Модель урока истории на тему «Первобытные собиратели и охотники» (5 класс)


Модель урока истории в 5 классе
Тема урока: «Первобытные собиратели и охотники».
Цель урока: познакомить с расселением древнейшего человека, описать портрет древнейшего человека, объяснить, чем занимается, какими орудиями труда пользовался, объяснить причину появлений верований, религий, рассказать о возникновении первобытного искусства.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Предметные: развитие умений работать с учебником, овладение понятиями собирательства, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд, верования, душа, религия, первобытные люди.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы.

Основные понятия, изучаемые на уроке: собирательство, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд, верования, душа, религия, первобытные люди.

Технологическая карта

п/п Этап УУД Деятельность ЭОР Вре-мя
учитель учащиеся 1. Орг. момент Уметь организовы-ваться к работе. Проверяет готовность к уроку. Приветствуют учителя. 1
2. Проверка домашнего задания Уметь оценить выполненные задания. Организует отчёт консультантов. Консультанты докладывают о выполнении домашнего задания в группах. 1
3. Актуализация опорных знаний Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов, загадочные письмена. На экране записаны понятия: иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография, герб, флаг, гимн, штандарт.
- Обратите внимание на записи, сделанные на экране.
- Самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам.
- Для проверки результатов к задней доске идут работать два ученика. Поочерёдно придумывают вопрос к понятиям и составляют предложения, записывая в тетрадь. Сравнивают результат, работая в парах.
Презента-ция 7
4. Создание проблемной ситуации Умение строить поиск решения, анализировать результаты. Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека; сравнить рисунки на странице 8 и 9 и проанализировать, найти сходства и различия, сделать вывод. Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения. 2
5. Мотивация Умение ставить учебные цели. Организует обсуждение возникших затруднений. Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем. 2
6. Изучение нового материала Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,
учиться грамотно использовать в речи новые термины. Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника.
Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки.
Учебник (страница 11-19) 10
7. Динамическая пауза Формирование ответственного отношения к своему здоровью. Использует музыкальную презентацию. Выполняют танцевальные движения под руководством учителя. Презента-ция 1
8. Первичное применение нового знания Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля. Организует работу по закреплению первичных знаний.
Организует фронтальную работу по учебнику (страница 10-11). Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам.
Отвечают на вопрос №3 (страница 11). Слайды презента-ции 3
1
9. Самостоятель-ная работа в парах Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь. Организует работу в парах по рабочим тетрадям (страница 4-5): задание №2 вписать недостающие слова; задание №3 заполнить контурную карту «Древнейшие люди на Земле». Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям. Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями. Онлайн-карта
«Террито-рия расселения древней-ших людей». 6
10. Коллективная работа у доски Умение работать по настенной карте, применять полученные знания. Организует работу по коррекции знаний с настенной картой, повторяя знания по природоведению. Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей; отметить наиболее древние стоянки человека и его предков. Онлайн-карта
«Террито-рия расселения древней-ших людей». 5
11. Дополнитель-ные сообщения учащихся о возникновении первобытного искусства Формирование интереса к предмету. Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о возникновении первобытного искусства. Слушают сообщение ученика об исторических сведениях. 2
12. Итог урока Осуществлять познаватель-ную рефлексию. Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради. Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям. Задание №12, реши кроссворд. 2
13. Инструктаж домашнего задания Объявляет домашнее задание, проводит инструктаж; п. 1-3 с. 8-17, рабочая тетрадь стр. 3-14. Задают вопросы по тексту заданий. 2