Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме Тире между подлежащим и сказуемым.


Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".
Новик Надежда Григорьевна,
учитель русского языка и литературы ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ».
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, формирования и совершенствования навыков и умений
Задачи:
обучающие:
повторить знания учащихся по синтаксису и пунктуации; закрепление сведений о грамматической основе предложения и способах выражения;
познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым;
учить находить предложения, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым;
развивающие:
развивать речь учащихся; ввести термины: партер, планёр, пороша.
развивать орфографическую зоркость;
активизировать познавательную активность на уроках русского языка;
развивать коммуникативные и информационные компетентности;
раскрывать творческий потенциал учащихся.
воспитательные:
создать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;
развивать мыслительные операции, познавательную активность;
воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;
воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу;
развивать интерес к знаниям, чувство ответственности за результаты своего труда, культуры общения;
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники, тетради, карточки, задания для работах в парах, толковый словарь Ожегова, учебник «Русский язык» 5 класс, Т.А.ЛадыженскаяХод урока
Этап урока Деятельность педагога Деятельность обучающихся1. Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) - Добрый день!
Вы начать урок готовы? Будем слушать, рассуждать и друг другу помогать! Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность.
2. Различение на слух теоретических понятий.
-Послушайте и повторите слова и выражения:
Подлежащее, сказуемое, главные члены, главные члены предложения, грамматическая основа, грамматическая основа предложения, второстепенные члены предложения Учащиеся воспринимают речевой материал и повторяют.
3. Повторение орфограммы «Мягкий знак после шипящих у существительных 3-го склонения».
-Выпишите в левый столбик существительные 3-го склонения, а в правый – не 3 – го склонения.
Шалаш (?), реч (?), сторож (?), ключ (?), лож (?), малыш (?), глуш (?),из – за туч (?), вещ (?), полноч (?).Сущ. 3-го скл. Не 3-го скл.
Речь
Ложь
Глушь
Вещь
полночь Шалаш
Сторож
Ключ
Малыш
Из-за туч
4. Сообщение темы урока
- Прочитай тему урока.
– Сформулируйте перед собой учебную задачу при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым».
Мы узнаем…
Мы научимся…
Мы повторим…
5. Введение нового материала. Работа над темой: «Тире между подлежащим и сказуемым».
1.Повторение теоретического материала
Приём «Незаконченные предложения»
2.Анализ предложений.
3.Коллективное составление алгоритма
постановки тире между подлежащим и сказуемым.
4. Чтение теоретического материала. -Продолжите предложения:
Главные члены предложения - … и …
Подлежащее и сказуемое - …
Второстепенные члены предложения - … , … , …
- Подчеркните в предложениях главные члены, определите, чем они выражены.
-Запишите предложения, которые соответствуют схемам:
сущ. имен.п.- сущ. имен. п.
- Чем выражено подлежащее и сказуемое?
-В форме какого падежа употреблено подлежащее? сказуемое?
- Сделайте вывод о постановке тире между подлежащим и сказуемым.
- Откройте учебники на стр.69 и прочитайте правило. подлежащее и сказуемое
главные члены
определения, дополнения, обстоятельства.
Исследовательская работа (по группам).
Предложения даны на карточках:
Ночь наступила незаметно. Дуб могучий.
Ранняя осень – прекрасная пора. Даль чиста и светла. Дуб – дерево.
Сущ. имен.п.- сущ. имен. пРанняя осень – прекрасная пора.
Дуб – дерево.
Вывод:
Если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже, то между ними ставится тире.
6. Физкультминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонились вправо, влево 
И берёмся вновь за дело. 7. Закрепление изученного материала.
1. - Прочитайте предложения, делая паузу между подлежащим и сказуемым. Укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое.
2.- Расставьте знаки препинания в данных предложениях. Подчеркните грамматическую основу. Объясните знаки препинания. Составьте схемы данных предложений.
Взаимопроверка.
3.Работа с учебником. Стр.69, упр.167
Задание: Спишите, ставя, где надо, тире. Подчеркните основу предложения.
4. - Пользуясь словарём учебника, объясните (письменно) значение слов партер, планёр, пороша. Предложения даны на доске:
Знание – высшее богатство.
Книга – лучший товарищ.
Ученье – свет, неученье – тьма.
Хлеб – имя существительное.
Материал дан на карточках:
Доброе начало половина дела.
Семь загадочное число.
Ум одежда, которая никогда не износится.
У лжи ноги коротки.
Дружба с хорошим человеком свет, дружба с плохим змеиный яд.Ложь зло для всех.
Учащиеся работают на местах, один ученик – у доски.
Работа со словарём стр.305-306:
Партер - …
Планёр - …
Пороша - …
8. Обобщение. - Назовите главные члены предложения?
- Чем они могут быть выражены?
- Когда между главными членами ставится тире? 9. Домашнее задание Упр.169 10. Рефлексия.
- Закончите предложения.
Закончи предложения:
Сегодня я понял…
Тире между подлежащим и сказуемым ставится….
Мне понравилось…