Рекомендации для педагогов по организации инновационного подхода к физкультурно-оздоровительной работе – часа двигательного творчества в условиях дошкольного учреждения


Рекомендации для педагогов по организации инновационного подхода к физкультурно-оздоровительной работе – часа двигательного творчества в условиях дошкольного учреждения
 
Кроме организованных форм работы физического образования дошкольников предусматривается время для самостоятельной деятельности детей, а также индивидуальная коррекционная и дифференцированная работа воспитателя с ними.
Разнородность физкультурно-игровой среды предупреждает развитие трафаретности движений и двигательной деятельности в целом, способствует не только физическому, но и общему развитию детей. Кроме основных движений дети в самостоятельной деятельности должны играть в подвижные и спортивные игры (в старшей группе).
Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в разное время дня: утром до завтрака, между занятиями, на дневной и вечерней прогулках, в часы игр после дневного сна. Она проводится под наблюдением и при участии воспитателя и направлена на активизацию двигательной деятельности и формирование привычки к регулярным самостоятельным занятиям физическими упражнениями. Ее характер и продолжительность зависят от индивидуальных особенностей и потребностей детей. Поэтому в групповой комнате и на площадке должны быть необходимые физкультурные пособия (горки со скатом, лестницы, снаряды для лазанья, скакалки, мячи и др.).
Знание воспитателями и родителями особенностей двигательной активности детей поможет в рациональном построении двигательного режима в детском саду и семье.
Самостоятельная деятельность составляет наибольшее время в режиме дня маленьких детей. Она является и наименее утомительной из всех форм двигательной активности.
Замечено, что при правильной организации самостоятельной деятельности значительно облегчается привыкание детей к детскому саду. Малыши охотнее идут в группу, меньше капризничают, если воспитатель концентрирует их внимание на активных движениях и играх.
Вместе с тем самостоятельная деятельность, занимающая большую часть времени пребывания ребенка в детском саду, меньше всего находится под руководством взрослых.
В самостоятельной  деятельности  малышей  основное  место  занимают различные  игры. В них наиболее полно реализуется свойственная детям высокая потребность в движении. Разнообразие движений, в свою очередь, обогащает содержание игры  и  делает ее особенно  интересной  и желанной  для малыша.
Для развития двигательных способностей и творчества детей используется новая форма физического развития  детей от 3 до 7 лет - «час» двигательного творчества, когда они сами имеют возможность выбрать вид двигательной деятельность, спортивный инвентарь, партнера и так далее, другими словами, дети могут почувствовать себя хозяевами в спортивном зале, освоить его пространство.
Отсутствие внешней регламентации позволяет им оценивать собственные действия как успешные или неуспешные. Самостоятельное перемещение в зале способствует снижению зажатости, нерешительности, скованности, развивает уверенность в своих силах, в своей безопасности и причастности к общему делу.
Для часа двигательного творчества используются разнообразные виды движений от хорошо знакомых детям подвижных игр до совместной со взрослыми или сверстниками деятельности в сложно -организованном физическом пространстве.
Час двигательного творчества проводится во второй половине дня в спортивном зале под непосредственным контролем и при активном участии воспитателя и специалиста по физическому воспитанию.
Физкультурный зал может быть разбит на несколько игровых зон, в каждом из которых расположены разнообразные  физкультурные пособия. Педагог предлагает детям по желанию выбрать любимую зону и выполнять произвольные движения с пособиями. При этом он оказывает помощь: напоминает, как пользоваться оборудованием, предлагает варианты выполнения задания и т.д. Через 5-6 минут звучит музыкальный сигнал, дети меняются зонами, самостоятельно выбирая любую  из них.
 Поощряется также участие родителей. Родители знают из режима дня о времени проведения часа двигательного творчества, приходят в спортивной форме и наравне с детьми двигаются, играют, занимаются на спортивных тренажерах.
Все это стимулирует активность детей («мы сами»), они начинают интересоваться умениями товарищей, помогают друг другу, обмениваются опытом, учатся действовать совместно, уверенно ориентируются в спортивном зале, по-другому начинать воспринимать своих родителей.