Урок русского языка в 8 классе Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»


Муниципальное казенное образовательное учреждение «Садовская средняя общеобразовательная школа»
Урок русского языка в 8 классе
Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»
Автор: О.И. Курганова
Дата проведения:12.11.2013г.
С.СадовоеУрок по теме "Тире между подлежащим и сказуемым". 8-й класс
Цель:
Закреплять знания учащихся об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать умение ставить знаки препинания между главными членами предложения; составлять предложения, в которых необходимо тире; формировать умение конструировать предложения по схемам; формировать умение согласовывать главные члены;
развивать внимание, мышление, речь;
воспитывать любовь к русскому языку.
(Учебник русского языка для 8 класса под редакцией Ю.С. Пичуговой).
Группа "А" - базовый уровень, группа "В" - продвинутый уровень.
Ход урока
Орг. момент. Тема, цель урока.
- Повторим правила постановки тире между подлежащим и сказуемым, будем учиться применять правило в письменной речи.(Слайд1)Словарная работа
- Сегодня познакомимся со словарными словами на с. 60. Прочитайте их, найдите значение в словаре. Запишите в тетрадь. Составьте с одним из слов предложение.
III. Закрепление изученного.
1.Слово учителя: Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть"), что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.( HYPERLINK "тире%20между%20подл.%20и%20сказ..pptx" слайд 2).
На доске до урока написано:
А.С. Пушкин является величайшим писателем. (Приложение 1)
- Определите основу предложения.
- Охарактеризуйте сказуемое.
- Замените глагол-сказуемое на глагол-связку есть.
- Мы так говорим? (нет).
- Как быть? Лингвисты договорились вместо глагола-связки есть ставить тире. Запишите:
А. С. Пушкин - величайший писатель.
- Определите основу, задайте вопрос от подлежащего к сказуемому: что (кто) есть такое (такой)?
- Вспомните правило, сформулируйте его.
- Вспомним правила постановки тире между подлежащим и сказуемым.
2. Работа со слайдами. (Комментирование. Составление и запись предложений по схемам каждого слайда с 3 по 11) (слайд 3)...11
IV. Творческий диктант (Приложение 2).
Задание: измените предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире.
- Что для этого нужно сделать? (Поставить именную часть сказуемого в И.п., опуская при этом глагол)
1) Повесть "Капитанская дочка" была историческим произведением.
2) Основу повести составляют картины восстания Пугачева.
3) Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
V. Объяснительный диктант по группам.
(для группы А)- Запишите предложения под диктовку, выделите грамматическую основу, объясняя расстановку знаков препинания.
1) Наши души - зеркала, отражающие нас.2) В бою побывать - цену жизни узнать.
3) Воздух как роза. 4) Этот день словно праздник. 5) Север - это болото без дна и края.
6) Дважды два - четыре.7) Дело художника - рождать радость. 8) Пушкин говорил: «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы». 9). Объяснение не оправдание.
(для группы Б)- Творческое задание: придумайте примеры к схемам (слайд 12).VI. Исследование языкового материала.
- Объясните употребление тире в отрывке из стихотворения М.И. Цветаевой (Приложение 3), посвященном А. Блоку (Приложение 4).(слайд13)
Имя твое - птица в руке, Имя твое - льдинка на языке, Одно - единственное движение губ. Имя твое - пять букв.Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту.
- Роль тире - создание образа при помощи метафоры, сравнения без сравнительного союза. Речь идет не только об имени, но и о восприятии поэта и его творчества. В слове "Блок" до революции 1917 года было 5 букв "Блокъ".Три строфы, логически сменяющие друг друга: в первой — описание фонетического и даже графического состава слова Блок (Имя твое — пять букв — оно писалось с твердым знаком, Блокъ); во второй — сравнение звуков этого имени со звуками природы; в третьей — эмоциональная ассоциация (звук поцелуя). Цветаева поясняет даже чисто фонетический факт билабиальности звука б (Одно-единственное движение губ...) и характер звука л („льдинка на языке). Эти сравнения раскрывают вместе с тем и образный мир блоковской поэзии.
VI.Синтаксическая пятиминутка
-Запишите предложение. (На доске и в тетрадях)
Книга - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место.
- Выделите грамматическую основу, объясните расстановку знаков препинания.
VII.Тестирование.-Вам предлагается выполнить задания теста. (Приложение 5- на карточках)
VIII. Итог урока.
- Назовите главные члены предложения.
- Что такое подлежащее?
-Назовите основные способы выражения подлежащего. Приведите примеры.
- Что такое сказуемое? Назовите способы его выражения.
- Что нового для себя вы узнали на уроке?
- Назовите алгоритм рассуждения при проверке расстановки знака тире. (слайд 14)
Выставление оценок.
IX. Д/з: параграф 174
Группа А (Жингалиева и Салажиев) - упр.131 (письменно), 133 (устно).
Группа Б (Мусахаева О.) - составить рассказ на тему "Чтение - вот лучшее учение", употребляя тире между подлежащим и сказуемым в предложениях.
Приложение1
Приложение2 Приложение3
Приложение4Тест по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"
Тест 2 (МусахаеваО.)
1. Тире между подлежащим и сказуемым ставится, если:
1) оба главных члена предложения выражены именами существительными в именительном падеже;
2) сказуемое присоединяется союзом как или другими сравнительными союзами;
3) подлежащее выражено личным местоимением;
4) сказуемое выражено существительным с отрицанием.
2. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире.
1) Небо от нестерпимого зноя словно выцвело.
2) День холоден.
3) Народное название этой хитрой травы плакун-трава.
4) День словно ночь.
3. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.
1) Небо ясно.
2) Крупный лещ хитрая рыба.
3) Турция родина фундучных садов.
4) Зимой в спячку впадает один только представитель насекомоядных еж.
4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:
1) Самый величественный период развития природы — зима.
2) Наша серая ворона — кочующая птица.
3) Зимний лес - словно сказка.
4) Есть у ландыша и родственник, даже близкий — купена.
5. Укажите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире.
1) Этнограф изучает жизнь людей.
2) Этнография изучает жизнь людей.
3) Этнография наука, изучающая жизнь людей.
4) Этнография это наука, изучающая жизнь людей.
6. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире.
1) Воздух легок и чист.
2) Нежна апрельская прохлада.
3) Снегирь пухленькая красногрудая птичка.
4) Я ученица 8 класса.
7. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире.
1) Эльбрус вершина Кавказа.
2) На траве повисли крохотные капельки росы.
3) Он художник.
4) Мир прекрасен.
8. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемом нужно поставить тире.
1) Светла июньская ночь.
2) Синтаксис раздел языкознания.
3) Лес ослепительно сверкал.
4) Жизнь прожить не поле перейти.
9. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не нужно ставить тире.
1) Муравей удивительный труженик.
2) Лингвистика наука о языке.
3) Яркие пятна клена выделяются на фоне пожелтевшей листвы.
4) Вылечить больного задача врача.
10. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не нужно ставить тире.
1) Чтение вот лучшее учение.
2) Сатурн планета.
3) Мы друзья.
4) Пятью пять двадцать пять.
Тест 1 (Жингалиева А.)
   1. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.
Услуга в дружбе вещь святая.
Тамань самый скверный городишко из всех приморских городов России.
Полог единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.
Полог не единственное спасение от вечерних и ночных нападений комаров.
2. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.
Встречи единственная наша радость.
Ее воспоминания это документ.
Я ваш новый учитель.
Севастополь город русской славы.
Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не ставится тире.
1) Скала словно медведь.
2) Поэзия Николая Клюева это прежде всего любовь к России.
3) Пятью пять двадцать пять.
4) Дмитров жемчужина Подмосковья.
Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире.
1) Жизнь прекрасна и удивительна!
2) Антон не ученик нашего класса.
3) Ты полевая ромашка никем не любимый цветок.
4) Хотеть значит победить.
5. Объясните постановку или отсутствие тире в предложении.
Жизнь прожить () не поле перейти.
1)тире ставится, так как подлежащее и сказуемое выражены именем существительным.
2) тире не ставится, так как между подлежащим и сказуемым тире никогда не ставится.
3) тире не ставится, так как между подлежащим и сказуемым есть отрицание НЕ
4) тире ставится, так как между подлежащим и сказуемым есть отрицание НЕ
6. Укажите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире.
1) Расстояние не помеха для друзей:
2) Это не сон.
3) Ненадежное это время поворот зимы на весну.
4) Первая победа мартовских лучей приствольные круги.
7. Укажите предложения, в которых между подлежащим и сказуемым ставится тире.
1) Курить здоровью вредить2) Июль самый жаркий месяц нашего лета.
3) Пруд как зеркало.
4) Тиха украинская ночь.
 8. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире:
1) Ты прекрасный специалист.
2) Это не сказка.
3) Белуга гигант среди осетровых.
4) Я старый человек.
9. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым не нужно ставить тире.
1) Шестью шесть тридцать шесть.
2) Любить Родину значит жить с ней одной жизнью.
3) Время словно вода.
4) Радость Родины материнская радость.
10. Укажите предложение, в котором между подлежащим и сказуемым ставится тире.
1) Я учитель.
2) Он удивительный художник.
3) Любовь не вздохи на скамейке.
4) Стая волков это семья из трёх поколений.
Вставь, где необходимо знак тире. Подчеркни главные члены.
Твоя радость и горе это радость и горе для меня.
Иметь разборчивый почерк первое правило вежливости.
Этот яркий свет словно ливень золотой.
Наш край богат и прекрасен.
Из животных в тундре обитают северный олень и песец, а у моря белый медведь.
Голова без ума что фонарь без света.
Волков бояться в лес не ходить.
Большой театр один из самых известных в мире оперных театров.
Я честный человек и никогда не говорю комплиментов.
Сердце не камень.