Конспект урока русского языка в 11 классе Тире между подлежащим и сказуемым


Тире между подлежащим и сказуемым.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания (упр. 372, 374, Русский язык, 10-11 классы, Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин).
III. Индивидуальная работа по карточкам.
Карточка №1.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
Летний вечер тих и ясен.
Золотой метелью мчи(т, ть)ся ж...лтый лист.
Мес...ность равни(н, нн)а, и река (с, з)десь широка и дли(н, нн)а.
Мы медле(н, нн)о стали пр...ближа(т, ть)ся к вершине горы.
По Северному морскому пути в это лето сновал(о, и) великое множество судов.
Карточка №2.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
Ещё и холоден и сыр февральский воздух, но над садом уж... смотр...т небо ясным взглядом.
Трое в солдатских бушлатах летел(о, и) укр...щать Ангару.
В этом году осень тёплая.
Девочка была огорче(н, нн)а происшедшим.
Всё население посёлка вышл(о, и) встречать рыбаков.
Карточка №3.
Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки; подчеркните грамматические основы предложений, указать типы сказуемых и способы их выражения.
Солнца луч... промеж... туч... был и жгуч... и высок.
Фиалка казалась тёплой, пальцы ваши были холодными.
Юноша обл...дал феноменальной памятью.
Теперь всё было ясно.
Лож..., предотвратившая беду, лучше правды, се...щей вражду.
IV. Синтаксическая разминка.
Задание: записать предложения, найти грамматические основы, указать тип сказуемого и способ его выражения.
Простота есть необходимое условие прекрасного (К.Паустовский).
Хороший вкус – это прежде всего чувство меры (К.Паустовский).
V. Изучение нового материала.
Чтение §74 учебника.
Заполнение таблицы «Тире между подлежащим и сказуемым» примерами (раздаточный материал)
Условие постановки тире Пример
Тире ставится
1. Сущ. И.п. – Сущ. И.п. Великая радость – работа.
2. Подлежащее – это, это есть, вот, значит + сказуемое Судьба изобретателя – это судьба его изобретений.
3. Инфинитив – инфинитив Жизнь пройти – не поле перейти.
4. Сущ. И.п. – инфинитив. Инфинитив – Сущ. И.п. Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие.
5. Количественное числительное И.п. – количественное числительное И.п. Семью восемь – пятьдесят шесть.
6. Количественное числительное И.п. – сущ. И.п. Сущ. И.п. – количественное числительное И.п. Мощность двигателя мотоблока – пять лошадиных сил.
7. Внесение ясности в смысл предложения. Отец – мой учитель.Отец мой – учитель.
Тире не ставится
1. В простых предложениях разговорного стиля. Моя мать учительница.
2. Подлежащее + как, словно, будто, точно, вроде как, все равно, что + сказуемое.Каждый кленовый лист как дождевая тучка!
3. Подлежащее + Не + сказуемое. Душа Печорина не каменистая почва.
4. Подлежащее + вводное слово, союз, частица, наречие, несогласованный второстепенный член предложения + сказуемое После школы печать, несомненно, первый учитель языка.
5. Сказуемое + подлежащее. Какое большое удовольствие бродить в лесу!
6. Личное местоимение + сказуемое. Он поэт, поэт народный, он поэт родной земли!
7. Подлежащее + имя прилагательное. Я златострунный и пригожий.
VI. Закрепление материала.
1) Творческий диктант. Задание: закончить пословицы; объяснить постановку или отсутствие тире.
Учить – … (ум точить).
Жить – … (Родине служить).
Без дела жить – … (небо коптить).
Лишнее говорить – … (только делу вредить).
Чай пить – … (не дрова рубить).
2) Объяснительный диктант.
Задание: записать предложения под диктовку, объяснить постановку или отсутствие тире.
Единственное благо – это знание, единственное зло – невежество. (Диоген, древнегреческий философ.)
Сознавать, что вы невежественны, – огромный шаг к знаниям. (Бенджамин Дизраэли, XIX век, британский государственный деятель, премьер-министр, писатель.)
Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли. (Л.Н. Толстой.)
Благодарность не есть право того, кого благодарят, а есть долг того, кто благодарит; требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость. (В.Ключевский, XIX-XX вв., российский историк, академик.)
VII. Домашнее задание.
Выучить таблицу.
§74, упр. 377.