Урок русского языка в 5 классе на тему Тире между подлежащим и сказуемым. ФГОС


Конспект урока "Тире между подлежащим и сказуемым" (5-й класс)
Цель деятельности учителя Познакомить с правилом постановки тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительным, отработать умение правильно ставить тире в предложении.
Тип урока Комбинированный урок.
Планируемые образовательные результаты Предметные: знать опознавательные признаки употребления тире как знака разделения между главными членами предложения (существительными в именительном падеже) на письме и паузы между подлежащим и сказуемым в данной конструкции при её использовании в устной речи, схему данной конструкции; уметь по опознавательному признаку находить предложения с данной конструкцией; правильно ставить знак препинания (тире) в соответствии с изученным правилом; заменять предложения указанных конструкций предложениями изученной конструкции с опорой на схему.
Метапредметные: способность извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.
Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.
Методы и формы обучения Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная.
Оборудование Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Наглядно-демонстрационный материал Презентация по теме урока.
Основные понятия Подлежащее, сказуемое.
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Осуществля-емая деятельность учащихся Формы
органи-
зации вза-имо-дейст-вияФормируемые умения (УУД) Проме-жуточ-ный конт-роль1.Моти-
вация (само-опреде-ление) к учебной деятель-ностиЭмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Вступительное слово:
Я не черточка, не минус,Я прошу, не путай ты нас.Все меня "тире" зовут, Нужно - буду тут как тут.
- Сегодня мы познакомимся с таким знаком препинания, как тире. В русской письменности тире появилось благодаря писателю и историку Н.М.Карамзину. первоначально знак назывался «чертой», название «тире» появляется с начала
1820-х годов. Слушают учи-теля, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку Фрон-тальнаяЛичностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, стремятся приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу.
Регулятивные: планируют необходимые действия.
Коммуникативные:
работают в парах. Листы обратной связи
2.Актуа-лизация и пробное учебное действие Воспроизведе-ние ранее изу-ченного, уста-новление преем-ственных связей прежних и но-вых знаний и применение их в новых ситуациях -Но сначала повторим изученное. Что такое грамматическая основа предложения? Расскажите о подлежащем и сказуемом.
В приведённых предложениях найдите главные члены предложения и подчеркните их.
Мы уложили в тележку удочки, рыбу, запрягли лошадь и поехали домой.
На западе уже догорала заря. В полях громко кричали перепела. Крохотные голубые огоньки светились в ночной траве.
Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Фрон-тальнаяПознавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Устные ответы.
Просмотр муль-тимедийной презентации по теме, сопро-вождающей ход урока -Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (Тире ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже.)
-Составим, опираясь на материал презентации, карточку-схему по теме урока.
Сущ, И. п. – сущ., И.п.
3.Выяв-ление места и причины затрудне-нияЭвристическая беседа, письменная работа
Выборочно-распределительный диктант.
-Выберите из текста слайда предложения, в которых нужно поставить тире, и запишите их в тетрадях.
Следующая станция – Апрелевка.
Ярким солнцем в саду пламенеет костёр.
Байкал – самое глубокое озеро в мире.
Москва – сердце России.
В лесу нужны ловкие руки.
Каждый человек – кузнец своего счастья.
Лес состоит из пяти ярусов.
-Определите слово по его толкованию. Проверьте ответ по толковому словарику.
1)….- просторное помещение при парадном входе в здание. (вестибюль).
2)….- гимнастический снаряд в виде двух чугунных шаров, соединённых короткой рукояткой. (гантель).
Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Индиви-дуаль-ная. Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолении; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.Познавательные: устанавливают причин-но-следственные связи, делают выводы.
Регулятивные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации. Устные ответы. Состав-ление памятки.
Физкультминут-ка Все мы  правила учили,
О тире мы не забыли!
Раз, два, три, четыре, пять.
Будем грамотно писать.
 
Мы писали и читали,
И немного мы устали.
Книжки в сторону отложим,
Организму мы поможем:
Раз – направо, два – налево…
Отдыхаем мы умело! 
Выполняют элементарные физические упражнения. Фрон-тальнаяЛичностные: осознают необходимость заботы о здоровье 4. Целе-полага-ние и по-строение проекта выхода из затруд-ненияРабота с учебными пособиями, подбор своих примеров, иллюст-рирующих природу изучаемой проблемы Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими её на себя.
Организует и сопровождает деятельность обучающихся, подводит к формулировке вывода. Работают с учеб-ником: заучивают правило на с.79, записывают предложения, объясняют постановку тире в упр. 169, 170, 171. Группо-вая Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания Устные ответы.
5.Прак-тическая деятель-ностьЭвристическая беседа, письменная работа в группах - Объясните, используя толковый словарь в конце учебника, что такое айсберг, партер, ряска (1 группа); брошюра, маяк,тарантас (2 группас).
Ответы должны представлять собой такие предложения, в которых между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире.
Знакомят с результатами работы группы. Слушают и обсуждают ответы товарищей. Задают вопросы для уточнения последователь-ности работы Группо-вая, индиви-дуаль-наяРегулятивные: контро-лируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.
Коммуникативные:
осуществляют совместную деятельность в парах и группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач Устные ответы.
6.Первич-ное закрепление с коммен-тирова-ниемОбобщение и систематизация знаний и форми-рование рациональных способов применения их на практике. Эстафета-игра в группах, анализ предложений. Каждой группе предложено по 4 предложения. Необходимо расставить в них знаки препинания и объяснить их постановку.
1 группа.
Каждый человек – кузнец своего счастья.
Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
Обь – крупнейшая река Сибири.
Париж – столица Франции.
2 группа.
Жук не удержался и с треском полетел в сторону.
Март – начало весны.
Пума – дикая кошка.
Морская служба – всегда риск.
Анализируют знаки препинания. Записывают предложения, отвечают на вопросы. Группо-ваяПознавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы Устные ответы.
7.Вклю-чение в систему знаний и повторе-ниеОбобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы -Прослушайте предложения и определите в них грамматическую основу. Попробуйте обосновать постановку тире, определить роль пауз:
Знание – высшее богатство.
Книга – лучший дар дружбы.
Узда для языка – голова.
Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Фрон-тальнаяПознавательные: приобретают умения использовать знания и умения в практической деятельности. Коммуникативные:
формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Оцени-вание работы учащих-ся на уроке
Расставить в предложениях знаки препинания и объяснить их постановку.
1 группа.
Каждый человек кузнец своего счастья.
Хвойный лес одел все горы и подошёл вплотную к морю.
Обь крупнейшая река Сибири.
Париж столица Франции.
Расставить в предложениях знаки препинания и объяснить их постановку.
2 группа.
Жук не удержался и с треском полетел в сторону.
Март начало весны.
Пума дикая кошка.
Морская служба всегда риск.