Конспект открытого урока русского языка в 5 классе на тему Тире между подлежащим и сказуемым (5 класс)

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым.
Цель: расширять понятийную базу; учиться использовать на практике работу с главными членами предложения, продолжать работу над орфограммами и пунктограммами.
Задачи:
Обучающие:
обобщить знания обучающихся о главных членах предложения;
познакомиться с особенностями постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Развивающие:
развивать умение анализировать предложенный лингвистический материал;
вырабатывать умение производить синтаксический разбор предложения;
продолжить работу с текстом.
Воспитательные:
воспитывать языковую культуру и познавательный интерес к предмету через создание ситуации
успеха на уроке;

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности


2. Актуализация знаний






















3. Пробное учебное действие


























4. Закрепление









5. Физкультминутка




6.
Закрепление














7. Рефлексия
Самооценка

– Подарите улыбки друг другу. Если вы научитесь улыбаться красоте, добру, то ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью. Ведь окружающий мир – это большое волшебное зеркало.

– Напишите словарный диктант
Брошюра, жюри, парашют, пунктуация, дефис, просьба, синтаксис, салют, рюкзак, баскетбол, спортсмен, хоккей, матч.
Новое слово:
Тире [рэ] – знак препинания в виде длинной горизонтальной чёрточки.
А сейчас Ваня расскажет, кто же ввел этот знак в русский язык.
Тире
· ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] tiret, от tirer  растягивать)  один из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее  «знак мыслеотделительный» (в «Сокращённой русской грамматике»)

– Для того чтобы узнать тему сегодняшнего урока, необходимо расшифровать фразу, зачёркивая буквы Ф, Х, Ю, Н, Ц (детям раздаются листочки с зашифрованной темой)
Т
Ф
И
Р
Ю
Х
Е
Н
Ф
Х
Ю

М
Н
Е
Н
Ж
Ф
Х
Д
У
Ю
П

О
Д
Н
Х
Ц
Л
Е
Ц
Х
Ж
Н

А
Ю
Ц
Щ
Х
И
М
Н
Ф
И
Ю

Ц
С
Ю
Х
К
Н
Ф
А
Ю
З
У

Х
Ц
Е
Ф
Н
М
Ю
Х
Ы
Ф
М


– Какова же тема нашего урока? Запишите в тетрадях.
Беседа:
Что нам уже известно в названии темы нашего урока. Что вы знаете? Что умеете? Чему должны научиться?
– Рассмотрите записанные на слайде предложения.
Чтение - вот лучшее учение.
Хорошая книга - просто праздник.
Книга - это история народов Земли.
– Как можно объяснить постановку тире в предложении. Затрудняетесь? – Для того чтобы не ошибиться, подчеркните грамматическую основу в предложении. – Укажите, чем выражены главные члены предложения.
Учитель рассказывает сказку о постановке тире между подлежащим и сказуемым.

Сказка
Поссорились как-то Подлежащее со Сказуемым. Ты одеваешь часто мою маску, сказало Подлежащее, а мне это не нравится. Сказуемое обиделось: Откуда ты взял? Когда это бывает? Когда и ты существительное, и я существительное. Попробуй разобраться, кто есть кто, а я не хочу быть тобой. Зачем мне твоя маска существительного? Я и само существительное. Долго бы ссорились Подлежащее со Сказуемым, и вдруг появился разделительный знак по имени Тире. Я помирю вас, сказал он, встану между вами, и никто уже вас не спутает. И с того времени стоит господин Тире между подлежащим-существительным, если между ними нет связи. А между подлежащим-существительным и сказуемым не хочет стоять, так как они и так не ссорятся.
Задача к сказке.
Чтобы «помирить» Подлежащее со Сказуемым, необходимо поставить там, где нужно, тире на месте пропущенной связки.

– Выполните упражнение 169 (предложения 1, 7 у доски и в тетради).





– Выполните синтаксический разбор предложения
Чтение – это беседа с мудрецами.

- Выполнение упражнения 171 (сам-но)

Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Руками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И опять писать начнём.

Выборочный диктант. Выпишите только те предложения, в которых есть тире между подлежащим и сказуемым.

Весна – утро года. Она улыбается людям. По утрам лужи еще покрывает тонкий лед. В ложбинках чернеет снег. На пригорке появились первые цветы. Они нежны и хрупки. Просыпаются и деревья.


Тест:
Есть ли на месте пропуска тире?
Соловейранняя пташка.
Его песнипривлекают всех.
Яркое солнцерадость соловью.
Кукушкане соловей.
Её кукованиевот момент для вопросов и ответов..



















Ученики готовят себя к занятию.



Ученики записывают диктант


Записывают новое слово, объясняя его лексическое значение.







Ученики расшифровывают название урока:
Тире между подлежащим и сказуемым.








Читают на слайде предложения, записывают их и объясняют постановку тире.




















Ученики записывают предложения:
1. Земля – кормилица. 2. Азбука – к мудрости ступенька.
Выполнение синтаксического разбора предложения.





Обучающиеся выполняют движения и произносят слова считалочки



Учащиеся выписывают предложение

Весна – утро года.
















Повторили, чем могут быть выражены главные члены предложения, что их называют грамматической основой. Узнали, когда ставится тире между подлежащим и сказуемым
Цель: мотивация детей на работу.
УУД – личностные


УУД – познавательные, регулятивные, личностные





















УУД – познавательные, регулятивные, личностные коммуникативные



































УУД – познавательные и регулятивные




УУД – личностные





УУД – познавательные и регулятивные







Цель – обобщить, сделать вывод, произвести самооценку


15