие места студентов хорошо освещены, лаборатория колледжа оборудована необходимой мебелью и вытяжным шкафом, поэтому посторонние запахи отсутствуют;
организация условий для запоминания и применения учебного материала проводится с использованием ИКТ и Интернета (мультимедиапрезентации, схемы, таблицы, обучающие компьютерные программы, электронные учебники, flash-модели атомов, молекул, химических процессов, графические памятки, иллюстрации к задачам, алгоритмы, короткие видеоролики химических опытов и т.д.), этому также помогает выявление межпредметных связей с биологией, анатомией, физикой и ориентация на практическое применение полученных знаний (приготовление растворов, решение медицинских задач, соблюдение правил техники безопасности при работе с дезинфицирующими растворами, условия хранения веществ и перерасчет времени хранения, химические вещества в медицине, быту и пр.);
для выработки навыков безопасного поведения в быту в содержание учебных занятий и внеаудиторных мероприятий включается материал о здоровом образе жизни (тема «Спирты» - о вреде алкоголя, темы «Белки», «Жиры», «Витамины», «Углеводы» - о сбалансированном питании, тема «Химия в жизни общества» - о применении различных химических веществ и их влиянии на организм человека и т.д.); этой же цели посвящена работа студенческого кружка «Химия», на его занятиях рассматриваются вопросы экологии жилища: «Воздух в доме», «Запахи в доме», «Растения в доме», «Электрическая безопасность жилища», «Чистая вода», «Бытовая химия», «Домашние паразиты» и пр.;темп занятия выбирается так, чтобы был изучен запланированный материал (количество времени, затраченное на учебную работу не более 85%), занятие завершается спокойно, с комментированием материала для самостоятельного изучения и оценок за занятие, студенты с занятия отпускаются во время без задержки.
Как следует из вышеизложенного, применение здоровьесберегающих технологий способствует более глубокому и осознанному пониманию студентами содержания изучаемой дисциплины и позволяет повысить интерес к химии, а это создаёт благоприятный фон для повышения уровня мотивации обучения.
Проблемы состояния здоровья подрастающего поколения, обострившиеся в 21 веке, нужно решать совместными усилиями родителей, медиков и педагогов. А так как более 70 % времени бодрствования подросток проводит в учебном заведении, то к компетенции педагога любой дисциплины относится создание благоприятной обстановки на занятиях, которая сохраняет  и укрепляет здоровье и студентов и самого преподавателя.
Источники:
Стратегия «Здоровье и развитие подростков России (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления здоровья подростков)» / Авт.: Баранов А.А., Кучма В.Р., Намазова-Баранова Л.С. и соавт. Издание второе, исправленное и дополненное. – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2010. – 108 с.
Основные показатели здоровья матери и ребёнка, деятельность службы охраны детства и родовспоможения в Российской Федерации. М.: Минздравсоцразвития России, 2011. – 172 с.
Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине (25-27 февраля 2012 г., Москва) / Под ред. чл.-корр. РАМН, проф. В.Р. Кучмы. М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН, 2012. – 477 с.
http://himik.ucoz.ru/load/vystuplenija/po_predmetu/zdorovesberegajushhie_tekhnologii_trebovanie_vremeni/8-1-0-19http://www.zdorovih.net/modules.php?name=News&file=view&news_id=3414http://io.nios.ru/index.php?rel=26&point=15&art=565