Доклад на тему: «Игра, как фактор всестороннего развития ребёнка, его социализации».


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 27 города Ельца
Доклад на тему:
«Игра, как фактор всестороннего развития
ребёнка, его социализации».
Воспитатель:
Кузьмина Т.В.

г. Елец, 2014г.
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимодействия с окружающими людьми, В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра.
Уже на ранней и младшей возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитания, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной позиции.
Н.К.Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учёба, игра для них - труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего. Играя , они изучают цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения… изучают растения и животных».
Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт.
Игра – один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное явление, она привлекает внимание людей разных профессий.
Игра самовыражение человека, способ его совершенствования.
Игра имеет огромное значение для воспитания и развития личности.
Для детей игра, которую принято называть «спутником детства», составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности : ребёнок двигается, говорит, воспринимает, думает; в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления.
Игра выступает ,как важное средство воспитания.
Сюжетно – ролевая игра в своей развитой форме, как правило, условие для
носит коллективный характер. Это не означает , что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества – это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно – ролевых игр.
Можно считать, что в игре ребёнок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребёнка связано с общественно полезным трудом, главнейшее качество которого – совместное коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.
Можно выделить основные задачи, которые стоят перед воспитателем при руководстве сюжетно – ролевыми играми:
1) развитие игры как деятельности;
2) использование игры в целях воспитания детского коллектива и отдельных детей.
Следует отметить основные моменты методики применения сюжетно – ролевой игры:
1. Выбор игры.
Выбор игры, которую педагог включает в коллективную деятельность детей, определяется конкретной воспитательной задачей. Каждая игра выполняет специфичные функции, поэтому педагог должен отчётливо представлять её реальные возможности.
2. Педагогическая разработка плана игры.
Начальный этап педагогического конструирования длительной игры – наметки её сюжета, определение игровых ролей и наполнение их конкретным содержанием. Самая большая трудность разработки длительной игры заключается в том, чтобы увлечь детей игрой в предлагаемом варианте.
3. Ознакомление детей с планом игры и совместная его доработка.
4. Создание воображаемой ситуации.
Дошкольники всегда начинают сюжетно – ролевые игры с наделения окружающих предметов переносными значениями: стулья – поезд, кустарники – граница, бревно – корабль и т.п.
Создание воображаемой ситуации – важнейшая основа начала творческой сюжетно – ролевой игры.
5. Распределение ролей.
При распределении ролей в длительной сюжетно – ролевой игре воспитатель руководствуется теми же общепедагогическими положениями, что и в развёрнутой творческой игре: он стремится удовлетворять игровые потребности детей, т.е. каждому даёт желаемую роль.
6. Начало игры.
Для того чтобы смогла развернуться длительная игра, связанная с выполнением повседневных обязанностей дошкольников, очень важно позаботиться о создании интересной игровой ситуации.
7. Сохранение игровой ситуации.
В развёрнутой сюжетно – ролевой игре игровой сюжет естественно и непринуждённо развивают сами играющие дети.
8. Завершение игры.
Игра всегда рассчитана педагогом на определённый промежуток времени, в течение которого дети упражняются в выполнении воспитываемых форм поведения.
Можно сделать обобщающий вывод, что, планируя работу по руководству сюжетно – ролевыми играми детей, педагогу необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. Большое внимание педагог должен уделять развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Воспитателю следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и её управлению, а не деятельность детей в игре.
В последние годы в дошкольных учреждениях России усилилось внимание к игровой деятельности детей , для того, чтобы игра заняла достойное место в воспитательно – образовательном процессе.
Надо помнить, что основной источник, питающий сюжетно – ролевую игру ребёнка, - это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.