Урок технологии в 5 классе Выпиливание лобзиком


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа с. Большие Озерки

«Выпиливание лобзиком» -
урок технологии в 5 классе

учитель: Акимчев Александр Васильевич
с. Большие Озерки – 2013 г
Урок технологии в 5-м классе по теме "Технология обработки древесины. Выпиливание лобзиком"
Акимчев Александр Васильевич, учитель технологии
Цели:
Познакомить с новыми словами «подкова», «кузница», «кузнец», объяснить их значение. История возникновения подковы .Познакомить учащихся с основными приемами выпиливания ручным лобзиком по внешнему, внутреннему контуру.
Отработать навыки ручной обработки древесины.
Ознакомить учащихся со способами наладки и регулировки лобзика; научить осуществлять окончательную обработку изделия шлифовальной шкуркой и надфилем.
Повторить правила безопасности труда; воспитывать бережливость в расходовании материалов, аккуратность и точность в работе.
Использовать, полученные учащимися ранее знания и умения, при выполнении более сложных изделий.
Инструменты и оборудовании: столярный верстак, лобзик, приспособления для выпиливания, струбцина, заготовки, надфиль, шлифовальная шкурка, копировальная бумага, карандаш, шаблон, рисунок,кисточки ,краски.
Объект работы: символ Нового года- деревянная лошадка на подкове.
Тип урока: урок-сказка связанная с выполнением практической работы, с лобзиком.
Ход урока
1. Организационный момент
В начале урока, учитель совместно с учениками вспоминает правила пиления ножовкой, виды ножовок ,способы и приемы пиления ,для того ,чтобы подготовить учащихся к самостоятельным решениям . Дать объяснение и представление о лобзике и надфиле. Какие виды фигур и орнаментов можно получить ,путем выпиливания ручным лобзиком .
Учитель с учениками вспоминает, где еще, они встречались с изделиями, выполненными лобзиком (наличники на доме в деревне, предметы быта шкатулки и др.) Затем предлагается поставить вопрос: "Каким образом можно достигнуть этого результата?" "Какой инструмент лучше использовать для работы?" "Какие приспособления при этом использовать?"
2. Изложение нового программного материала.
Лобзик состоит из рамки с ручкой верхним и нижним зажимными винтами. Между зажимными винтами натягивается и крепится узкая и тонкая стальная пилка с наклоном зубьев в сторону ручки. Сжимать рамку можно вручную. (Объяснение сопровождать показом приемов) Для этого один конец рамки упирают в крышку стола, левой рукой нажимают на другой конец рамки, а правой закрепляют пилку зажимными винтами.
Разметку линий выпиливания на заготовке осуществляют обычно с рисунка при помощи копировальной бумаги. При выпиливании лобзиком в заднем зажиме верстака крепят специальный выпиловочный столик. Заготовку укладывают на столе и придерживают левой рукой, а правой выпиливают.
Если необходимо выпилить внутренний контур заготовки, то в ней прокалывают шилом или высверливают отверстие в вырезаемой части. В него заводят снизу верхний конец пилки, рамку лобзика сжимают и крепят пилку. Заготовку прижимают к выпиловочному столику сверху и лобзиком выпиливают контур по линии разметки.
Лобзик перемещают вниз и вверх без перекосов пилки с легким нажимом, чтобы не поломать ее. После выпиливания заготовки по внутренним очертаниям пилку раскрепляют и вынимают лобзик. Наружный контур обычно опиливают в последнюю очередь, чтобы не поломать его выступающие части. Зачищать вырезанные участки заготовки нужно шлифовальной шкуркой или надфилями.
3. Текущий инструктаж по технике безопасности.
Учитель знакомит детей с правилами безопасности труда:
Работу выполнять хорошо подготовленным лобзиком.
Не "заваливать" лобзик во время пиления!
Следи, чтобы рука, удерживающая заготовку, не попала под пилку!
Не торопись и не нажимай сильно на пильное полотно.
Не сдувай опилки, по окончании работы применяй щетку-сметку.
4. Объяснение практической работы.
Ребята из рассказанного ранее вы уже наверное догадались ,что объектом нашей работы будет лошадь и подкова .Причем работать мы с вами будем в парах . Учитель показывает нарисованную лошадь и подкову. Для того, чтобы вызвать интерес учащихся , учащиеся рассматривают рисунок и приходят к мнению ,что его можно увеличить .В данном случае применили ИКТ. С помощью ксерокса увеличили детали до нужных размеров.
Детям раздаются технологическая карта, которая предварительно сделана учителем.
В беседе с учениками учитель проговаривает каждый этап выполнения работы.
Последовательность выполнения работы.
1.Выбор фанеры
2. Зачистка поверхности
3. Перевод рисунка с помощью копировальной бумаги на фанеру .4. Выпиливание внутреннего контура изделия. Просверливаем отверстие вставляем пилочку и выпиливаем .5. Выпиливание наружного контуру.
6. Зачистка выпиленных деталей .
7. Покраска изделия .
8. Соединение деталей
9. Покрытие изделия лаком.
 Технологическая карта.
№ п\пПоследовательность операций Инструменты и приспособления
1 Выбрать трехслойную фанеру Линейка карандаш
2 Зачистка поверхности Наждачная бумага надфили. Верстак
3 Перевод рисунка на фанеру Копировальная бумага, карандаш, шаблон
4 Выпилить внутренний контур Лобзик ,сверло электродрель. Выпиловочный столик .5 Выпилить наружный контур Лобзик. Выпиловочный столик .6 Зачистка деталей Наждачная бумага надфили. Верстак
7 Покраска изделия .Гуашь, кисточки ,верстак .
8 Соединение изделия Клей ПВА. ,кисточки ,верстак .
9 Покрытие изделия лаком Бесцветный лак ,кисточки
5. Подведение итогов.
Учитель с учениками рассматривает выполненное изделие. Отмечает качество выполненной работы, выявляет недостатки и способы их устранения.
6. Закрепление пройденного материала. Выставление оценок.
7. Уборка рабочих мест и кабинета.


Приложения
Сказка про подковуЖил в деревне дед Кузьма. Внучка у него - Аленка.Да Маруська - лошаденка.Да еще - бычок Фома.В город, раз, собрался дед.Захромала лошаденка.Почесал дед бороденку.Глядь - одной подковы нет.К кузнецу пришлось идти.Дельный он мужик и хваткий.Быстро подковал лошадку.ДОброго желал пути.МЕльников сынок - Иван -С речки шел домой, с уловом.Увидал в песке подковуПоложил себе в карман.Говорил отец ему:- По соседям походи-ка.Чье добро у всех спроси-ка.Я чужого не возьму.Вот Иван пошел на луг.Жарко. В сон беднягу клонит.- Эй! Табунщик! Целы кони?!Ты проверь копыта, друг!Отвечал табунщик Влас:Разве ты не знаешь что ли?Мы коняшек любим, холим.Все подкОваны у нас.Призадумался Иван:- Утром видел я кибитку.Кони ехали не прытко.И решил искать цыган.Табор близко был, в лесу.Вышел Ваня на полянку.Встретил старую цыганку.- Глянь! - Сказал. - Чего несу!- Наши кони - на подбор!По-осОбому их метим!И за каждого в ответе! -Весь цыганки разговор.- Вот что, парень, не чуди!Ты мое послушай слово.Кузнецу снеси подкову.Он-то знает все, поди!Щурит глаз кузнец, смешно.- Вот еще, нашлась забота. Вижу, что моя работа.Только сделана давно.- Знаешь графа, чудака?Что один живет в поместье?Не робей! Пойдем мы вместе!Кони есть у старика.- Не бывало никогда.Отвечал им строго конюх.- Разве, только... кучер. Олух!Ну-ка, Васька! Подь сюда!Утирая щеки, нос,ВАська плакал, и ругался.Что здоровы кони клялся.И ни с чем уйти пришлось.И пошли они назад.Дед Кузьма идет навстречу:- Заходи ко мне! Привечу!Завсегда гостям я рад.Внученька! Беги сей час!Самовар на стол тащи-ка!Мед есть у меня, черника!Вишь, подковка-то нашлась!Ну, спасибо те, кузнец!ВЫлечил ты мне кобылу!Неприятно дело было!Ты, брат, мастер, молодец!Вот Иван домой пришел.Рассказал все, доложился.Мельник сказу подивился.Молвил басом:"Хорошо!"В общем, что не говори,Все закончились несчастья.И подкову ту, на счастье,Дед повесил на двери.
Как правильно повесить подкову над дверью?
Многие из нас еще в детстве познакомились с прекрасной сказкой Р.Киплинга, где умная женщина занималась приручением диких животных. Давным-давно, во времена седой древности, лошадь стала другом человека и его слугой, много ей пришлось трудиться для человека и вместе с ним. Хозяин отвечал лошади-труженице любовью и заботой, ухаживал за ней, кормил и поил, чистил, готовил для неё упряжь и лечил её.
Приходилось заботиться и о копытах лошади, при долгом передвижении по твёрдой земле копыта приходили в негодность. Снашивались, и каждый шаг доставлял лошади боль, мог привести к хромоте и прочим неприятностям. Хитроумный человек изобрел для лошади соломенные сандалии, а уж затем – подковы. Первыми подковывать лошадей стали галлы, подковы делались из железа или бронзы. Затем передовой опыт использовали германцы, славяне и венеды.
Римляне употребляли для защиты копыт лошади пластины из металла, чаще всего овальной формы с кольцами, дужками, крючками – крепились эти изобретения на копыте с помощью ремня или веревки. Эта обувь для лошадки называлась у римлян гиппосандалиями. В России подковами для лошадей занялись в 1715 году, в годы правления Петра I.
Истоки поверья о счастливой находке
Подкова на двери с глубокой древности у всех народов считалась талисманом, и эта вера в счастливые свойства лошадиной подковы живёт до сих пор. Зарождение поверья началось в Древнем Египте, во времена фараонов. Лошади фараонов подковывались золотыми подковами. Случалось, подковы терялись лошадьми, а египтянину, нашедшему её, и вправду необыкновенно везло – ведь он становился богатым человеком.
В тех странах, где было развито коневодство, найти подкову всегда считалось удачей, особенно они ценились с задних ног лошади. Путники забирали её с собой, чтобы повесить над дверью и защитить свой дом. Должно быть, такое трепетное отношение к подковам сложилось от чувства глубокого уважения и любви к лошадям.
Как нужно вешать подкову?
Как же следует повесить подкову, чтобы она служила оберегом? Есть несколько вариантов:
Считается, что подкова, повешенная вверх рожками, напоминаем собой чашу, и таким же образом, не переворачивая, её надо повесить, чтобы удача не пролилась и не ушла из дома – «чтоб дом был полной чашей».
Другой вариант говорит о том, что подкова должна висеть рожками вниз, оберегая дом от дурной и чужой энергии.
В этом случае, говорят эзотерики, можно сделать так, и это будет правильно: подкову во дворе, за дверью вешают концами вниз – она закроет путь всей нечисти, стремящейся попасть в ваш дом, а внутри дома следует повесить подкову рожками вверх — для достатка в вашем жилище.
Есть и еще правила – подкова должна быть из металла, если она из другого материала – её функция в доме только декоративная. Вешать её надо обязательно на один гвоздь, и следить за тем, чтоб других гвоздей рядом вбито не было. Подкову вешают хозяин с хозяйкой вместе. Если же в доме живёт один человек, он и занимается прибиванием оберега к двери.
Приложение № 2
К Положению о региональном конкурсе
«Лучший учитель технологии»
ОЦЕНОЧНАЯ ТАБЛИЦА
по определению качества мастер-класса
Инструкция к применению:
присутствие критерия в полной степени – 1 балл,
частично – 0,5 балла,
отсутствие – 0 баллов ____________________________________________________________________
Ф.И.О. ___________________________________________________________________
Место работы ____________________________________________________________________
Тема:________________________________________________________
№ п/пКритерий Показатель Самооценка Оценка
I. Профессиональная компетентность
(оценка качества методической разработки мастер – класса) 1.​ Соответствие содержания мастер-класса заявленной теме; 1 2.​ Соответствие содержания заявленным целям (объективной, субъективной); 1 3.​ Новизна предложенного опыта и соответствие требованиям технологического образования школьников:
- творчество (оригинальность, нестандартность исполнительского решения). 1
1 4.​ Эффективность выбранных средств достижения поставленной цели:
- использование современных технологических технологий;
- обоснованность использования на занятии ИКТ; 1
1 5.​ Соответствие методов, форм организации возрасту и особенностям коллектива учащихся:
- уровень обученности учащихся. 1 6.​ Соответствие содержания обязательному минимуму образования и современным достижениям науки:
​ Логика изложения (единство, целостность, соподчинение отдельных частей занятия, их взаимозависимость)
​ Владение материалом (объем имеющихся знаний)
​ Доступность изложения (четкость, ясность формулировок)
​ Соответствие объемам учеб​ного времени
​ Содержательность (информативность, смысловая емкость)
​ Разработанность (глубина проработки темы) 0,5
1
0,5
1
0,5
1
II. ИКТ - компетентность
(Оценка презентации мастер- класса в программе Power Point) 1.​ Системность, композиционная целостность. 1 2.​ Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы. 1 3.​ Краткость, четкость, ясность формулировок. 0,5 4.​ Композиционная и художественно-графическая целостность. 1 5.​ Логика изложения. 0,5 Итого баллов: 15,5 Далее подсчитывается общая сумма баллов по всем критериям.