Методические рекомендации Формирование у дошкольников экологических представлений в процессе использования информационно-коммуникационных технологий

Методические рекомендации
«Формирование у дошкольников экологических представлений в процесс использования информационно – коммуникационных технологий».
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Основные принципы дидактики при внедрении компьютерных технологий в педагогический процесс.
3. Основные принципы Концепции использования ИКТ в образовательном процессе
4. Факторы, учитываемые при оценке компьютерных программ для детей
5. Группы мультимедиаресурсов по особенностям использования в педпроцессе.
6.Методика формирования экологических представлений у дошкольников в процессе использования информационно- коммуникационных технологий
Библиографический список
Приложение

1. Пояснительная записка

Использование персонального компьютера и средств ИКТ кардинально расширяют возможности педагога дошкольного образовательного учреждения в выборе материалов и форм учебной работы, позволяет делать занятия яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными. Персональный компьютер (ПК) - это простой инструмент, который призван освободить педагога дошкольного образовательного учреждения от рутинной работы по изготовлению дидактического материала, составлению заданий, тестов, карточек, списков, отчётов; инструмент, который способен привнести в работу будущего воспитателя дошкольного учреждения новые творческие возможности, удобство и комфорт.
Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов педагогических колледжей по специальности «Дошкольное образование», педагогов ДОУ.
Оно посвящено проблеме использования современных информационных технологий в экологическом образовании дошкольников. В пособии обоснованы преимущества использования мультимедиаресурсов (развивающих компьютерных игр, электронных энциклопедий и учебников, сайтов и виртуальных музеев) в экологическом развитии дошкольников; сформулированы требования к данным продуктам и педагогические условия их использования в работе с детьми; охарактеризованы направления интеграции мультимедиаресурсов в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения; приведены примеры методов и приемов включения данных ресурсов в занятия с дошкольниками.
Возможности использования компьютерных технологий в современном образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения достаточно широки:
1. Компьютер это средство выравнивания возможностей детей. Одинаковое качество образовательного процесса гарантировано использованием одного и того же продукта, независимо от места проживания ребенка и его материального статуса.
2.Использование компьютерных технологий ведет к расширению контактов детей, а также профессиональных контактов педагогов.
3.Большой плюс ИКТ: качество образования не зависит от квалификации исполнителя, то есть педагога, поскольку система сама обеспечивает контроль, коррекцию, дает возможность самопроверки.
4.Значительное повышение качества демонстрационных материалов-иллюстраций, возможности показа видеофрагментов.
5.Оперативность управления и возможность компактного хранения больших объемов информации в текстовой и образной форме.
6.Экономия времени педагогов при составлении планов и отчетов
7.Возможность участия в работе родителей.
8.Возможность индивидуализации образовательного процесса по темпу, скорости, содержанию.
9.Компьютер эффективное игровое средство отработки навыков чтения, счета и т. п., развития творческих способностей дошкольников.
Использование компьютеров в образовании детей дошкольного возраста связано с целым рядом рисков:
Реальные угрозы для сохранения здоровья: работая с компьютером, необходимо позаботиться об охране зрения (правильная посадка, организация рабочего места, качество видеокарты и монитора), обеспечении двигательного режима, оздоровительного массажа, плавания и т. п)
Отсутствие или обедненность реальных коммуникаций. В будущем возможно быстрое развитие технологий в сторону повышения коммуникативного компонента как нового направления пользования компьютером.
Специфическим риском для дошкольного возраста является отсутствие реального чувственного опыта и практики, которые необходимы ребенку для формирования адекватного целостного образа окружающего их мира.
Появление электронных устройств уже создает область объектов, с которыми ребенок учится обращаться как пользователь, не имея ни малейшей возможности понять, как они устроены. Даже современные младенцы, для которых созданы центры развития, приобщаются к «кнопочной культуре». В самом деле, между нажатием на большую красную круглую кнопку и звуками мелодии нет никакой реальной физической связи, это связь только знаковая. Еще сто лет тому назад игрушки связывали действие ребенка и его результат: трясет ручкой внутри погремушки перекатываются зернышки или шарики она издает звук; трясет колокольчик его язычок бьется о стенку, и он звенит; колесико и мячик катаются, дует ветер или сам ребенок крутятся лопасти флюгера и т. д. Сейчас при нажатии одной кнопки звенит колокольчик, другой прыгает птичка, третьей крутится барабанчик.
Таким образом, происходит искажение представлений ребенка о реальном мире, материал данного пособия поможет будущим педагогам избежать этих проблем.

2.Основные принципы дидактики при внедрении компьютерных технологий в педагогический процесс.

Внедрение компьютерных технологий в педагогический процесс должно идти в строгом соблюдении основных принципов дидактики:
Принцип сознательности и активности.
Основа человеческого образования - глубоко и самостоятельно осмысленные знания, приобретаемые путем интенсивного напряжения собственной умственной деятельности.
Сознательное усвоение зависит от мотивов обучения, уровня и характера познавательной активности детей, организации учебного процесса и управления познавательной деятельностью дошкольников, применяемых педагогом методов и средств обучения и др. Собственная познавательная активность ребенка, в свою очередь, является фактором, влияющим на темп, глубину и прочность овладения учебным материалом.
Принцип наглядности.
Из физиологии известно, что разные органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. У подавляющего большинства людей наибольшей чувствительностью обладают органы зрения.
Нельзя слишком увлекаться наглядными средствами обучения.

Помните, что:
- наглядность - не цель, а средство познания;
- чрезмерное количество наглядности рассеивает внимание дошкольников,
мешает воспринимать главное;
- с возрастом предметная наглядность должна уступать место символьной;
- для того чтобы отвечать духу времени, в процессе обучения не обойтись без широкого внедрения современных технических средств, для чего педагогу необходимо в совершенстве владеть ими и методикой их использования.
Принцип доступности заключается в выборе оптимальных методов, форм и средств обучения в соответствие закономерностям возрастного развития дошкольников и уровню их индивидуального развития. На каждом этапе овладения новой порцией знаний и умений их доступность определяется личным предшествующим опытом дошкольника, а обучение на оптимальном уровне трудности положительно влияет на темпы, эффективность обучения, качество знаний.
Однако, доступность, как и наглядность, требует умелого использования:
- Доступность не означает легкого обучения, а означает помощь, толчок к самостоятельному анализу, изучению.
- Обучение требует известной напряженности, иначе дети отвыкают работать в полную силу. Темпы обучения, которые устанавливают сами дошкольники, как правило, ниже возможных и посильных для них.
- Учебный процесс следует вести в оптимальном темпе, но так, чтобы не задерживать сильных и развивать быстроту действия у средних и слабых.
- Для достижения доступности учебного процесса для всех дошкольников необходимо проводить обучение в отдельных дифференцированных группах детей с одинаковой обучаемостью.



3.Основные принципы Концепции использования ИКТ в образовательном процессе.

1.Использование компьютерных технологий не является необходимым, категорически обязательным.
Новые возможности как в индивидуальном развитии, так и в развитии технологий приходят в дополнение к имеющимся, более привычны, традиционным, и не претендуют на то, чтобы немедленно заместить и вытеснить их. В дошкольном возрасте ведущее значение имеет практический опыт ребенка в реальном предметном мире, его предметная деятельность, чувственное восприятие и познание мира, развитие эмоциональности и эмпатии, а также коммуникации со сверстниками и взрослыми.

2. Использование компьютеров дает принципиально новые возможности совершенствования образовательного процесса, которыми было бы неразумно пренебрегать. Перспектива современного ребенка жизнь, творчество, работа, коммуникации в информационном обществе, и к этому его необходимо готовить.

3. Необходимо также «формирование доступных электронных образовательных ресурсов для всех уровней образования. Главное сформировать конкурентный рынок электронных образовательных ресурсов. Поэтому мы предлагаем размещать в открытом доступе не готовые образовательные ресурсы, а элементы для их конструирования. Централизованное размещение уже готовых образовательных ресурсов не формирует в образовательной среде активных потребителей таких продуктов, снижает конкуренцию, негативно сказывается на качестве...»

4. Компьютер средство образовательного процесса, который как целостную систему конструирует педагог, а также исследователь, методист, разработчик программы. Необходимо четко определить цели, продолжительность работы с компьютером, характер предлагаемых заданий, виды и качество используемых программных продуктов.

5. Рынок программных продуктов, ориентированных на детей дошкольного возраста, обширен. Федеральный институт развития образования может поставить в качестве одной из задач создание и оценку таких продуктов.

4. Факторы, учитываемые при оценке компьютерных программ для детей:

В настоящее время созданы программы, обеспечивающие формирование навыков чтения, начальных математических представлений, познавательное развитие, изучение иностранных языков. К сожалению, в разработке программ не всегда участвуют педагоги и психологи, нет квалифицированной психолого-педагогической экспертизы разработанных продуктов.


Факторы, учитываемые при оценке компьютерных программ для детей:
- воспитывающий и развивающий характер;
- простота в пользовании (моментальный запуск, использование небольшого числа клавиш или мыши);
- интерактивность (частое "вмешательство" в работу программы характеризует активность детей, регулярность принятия ими решений);
- защита от случайного нажатия незадействованных клавиш;
- наличие вспомогательных средств для взрослых (управление звуком, добавление "новых" возможностей, сохранение и просмотр того, что сделал ребенок);
- многообразие и вариативность содержания;
- содействие обучению (автоматическая с обратной связью, подстройка под индивидуальность ребенка).
-включение разнообразных приемов оценки правильности ответов, доступных дошкольникам (графические символы и рисунки);
-опираться на имеющийся опыт детей, содержать адекватные ему задания, сюжеты, не провоцирующие проявление агрессии, отрицательных эмоций и т.п.;
-управление клавиатурой, джойстиком должно учитывать уровень развития координации и моторики дошкольников.

5. Группы мультимедиаресурсов XXI века по особенностям использования в педпроцессе:
учебно-познавательные (сайты и виртуальные музеи, зоопарки, заповедники для детей; электронные энциклопедии и учебники; электронные презентации (специально подобранные материалы), электронные каталоги животных и растений;
деятельностно-игровые (компьютерные игры), подразумевающие разнообразную продуктивную деятельность, экспериментирование, игры, задания. Как правило, в разделах данных ресурсов представлено многообразие оттенков и форм, используемых для создания изображения, большой набор графических средств (кисть, карандаш, перо, мелок, заливка), готовые шаблоны, печати, элементы декора (шаблоны для поделок из бумаги с инструкциями по их изготовлению), варианты анимации; предусматривается возможность создания, сохранения и распечатки собственных работ (рисунки, интересные фотографии животных и растений);
смешанные, объединяющие обе названные группы. Большинство современных ресурсов представляют собой анимированные занятия, построенные по принципу красочных мультфильмов. Медиапроекторы, электронные доски и экзаменаторы, электронные игрушки («поющие» книги, музыкальные инструменты), разрабатываемые виртуальные классы обеспечивают возможность формирования своеобразного «информационного насыщенного поля» -разнообразной структурированной медиапредставленной информации, «виртуального мира», изучаемого, «созерцаемого» и эстетически оцениваемого детьми.

6. Методика формирования экологических представлений у дошкольников в процессе использования информационно- коммуникационных технологий

Формы организации детей при использовании мультимедиаресурсов
в педагогическом процессе детского сада.

1. Применение мультимедиаресурсов на обычных занятиях с помощью медиапанели, медиапроектора, DVD-проигрывателя, ноутбука с целью обогащения опыта «созерцания» и «активного рассматривания», активизации познавательной (поиск ответов на вопросы), игровой и эстетической деятельности детей;
2. Организация занятий с дошкольниками с использованием компьютерных технологий в специализированном кабинете;
3. Организация досуговой детской деятельности с привлечением мультимедиаресурсов;
4. Использование мультимедиа-ресурсов в семье.

В ходе использования компьютерных технологий традиционно выделяют три стадии занятия (первое направление):
- предкомпьютерную - освоение нового содержания, постановку проблемы;
- компьютерную - обогащение опыта в процессе игры, развитие творческих, исследовательских умений, уточнение и углубление знаний посредством компьютерных игр;
- посткомпьютерную - обобщние (подведение итога занятия), релаксацию или «двигательную активность» детей, различные игры (дидактические, подвижные, ролевые).
Однако возможны другие варианты:
- сочетание компьютерной игры с сюжетно-ролевыми, строительно-конструктивными, театрализованными играми (как эпизод или активизатор игры);
- использование компьютерной игры в начале занятия для постановки проблемы;
- выбор детьми компьютерной игры, в которую они хотели бы поиграть;
- организация соревнования, творческого конкурса («Самая оригинальная поделка из природного материала», «Творческие ручки»)и др.

Примерная структура занятия с использованием мультимедиаресурсов

Современные мультимедийные ресурсы для дошкольников (анимационные программы, обучающие игры, детские электронные энциклопедии, электронные учебники, виртуальные экскурсии и музеи) могут использоваться:
во вводной части занятия для создания мотивации, иллюстрирования темы, активизации интереса к осваиваемому содержанию в форме непродолжительного просмотра-сюрприза («отправляемся в путешествие», «входим в зоопарк», «рассматриваем, как выразительны пейзажи И.И. Шишкина»; пояснения (припоминания) уже освоенного;
в основной части занятия для создания яркого образа осваиваемого, представления интересной информации, дифференциации опыта за счет создания ситуаций, направленных на восприятие явлений и объектов природы(«созерцание», анализ, описание); развития эстетических и творческих способностей (при рассматривании изображений объектов и явлений природы, электронных энциклопедий, совершении виртуальных
экскурсий детям предлагается участвовать в игровых и проблемных заданиях;, фантазировать и обыгрывать образы);
в заключительной части занятия для уточнения освоенного, создания целостного образа увиденного, повторного восприятия, расширения осваиваемого «эстетического» пространства: рассматривание под музыку, пластическое обыгрывание, коментирование.

Приемы использования электронного иллюстративного материала:
просмотр материалов и обсуждение увиденного;
направленный поиск ответов на вопросы, загадки в процессе показа (найди самое большое дерево, яркий цветок и т.д.);
анализ каждого изображения, составление интересных описаний животных и растений;
включение данного материала в игровую и творческую деятельность детей.

Учитывать специфику образовательной программы, особенности детей группы позволяет использование электронных материалов (например, электронных презентаций, посвященных достопримечательностям, экологическим объектам, истории возникновения заповедников или памятников природы и т.д.), составленных педагогами самостоятельно на основе фото- и репродуктивного материала, вариантов электронных видеоэкскурсий.
В них можно использовать разнообразные медиаэффекты: анимационные включения, визуальные эффекты, смену музыкального ритма, динамичность в смене объектов для рассматривания, ограниченность времени презентации (5-10 мин). В ряде случаев необходим повторный (многократный) просмотр, что позволяет детям более детально рассмотреть изображения, углубленно воспринять информацию, осознать и обобщить освоенное.

Облегчают процесс восприятия педагогические приемы:
задаваемые в процессе рассматривания уточняющие и направляющие вопросы, ответы на которые можно рассмотреть на слайде;
предварительное обсуждение рассматриваемого и организация восприятия («Обратите внимание, сколько львов охраняют вход в замок?», «Какие цвета «дружат» в окраске шерста животного?», «Вы увидите величественное дерево с необычной кроной, похожей на сказочного персонажа. Догадайтесь, на кого?»);
остановка показа для обсуждения увиденного, организация фрагмента продуктивной деятельности (пластически изобразите характер животного, подберите атрибуты или цвета, придумайте красивое название);
образные сравнения, представление информации через эффект «контраста»;
использование «синтеза искусств» - соответствующих по настроению фрагментов музыкальных и литературных произведений, пластических игр, эпизодов драматизации, ролевых игр и др.

В рамках второго направления предусматривается организация занятий с использованием компьютерных технологий в специально отведенном помещении компьютерном кабинете [3, 9,10]. Современные компьютерные игры, энциклопедии, электронные подборки соответствуют содержанию образовательных программ, учитывают особенности детей дошкольного возраста и удачно могут быть интегрированы в педагогический процесс.
Данные исследований показывают, что использование компьютерных технологий более целесообразно и эффективно после пяти лет. В более младшем возрасте возможно фрагментарное, но последовательное использование данных ресурсов.
Поскольку в младшем дошкольном возрасте ценно непосредственное познание окружающих предметов, использование компьютерных технологий ограничено, носит пропедевтический характер. Часто используются электронные и роботизированные игрушки животных и игровые пособия, вызывающие у детей интерес, желание создавать новое (рисунок, постройку): музыкальные электронные книжки с голосами животных, игрушки (мишка, «обучающий» детей названию цветов, «поющие» животные).
В ряде образовательных программ предусматривается организация занятий с использованием компьютерных игр уже в средней группе. Как правило, игры для детей данного возраста имеют интересный, хорошо знакомый детям сюжет, ориентированый на осваиваемое дошкольниками содержание (создание простых предметных и сюжетных изображений); развитие умений и действий, предусматриваемых в обычных играх с предметами (игры типа «Сложи животное из частей», «Мозаика», «Собери картинку»).
Занятие начинается с создания мотивации, активизации детских представлений, постановки проблемы (предкомпьютерная стадия). Например, дети в процессе развертывания сюжета о «путешествии в зоопарк» обследуют строение разных животных, сравнивают их, обобщают признаки различия и сходства, воспроизводят из фигур по образцу какой-нибудь образ (например, используя игру «Танграм» или «Сложи узор»).
Затем педагог предлагает выполнить новое задание, но уже на компьютере, используя игру «Сложи узор» серии «Конструктор» (компьютерная стадия). В заключение педагог подводит итог (обобщает, что нового они узнали, что выполнили); организует упражнения на релаксацию («Зарядка для рук и глаз»), подвижную игру, либо продуктивную деятельность (посткомпьютерная стадия).
Организация занятий с использованием компьютерных технологий в старшем дошкольном возрасте.
Занятия проводятся один-два раза в неделю, при этом на компьютерные игры отводится не более 10 минут. После игр на компьютере внимание детей обращается на полученные результаты; активизируется обсуждение успехов и неудач. Логика усложнения и форма представления игрового задания заданы с сюжетом игры.
Однако в ряде игр для активизации внимания детей необходимы специальные приемы:
со-игра взрослого и детей в процессе освоения графических редакторов (обнаружение функций инструментов - карандаша, печаток, заливки, изучение возможностей рисования разными формами, «творчебаловство» с созданием «каляк-маляк»);
воспроизведение рисунка на графическом редакторе по иллюстрациям и картинкам;
создание образов по заданным условиям («Замки для злых, веселых и добрых зверей» - раскрашивание заготовок и дополнение мелкими деталями).
Для поддержания интереса детей к играм на компьютере можно использовать:
приемы, активизирующие проявление отношения к ним, выражение эмоций и впечатлений: стенд с фиксацией «достижений» детей, рейтинг «Любимых творческих компьютерных игр», карта с маршрутами новых игр, которые предстоит осваивать в будущем и др.;
рисование на тему «Моя любимая игра», «Мой любимый эпизод игры (компьютерный сюжет)», придумывание продолжения сюжетов игр с зарисовкой в форме мультфильма;
организация выставки детских работ, выполненных на компьютере самостоятельно и совместно с родителями или педагогом. Возможные темы: «Коллаж из форм», «Разноцветная мозаика», «Компьютерный пейзаж», «Сказочные жители Компьютерной страны», «Рисуем животных формами и линиями»;
использование аналогов персонажей компьютерных игр в дидактических целях на занятиях в группе.

В групповой комнате могут быть представлены некоторые электронные игрушки и пособия, позволяющие организовать процесс «самообучения». Применяются электронные экраны (и к ним образцы для рисования), позволяющие развивать мелкую моторику, изобразительные и технические умения рисования, создавать изображение посредством функциональных кнопок.
Принципиально важным является сочетание (взаимодополнение и обогащение) деятельности посредством компьютера и разнообразной деятельности с предметами [обследование, экспериментирование, творческая продуктивная деятельность (рисование, лепка, апплицирование, дизайн), поиск по условию, решение проблемных ситуаций, имитационная, сюжетно-ролевая, строительно-конструктивная и театрализованная игра]. Важно обыгрывание освоенного в процессе компьютерной игры опыта, созданных предметов, полученных «трофеев» (распечатанных зарисовок, грамот, изображений персонажей).

Третье направление использования мультимедиаресурсов может осуществляться в процессе досуговой детской деятельности. Следует рассматривать данное направление в качестве своеобразной «прививки», удовлетворяющей интерес детей к компьютерным ресурсам и формирующей основы досуговой и информационной культуры. Во второй половине дня в установленное время (например, раз в две недели) педагог (а также родители, по желанию) совместно с детьми могут посетить компьютерный кабинет или воспользоваться медиаэкраном для просмотра полюбившихся эпизодов игр, электронных презентаций.
В течение года формируется каталог мультимедиаресурсов, к оформлению которого следует привлекать детей. В специальном, красочно оформленном блокноте педагог предлагает фиксировать значимую для детей информацию: символами отображать основную идею ресурса, используемых там персонажей, вести рейтинг предпочтений, группировать по направленности (живая и неживая природа, экосистемы, взаимосвязи объектов и явлений природы, классы животных и т.д.).
Вариантом организации детской деятельности является совместное с детьми (а также родителями) «путешествие» по виртуальным музеям, зоопаркам, заповедникам, национальным паркам и т.д. Для активизации данной работы можно предложить своеобразные путеводители, в которых сформулированы интересные вопросы, ребусы, «подсказки», ответы на которые можно обнаружить в процессе виртуальных экскурсий. По результатам работы в течение года самым заинтересованным детям (или семьям) предлагается принять участие в конкурсе знатоков («Друзей музея», «Знатоков природы») с награждением участников.

Четвертое направление - использование мультимедиаресурсов в семье. Взаимодействие с родителями с целью повышения их компетентности в области использования данных ресурсов в условиях семьи [9,12] может осуществляться в форме тематических и индивидуальных консультаций, предоставления рекомендаций о выборе компьютерных игр, перечня интересных игр, сайтов, электронных пособий, описания удачных приемов руководства играми детей на компьютере в условиях семьи.
Интересным является объединение родителей и детей творческим привлекательным делом: подготовка электронного альбома (выставки) детских работ; подбор материалов по определенной теме «Природные памятники нашего города», «Наши любимцы в скульптуре, живописи и графике», «Природа в картинах русских художников») и составление презентации. Данные материалы могут стать основой электронной библиотеки для семейного просмотра, организованной в методическом кабинете. Ее материалы предоставляются в свободное пользование родителям и детям на выходные дни. Подбор материалов осуществляется с учетом особенностей развития детей (игры и материалы для одаренных детей, детей, увлекающихся дизайном, детей, стремящихся к творческому экспериментированию или затрудняющихся в создании рисунка).

Педагогические условия использования компьютерных средств в экологическом образовании дошкольников:
оптимальная интеграция мультимедиаресурсов в педагогический процесс (на основе оценки возможностей детского сада и выбора приемлемой модели их использования);
продуманность усложнения в их применении;
ориентированность в использовании мультимедиаресурсов на расширение познавательного и нравственного «кругозора» детей, а не дублирование содержания, осваиваемого традиционными средствами и методами;
использование мультимедиаресурсов, логично интегрируемых в канву образовательных ситуаций (педагогический процесс);
применение специально разработанных компьютерных технологий, позволяющих реализовать образовательные задачи и учитывающих возрастные возможности детей;
отбор компьютерных игр и других мультимедиаресурсов в соответствии с нормативными требованиями, а также постоянное обновление банка мультимедиаресурсов с ориентировкой на субкультуру современных детей;
варьирование содержания компьютерных игр и постепенное усложнение игровых задач;
гармоничное сочетание мультимедиаресурсов с традиционно используемыми материалами с целью создания целостного образа воспринимаемого объекта в единстве его разнообразных сенсорных свойств, особенностей строения и поведения (события, явления);
обеспечение активного познания и творческого отражения детьми окружающего мира, накопления опыта чувственного познания, развития творческой и познавательной деятельности, а также обогащение и совершенствование данного опыта в процессе использования компьютерных технологий;
организация содержательно и эмоционально насыщенного взаимодействия взрослого и ребенка в процессе освоения содержания посредством компьютера;
активизирующее общение педагога с детьми на начальном этапе использования компьютерных ресурсов и постановка дошкольников в субъектную позицию;
создание позитивного и адекватного настроя по отношению к использованию данных ресурсов;
предоставление возможности «овеществления» результатов игры (распечатка рисунков, «призовых» бонусов) и их использование в игровой и познавательной деятельности.










Библиографический список
Ашиков, В.И., Ашикова, С.Г. Семицветик: Программа и руководство покультурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольноговозраста. - 2-е изд., доп./ В.И. Ашиков,С.Г.Ашикова. - М., 1998. - 172 с.
Белавина, И.Г., Найденская, Н.Г. Планета - наш дом: Мир вкруг нас: Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и мл. школьников.
Бондарчук, Е.И. Психологические условия эффективного применения компьютерных игр во внеклассной работе с младшими школьниками: Ав-тореф. дис.... канд. психол. наук / Е.И.Бондарчук. - Киев, 1989. -18 с.
Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст)/.Л.А.Венгер. - М.: Просвещение,1969. - 365 с.
Венгер, Л.А. Восприятие и обучение. (Дошкольный возраст)/ Л.А.Венгер. - М.: Просвещение,1969. - 365 с.
Вербенец, A.M. Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения компьютерного кабинета // Перечень оборудования, учебно-методических и игровых материалов для оснащения различных помещений дошкольного учреждения с учетом их функционального назначения, возраста детей и видового разнообразия./ А.М. Вербенец.- СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. С. 229-249.
Вербенец, А.М. Использование современных информационных технологий в процессе художественно – эстетического развития дошкольников/ А.М. Вербенец// Детский сад от А до Я. – 2009.-№ 4. – С.4-19.
Дейкина, А.Ю. Развитие познавательных интересов дошкольников в процессе медиаобразования: Автореф. дис.... канд. пед. наук/ А.Ю. Дейкина. - Барнаул, 2000.
Дерябо С.Д., Левин В.А. Экологическая педагогика и психология. -Ростов -на - Дону, 1996. - 480 с.
Жугдурова, Д. Игры на мониторе / Д. Жугдурова, В. Базарова. - // Обруч. – 2009. - № 1. – С.22-23.
Зылевич, И. Путешествие на фантастический остров / И. Зылевич //Дошкольное воспитание. – 2010. - № 1. – С.73-76.
Иванова, Л.А. Медиакомпетентность педагога дошкольного образовательного учреждения: Вопросы теории / Л.А. Иванова// Детский сад от А до Я. – 2009. - № 6. – С.35-43.
13.Информационное письмо Минобразования РФ от 25 мая 2001 г. № 753/23- «Об информатизации дошкольного образования в России» // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]_no-=5958&ob_no=5874&oll.ob_no_to=.
14.Николаева, С.Н. Уроки о животных в дошкольном педколледже /С.Н. Николаева // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 7.
15.Новоселова, СЛ., Петку, Г.П. Компьютерный мир дошкольника/М.: Новая школа, 1997.
16.Новые информационные технологии в дошкольном образовании /Под ред. Ю.М. Горвица. М.: Л инка Пресс, 1998.
17.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пос. для, студентов высш. учеб. заведений /Под ред. Е.С. Полат. М.: Изд. центр «Академия», 2008.
18.Орлов, В.И. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / В.И. Орлов // Среднее профессиональное образование. - 2004, № 11.
19.Павлова, Л.Ю. Экологическое воспитание: практическая деятельность детей / Л.Ю. Павлова //Ребенок в детском саду.- 2004. - № 1.
20.Соловьева, Е. Обучать тому, что будет/ Е. Соловьева // Обруч. – 2009. - № 6. – С.15-17.
21.Сурова, О.А. Что могут дать детям компьютерные игры?/ О.А. Сурова // Управление ДОУ. – 2009. - № 8.- С.55-58.
22.Тупичкина, Е.А. Формирование у дошкольников информационной компетентности / Е.А. Тупичкина // Детский сад от А.до Я. – 2009.- № 1. - .22-33.



























Приложение

Приложение № 1
План урока по курсу «Практикум по
естествознанию во 2/1 группе ЧГПК №2
преподавателя КУКАРИНОЙ О.С.

ТЕМА УРОКА: Экологический КВН.
ЦЕЛЬ: Помочь студентам систематизировать, углубить и проверить свои знания по экологии и естествознанию, узнать новое о жизни и охране растений и животных Челябинской области.
Развивать умение быстро принимать правильные решения, действовать сообща, распределять обязанности в команде, доказывать свое мнение, переносить теоретические знания в практику работы с дошкольниками.
Формировать познавательную инициативу в процессе использования ИКТ на уроке.
Воспитывать стремление охранять природу и привлекать к этой работе своих воспитанников.

ХОД ИГРЫ.
Высказывание учителя о значимости экологического образования для всех людей. Чтобы осуществлять полноценное экологическое воспитание в ДОУ, нужно самим иметь хорошие знания по данной проблеме.
Деление группы на две команды, выбор лидеров.
Название команд, создание эмблем.
Выбор независимого жюри. Обговаривание правил соревнования.

Клятва команд: Нор звериных, птичьего гнезда,
Разорять не будем никогда!

Умственная разминка.

Блиц-опрос (Презентация «Интересные факты из жизни животных»)
9 слайд – назовите нелетающую домашнюю птицу (курица)
13 – какое животное дольше всех может не пить? (крыса)
14 Лысеют ли обезьяны? Да
15Какой позвоночник у двугорбого верблюда? (прямой)
16.Почему колибри пьют нектар в полете (Они не могут ходить)
17Для чего крокодилы глотают камни (Чтобы глубже нырнуть)
18. Назовите единственное млекопитающее, которое может летать (летучая мышь)
При отсутствии ответа право голоса переходит к другой команде. Побеждает тот, кто наберет большее количество фишек. 16 баллов.
2.Конкурс литературный.
-Кто больше назовет загадок, пословиц, примет о животных и растениях.
-Кто больше назовет сказок о животных.
Отвечают по цепочке, пока не закончатся варианты. При отсутствии ответа право голоса переходит к другой команде. Побеждает последний, получает 1 балл.

3.Конкурс капитанов «Знатоки растений»
-Отгадать по описанию и фото растение (венерин башмачек, ромашка пахучая)
За правильный ответ 2 балла.


4. Конкурс «Гонка за лидером» (на быстроту мышления).
Команды отвечают по цепочке. Если ответ не дан, то ход переходит к другой команде. Побеждает та команда, которая отвечает на последний вопрос. (По 1 баллу).

1.Как называют ребяток- зверяток?

Волк Волчонок Еж ежонок
Медведь Медвежонок Кошка - котенок
Лошадь Жеребенок Овца ягненок
Белка Бельчонок Свинья Поросенок
Корова Теленок Собака щенок
Индюк индюшонок

2.Найди пару

Лиса лис Еж Ежиха
Медведица Медведь Гусь Гусыня
Львица -лев Кот Кошка
Олениха Олень Бык Корова
Зайчиха -заяц Осел Ослица
Курица петух Пес Собака
Ворона ворон Боров Свинья
Овца баран Волк Волчица
Лосиха лось Тигр Тигрица
Утка селезень Слон Слониха
Лошадь конь Козел коза

3.Кто где водится, там и выводится.

Там водятся акулы - море.
Будка собаки - конура.
Лежбище медведя - берлога.
Там, где живут кроты, мыши - нора
Там отдыхают коровы - коровник
Там птицы выводят птенцов - гнездо
Домишко пчел - улей
Помещение для лошадей - конюшня
Ее плетут пауки - паутина
Там водятся и охотятся щуки - река
Жилище муравьев - муравейник


5. Конкурс эрудитов – решение кроссворда «Охрана животных» (прилагается).
Побеждает та команда, которая ответит быстрее на большее количество вопросов.

Ответы на вопросы кроссворда: 1.Соболь 2.Охота 3.Дронт. 4.Заповедник 5.Носорог
6.Сайгак 7.Джейран 8.Акклиматизация 9.Медведь белый 10.Моа 11.Тарпан 12.Калан
13.Выхухоль 14.Стерх.

Физкультминутка. Массаж спины.

Сегодня весь день все звери при деле Гладим по спине ладонями снизу вверх

Лисичка-сестричка шубку подшивает Водим по спине пальцем зигзагом

Бурый медведь-старый дед сапог подбивает Стучим по спине кулаком

Медведица Маша варит детям кашу Водим кулаком по спине по спирали

Кошка лычки дерет, коту лапти плетет Пощипывание

По болоту босиком кулик ходит с посошком Стучим пальцами, как на пианино.

6. «Древо мудрецов» - домашняя заготовка.

На дерево крепятся листочки с вопросами команд друг другу (по 3-5 вопросов). Выигрывает та команда, которая задаст наиболее интересные вопросы и ответит на большее их количество. Победитель получает «шапку мудреца».

Вопросы:

-Какие насекомые имеют свой домашний скот? (муравьи)
-Какое дерево наших лесов можно назвать витаминным, а какое –музыкальным? (сосну, ель).
-Сколько лап у насекомых? (6).
-Какую липучую траву с большими листьями привезли во Францию из России в 1914 году? Французы называли ее «русской заразой» (Репейник).
-Кто раньше просыпается весной в нашей области – летучие мыши или летучие насекомые? (насекомые).
-Древесина какого дерева считается лучшей в строительстве мостов и кораблестроении? (лиственница).
-В какой стране высшая награда – орден хризантемы? (Япония).

Команды получают по 1 баллу за каждый вопрос и за каждый правильный ответ.

7.Презентация «Редкие и исчезающие животные Челябинской области».


8.Конкурс художников.

Из подручных материалов создать плакаты, панно на тему «Сохраним родную природу».
В процессе работы звучит музыка с диска «Золотая музыка природы».
Плакаты оцениваются по содержанию и исполнению по пятибальной системе.

Итог:

Подсчитывается общее количество баллов. Объявляется победитель.

Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И Землю удивительную эту.

Преподаватель надеется, что эта игра поможет организовать работу студентов по охране природы в ДОУ на летней практике, проводить не только экологические занятия, но и другие формы работы с детьми, подобные этому КВН.
За активную работу вручает диск со своей методической разработкой «Работа с детьми по экологическому образованию в летний период».

Литература.


1. Алексеев, В.А. 3ОО вопросов и ответов по экологии/ В.А.Алексеев.- Ярославль:»Академия развития»,1998.
2. Андреева, М.А., Маркова, А.С. География Челябинской области/ М.А. Андреева, А.С. Маркова.- Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во,2002.
3. Брем,А. Жизнь животных/.- М.: Изд-во Эксмо, 2004.
4. Гиттис, М.С. Челябинская область. Занимательная география в вопросах и ответах / М.С. Гиттис.-Челябинск: АБРИС, 2004.
5. Григорьева,Е.В. Природа Южного Урала: Учеб. пособие для уч-ся 3(4) к/.-Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во,Юж.-Урал. изд.-торг. дом, 2001.
6. Естествознание и основы экологии:Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/Р.А. Петросова, В.П. Голов и др.- М.: Изд. центр «Академия»,1997.
7. Естествознание: Проб. учеб. для 7 кл.общеобр. учрежд./ А.Г. Хрипкова,Р.Г. Иванова и др. Под ред. А.Г. Хрипковой.-М.: Просвещение,1994.
8. Константинов, В.М., Челидзе ,Ю.Б. Экологические основы природопользования: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. Образования/. М.: Изд. центр « Академия»,2001.
9. Особо охраняемые природные территории Челябинской области./ Сост. Бакунин В.А.,Воронцов В.Н. и др.; Под ред. Матвеева Н.Т.- Челябинск: фирма «АТОКСО»,1993.
10. Пепеляева О.А.. Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам/ Никишова А.И. и др. – М.: ВАКО, 2004.
11. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) / Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003.
12. Сосновский, И.П. Редкие и исчезающие животные: По страницам Красной Книги СССР/.-М.: Метеллургия,1987.
13. Тюмасева, З.И., Гуськова, Е.В. Окружающий мир - региональные особенности, уральский вариант/.-Учеб. пособие для общеобр. учеб. заведений.- Челябинск: ООО « Изд. центр « Взгляд»,2003.
14. Челябинская область. Краткий справочник/ Авторы-составители М.С.Гитис,А.П.Моисеев- Челябинск: АБРИС,2004
15. Я познаю мир: Животные: Энцикл./Авт.-сост. П.Р. Ляхов; худож. Е.В.Дедова.-М.: ООО «Изд-во АСТ»,2002.

Приложение №2.


Конспект
непосредственно образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе МАДОУ ЦРР ДС №473
Воспитатель I категории Михайловская Татьяна Анатольевна.

Вид занятия: Комплексное.
Тема занятия: «Что такое огонь?» Программное содержание:
Обучающие задачи: 1 .Познакомить с огнём как явлением неживой
природы.
2.Показать необходимость огня как условия жизни на Земле.
Показать противоречивость этого явления (несёт жизнь и смерть).
Познакомить с историей использования огня человеком, используя электронную презентацию.
Познакомить с одним из свойств огня- горением при доступе воздуха.
Развивающие задачи: 1 .Развивать умение слушать ответ другого
ребёнка не перебивая; отвечать на постав ленные вопросы громко, чётко, полным ответом.
Воспитательные задачи: 1 .Воспитывать уважение к огню;
осторожность в обращении с ним. Обогащение словаря: Кремень.
Индивидуальная работа с Дашей Н. и Глебом Ш. - развивать доказательную речь, умение делать вывод. Подготовительная работа: Материалы: Письмо от Незнайки, одна большая и две маленькие
свечи, коробок спичек, модель вращения Земли вокруг Солнца, модели состояния погоды в зависимости от активности Солнца, деревянные палочки, кусочки дерева на каждого ребёнка, два камня, стеклянная банка, презентация с изображением извергающегося вулкана, молнии, пожара, модели использования огня человеком, аудиозапись «звуки огня», презентация «Как человек огонь приручил».
Литература: Сборник О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в эко логию» (библиотека программы «Детство»), Л.В. Ковинько «Секреты природы - это так интересно!»
Предварительная работа: Просмотр мультфильма «Прометей», чтение О.Герасимова «Как человек огонь приручил», «Как человек огонь работать заставил», СЯ.Маршака «Рассказ о неизвестном герое». Мотивация: Помочь Незнайке понять, что хоть огонь и очень коварен, но необходим всему живому на Земле.
Организационный момент: - Ребята, сегодня к нам в детский сад
пришло письмо от Незнайки. Послушайте, что он пишет. Чтение письма от Незнайки.
воспитатель
дети

Ход занятия: (I часть). ]
-Ребята, разве можно играть в такую игру? Чем это может закончиться? Давайте мы сейчас с вами поговорим о том, что такое огонь, убедимся в том, что огонь необходим всему живому на Земле, хотя и очень коварен. А потом напишем Незнайке об этом в письме.
-А знаете ли вы ребята, что мир, который мы видим вокруг, питает и поддерживает огонь. Солнце, согревающее нашу Землю -это большой раскалённый огненный шар. А какую форму имеет наша планета Земля?
- Да, Земля круглая. Летит она, кружится, как волчок, вокруг себя и вокруг Солнца
(рассматривание модели вращения Земли вокруг Солнца). От чего зависит на Земле смена дня и ночи? Времён года?
Повернётся Земля к Солнышку одним боком - на этой стороне день наступает, а на другой - ночь. Вокруг Солнца летит Земля целый год, вот какой длинный путь у неё.
То ближе подлетит Земля к Солнцу, то подальше убежит от него. Да ещё крутится наша Земля с наклоном, то одну сторону погреет у солнечной печки, то другую. Так и меняются на планете времена года. Какие времена года вы знаете? Огонь солнца дает тепло и светит всему живому на нашей планете.
Скажите, какое Солнце зимой? (работа с моделями парами) Игра «системный оператор» (ТРИЗ).
А летом, какое Солнце?
Ещё на Земле есть «огнедышащие горы». Как они называются?
Из них время от времени выбрасывается раскалённая лава - это работа подземного огня, спрятанного внутри Земли. Молния, сверкающая во время грозы - это тоже огонь (показ слайдов презентации).

II часть.
Огонь - это свет и тепло. Наши далёкие предки «приручили» его и «поселили» в своём жилище. Давайте, мы расскажем, как человек огонь приручил (показ слайдов презентации).
Сначала людям приходилось сохранять огонь, дожидаться, когда молния зажжёт дерево. Затем они заметили, что если долго тереть друг о друга два кусочка дерева, они нагреваются, потом начинают дымиться, и, наконец, вспыхивает пламя.
И стали они добывать огонь своими руками. Сначала придумали деревянную палочку на обрубке дерева руками крутить, получилось! Давайте и мы попробуем покрутить (крутят палочки).
Но труд этот был какой? Наконец догадались из камней огонь извлекать. Стукнут камнем о камень - выскочит искра, упадёт на сухой мох, вот и костёр готов! Для этого подбирали особо твёрдый, прочный камень - кремень.
Этюд «Пламя костра» (Давайте, мы сейчас изобразим, при помощи рук и тела пламя костра)
На огне древние люди готовили пишу, он отпугивал хищников, спасал от холода, приносил свет и радость.
-И, наконец, 150 лет назад люди изобрели спички, удобные, лёгкие зажигательные палочки. Так и носят теперь люди в кармане прирученный огонь. Вот одной из таких палочек я и зажгу сейчас свечу. Посидим у зажженной свечи, посмотрим на её пламя, понаблюдаем танец огня.
Что вы испытываете глядя на огонь?
Какие звуки огня вы слышите? (звучит аудиозапись «звуки огня»).
Ш часть.
Человек не только «приручил» огонь, но и заставил на себя «работать». (Видеозапись или слайды).
Ребята, вспомните, что случилось с рукой Незнайки? Да, огонь всегда таит в себе опасность. Выйдя из-под контроля, он становится не другом, а врагом, страшным чудовищем, уничтожающим порой целые города, и тогда человеку приходится с ним бороться. Как можно победить разбушевавшийся огонь? (показ иллюстрации)
Правильно! А хотите ли вы узнать, без чего не может жить огонь?
Тогда давайте проведём опыт. Возьмём две свечи и поставим их рядом. Спичкой зажжём их, понаблюдаем за горением (пламя вздрагивает, колеблется. Если на пламя осторожно подуть отклонится в противоположную от вас сторону. Возьмём стеклянную банку (значительно выше горящей свечи) и накроем ей одну из свечек. Наблюдаем! Через некоторое время свеча под банкой погаснет. Что вы видите? Почему? Так без чего не может жить огонь? Правильно, воздух помогает огню разгораться, а значит - жить. А без воздуха огонь погибает (показ модели)
Итог: - Ну что, ребята, теперь вы знаете, что такое огонь? Пора писать письмо Незнайке. Но письмо писать долго и времени у нас больше нет.
У меня есть идея! Давайте пошлем Незнайке звуковое письмо, Запишем все, что узнали на аудио - диск. Отвечайте на мои вопросы полным ответом, говорите в микрофон. Незнайке должны быть понятны ваши ответы.
-Что такое солнце?
-Что дает солнце людям и всему живому на Земле?
-От чего зависит на Земле смена дня и ночи, времени года?
-Что еще на Земле является огнем?
-Что изобрели люди 150 лет назад?
-Что помогает огню жить?
-Каким бывает огонь?

Записано! Можно посылать Незнайке.



Нет.
Можно обжечься.
Может загореться квартира.
Человек может погибнуть.




Она круглая. Форму шара.



От положения Солнца и Земли.








Весна, лето, осень, зима.
Светит, но не греет, поэтому холодно. Деревья стоят голые, лежит снег.
Жаркое. Все цветет, растет Идет дождь.

Вулканы.







Дети рассказывают в соответствии с содержанием слайдов.








Тяжелый и долгий.

Дети имитируют движения языков пламени.







Ответы детей.


Как это работать?

Он ее обжег, когда играл с огнем.


Полить водой, забросать песком, потушить огнетушителем.
Да.


Дети наблюдают за проведением опыта.



Свеча, которая под банкой, погасла, а другая горит. Закончился под банкой воздух – свеча погасла.
Без воздуха.

Да.


Давайте!


Дети отвечают на вопросы в микрофон.






Давайте прослушаем наше письмо!










Конспект
непосредственно образовательной деятельности в области «Познание» в старшей группе МАДОУ ЦРР ДС №473
Воспитатель Колиниченко В.В


Тема: « Круговорот воды в природе. Агрегатное состояние воды»
Цели: 1. Формировать представление о круговороте воды в природе(образовательная);
2. Прививать детям бережное отношение к воде; развивать умение детей работать в группе, договариваться, учитывать мнение других
(воспитательная);
3. Активизация и обогащение словаря существительными, глаголами, прилагательными по теме (развивающая).
Материал: таз с водой, плитка, прозрачная емкость с крышкой, изображение круговорота воды, модели «Маленьких человечков», таблица «Водоемы», мультимедийная установка.
Предварительная работа: беседа «Водоемы планеты», о соленой и пресной воде, рассматривание глобуса, плаката, иллюстраций.
Методы обучения: беседа, эксперимент, использование моделей, логические рассуждения
Ход деятельности:
Части деятельности
Речь воспитателя и его действия
Речь и действия детей

1ч. Вспоминаем предварительную деятельность.
Предлагаю детям игру «Волшебная палочка».
Вопросы: - какие вы знаете водоемы на Земле?
- какой бывает вода?
- какая вода в морях и океанах?
- какая вода в реках и озерах?
- какую воду используют для питья?
Демонстрирует на экране разные водоемы.
Ответы: океаны, моря, реки, озера, водохранилища, родники.
Горячая, холодная
Соленая
Пресная
пресную

2ч. Круговорот воды в природе.
Вода в наши квартиры поступает со станций очистки. Туда она поступает из водохранилища. Город большой, воды требуется много. Скажите, почему вода в реках, озерах, водохранилищах не заканчивается?
Как водоемы пополняют свои запасы?
Сейчас я покажу вам опыт, и вы поможете сделать вывод.
Рассаживайтесь вокруг стола.
Провожу опыт: кипение воды, появление пара. По ходу спрашиваю, почему в опыте не участвуют дети?




Что поднимается над водой?
Откуда он взялся. Я наливала в кастрюлю только воду?
Делаем совместный вывод: вода при нагревании
Затем к струе пара подношу стекло, появляются капельки воды.
Откуда появилась вода, ведь перед опытом стекло было сухим?

Делаем совместный вывод: когда пар попал на холодное стекло,

Вот так происходит и в природе. Солнце нагревает воду в морях и океанах, как она нагрелась в нашем опыте. В виде пара крошечные, невидимые капельки воды поднимаются в воздух. У земли воздух теплее, но чем выше, он становится холоднее, поэтому пар и превращается в воду, появляются облака. Когда капелек много, они становятся тяжелыми для облака, тогда они выпадают в виде дождя.
А кто подумает и скажет, как образуются снежинки?




Дождь и растаявший снег стекают в ручьи и реки, которые несут свои воды в моря и океаны. Затем вода возобновляет свой путь. Весь процесс называется круговорот воды ( демонстрирую схему на экране)

Предположения, высказывания детей.








Дети усаживаются.


Потому что детям пока нельзя действовать с плиткой и горячей водой.

Пар.
Вода кипит – идет пар.

превратилась в пар.


Предположения детей(пар превр. в воду)

он опять превратился в воду












Когда очень холодно, капли воды превращаются в кристаллы льда – снежинки.

3. агрегатное состояние воды.
В нашем опыте вы видели, что вода может быть жидкой, еще какой?
А как так получается, что одна и та же вода может бывать такой разной?

Ребята, встаньте в круг. Наш круг как и вода, может менять свою форму (показываю модель на экране).
А теперь представьте, что воду нагревают. Каждый из вас – частичка воды. Воду нагревают, вам становится жарко. Ваши ладошки такие горячие, что вам уже больно держать друг друга, и вы отпускаете руки, и каждый из вас двигается самостоятельно (показ модели пара на экране). Каждый из вас стал частичкой пара.
А теперь вас замораживают. Что вы в этом случае сделаете, чтобы стало потеплее, конечно, встаньте и прижмитесь. Теперь ваша группа приобрела форму, как частичка льда. Это все та же вода, но части соединены крепко.
Вывод:1. когда вода находится в виде пара, связей между частичками, они двигаются свободно
2. в жидком состоянии связи более сильнее, но очень гибкие и эластичные, поэтому вода не имеет формы.
3.а когда вода находится в твердом состоянии, ее частички прочно связаны между собой.


Пар




Делают круг, затем вытягивают в овал



Выполняют движения





Надо согреться, прижаться.






Нет

Дети при помощи кистей рук показывают агрегатные состояния воды.

4ч. итог
На нашей Земле вода занимает большую или меньшую поверхность? (Демонстрация вида планеты Земля из космоса на экране).
Каждый водоем – это живой организм, почему?
Их жизнь меняется, и сама вода меняется. Оказывает большое влияние и человек. Что вредит жизни водоема?
Делаем вывод: предложения в «Копилку добрых идей»
Большую


В воде живут животные и растения

Люди загрязняют






































Конспект
непосредственно образовательной деятельности в области «Познание» в средней группе МАДОУ ЦРР ДС №473
Воспитателя высшей категории
Толкодубовой А.В.


Тема: «Живое - неживое».
Задачи. 1.Образовательные задачи:
Формировать представления о признаках живого на примере собаки.
2.Развивающие задачи:
Развивать умение сравнивать живой и неживой объекты, находить существенные признаки для различия живого и неживого, доказывать своё мнение.
3.Воспитательные задачи:
Воспитывать доброжелательное отношение к животному, умение наблюдать, заботится о нём.
Материалы и оборудование. Модели «признаки живого», «потребности живого», слайды с изображением собак разных пород, проектор, игрушка собака, игрушка Лунтик.
Индивидуальная работа. Упражнять Машу в подборе качественных прилагательных в описании животных.
Предварительная работа. Дидактическая игра «Чей хвост?». Дидактическая игра «Кто что ест?» [52,1]. Дидактическое упражнение с элементами моделирования «Угадай по описанию»[48,1]. Лото с элементами моделирования «Кто во что одет»[51,1]. Рассматривание картины «Собака со щенками». Чтение художественной литературы о собаках.
Словарная работа. Активизация в речи детей названий, обозначающих части тела собаки. Активизация в речи детей глаголы в описании действий собаки.
Методы и приёмы. Игровой приём – использование игрушки Лунтика, моделирование, наблюдение за живым объектом.



Ход образовательной деятельности.
Деятельность педагога.
Деятельность детей.

1.Организационный момент.
Педагог обращает внимание детей на игрушку - Лунтика и говорит, что Лунтик хочет завести домашнее животное и предъявляет игрушечную собаку. Педагог обращается к детям:
- Как вы думаете, кто это?
- А может эта собака быть домашним животным Лунтика?
Педагог предлагает Лунтику и детям познакомиться с собакой, которая живёт у неё дома и объяснить Лунтику, почему его собака не может быть домашним животным.
2. Основная часть.
Предлагает детям и Лунтику присесть и помещает на видное место игрушечную собаку, а рядом – живую собаку. Обращается к детям:
- Познакомьтесь – это моя собака, зовут её Бусинка, ей один год, она живёт у меня дома.
Предлагает детям с помощью моделей рассказать о живой собаке, задаёт вопросы:
-Что делала Бусинка, когда знакомилась с вами?
Объясняет детям, что собака с помощью носа вдыхает запахи, т.е. дышит и спрашивает детей:
- А собака Лунтика умеет нюхать?
Выставляет модель «дыхание».
Отпускает собаку и задаёт вопрос:
- Что сейчас делает Бусинка?
Спрашивает Лунтика:
- А твоя собака умеет самостоятельно двигаться?
Лунтик подталкивает свою игрушку и говорит, что так она убегает от него.
Обобщает ответы детей. Выставляет модель «движение».

Предлагает покормить Бусинку и дать корм собаке Лунтика. Обсуждает с детьми различие в поведении живой и игрушечной собаки, выставляет модель «питание».
Предъявляет детям фотографию собаки, когда она была щенком и спрашивает детей:
- Изменилась ли Бусинка? Почему она изменилась?
Спрашивает Лунтика:
- А твоя собака тоже растёт?
Лунтик помещает собачку на стул и говорит, что его животное выросло.
Обобщает ответы детей и выставляет модель «роста».
Предлагает детям с помощью моделей доказать Лунтику, что его собака неживая.
Лунтик соглашается с детьми и говорит, что понял – его собака игрушечная и предлагает детям поиграть в интересную игру.
Динамическая пауза.
Предлагает детям встать в круг и выполнить под песню «Человек собаке друг» М.Комарова следующие движения.



Рассматривание слайдов с изображением собак разных пород.
Лунтик спрашивает детей о том, что на их планете все собаки похожи на Бусинку?
Предлагает показать Лунтику, какие собаки живут на нашей планете и рассказать, какую пользу они приносят людям.
1 слайд. На Земле живут собаки разных пород. Собака - дружелюбное животное, она умна, предана хозяину. Эти особенности позволяют использовать собак на разных службах.
2 слайд. Служебные собаки, вместе с пограничниками, охраняют границы нашей страны; по запаху разыскивают преступников, охраняют дом, помогают находить взрывчатые вещества.
3 слайд. Спрашивает:- Как вы думаете, что делают собаки – спасатели?
4 слайд. Собаки – поводыри помогают незрячим людям свободно передвигаться по городу.
5 слайд. Спрашивает:- Как вы думаете, как помогают человеку охотничьи собаки?
6 слайд. Собаки – пастухи следят за овцами, подгоняют, отбившихся от стада животных, помогают пастуху.
7 слайд. Среди заснеженного бездорожья Севера, где не могут проехать машины, там выручают ездовые собаки – лайки. Упряжка из нескольких собак легко тащит сани по глубокому снегу.
8 слайд. Декоративные собачки приносят своим хозяевам много радости, они очень ласковы и игривы.
3. Итог.
Обращается к детям и говорит, что Лунтику пора с нами прощаться и предлагает ещё раз напомнить ему, чем отличаются живая и игрушечная собака.
Спрашивает детей:
- Что понравилось?
- Что вызвало затруднение?
Обращается к детям:
-Вы сегодня были молодцы. Своими знаниями помогли Лунтику. В знак благодарности звери дарят вам диск, из которого вы ещё больше узнаете о жизни домашних животных.






Отвечают: - Это собака.

Высказывают свои предположения.






Рассаживаются на стульчики вокруг объектов.



Знакомятся с живым объектом: рассматривают собаку, гладят её.



Отвечают на вопросы педагога:
-Нюхала нас.


Отвечают:
- Нет.


- Ходит, бегает.




Доказывают Лунтику, что его собака не умеет самостоятельно двигаться.


Предлагают еду живой и игрушечной собаке.
Высказывают свои предположения.



Рассматривают фото.


Высказывают своё мнение.



Доказывают Лунтику, что его собака не растёт.


С опорой на модели доказывают Лунтику, что его собака неживая.






Встают в круг и выполняют движения: ритмичная ходьба по кругу, наклоны вправо – влево, повороты туловища вправо – влево, приседания, прыжки на месте.




Отвечают Лунтику, что на нашей планете живут разные собаки.

Рассаживаются на стулья перед экраном.

Вместе с Лунтиком слушают рассказ педагога.











Отвечают на вопрос педагога.






Высказывают свои предположения.
















Обобщают с помощью моделей понятие «живое».


Отвечают на вопросы педагога.





Благодарят за подарок. Прощаются с Лунтиком.



Используемая литература.
Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 406 с.
Методические советы к программе «Детство»/ Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 304 с.
Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство»: Учебно-методическое пособие/ Т.И.Бабаева и др.. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 480 с.
«Мы». Программа экологического образования детей/Н.Н.Кондратьева и др. – 2-е изд., - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2000. – 2 40 с.



15