РОЛЬ ПЕДАГОГА В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ СТУДИИ МОДЫ «СТИЛЬ».

Маркина Марианна Германовна педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр детского творчества» г. Абакан
Роль педагога в развитии творческих способностей воспитанников через использование современных педагогических технологий на занятиях студии моды «Стиль».
Общеизвестно, что дополнительное образование это тип образования, объединяющий воспитание, обучение и развитие в единый процесс в целях удовлетворения познавательных интересов и развития творческого потенциала ребёнка, способствующих самореализации и социализации личности и опирающихся на свободный выбор ребёнком видов деятельности.
В настоящее время в учреждениях дополнительного образования детей Республики Хакасия трудится огромное количество квалифицированных педагогических работников, берущих на себя и роль педагога, и воспитателя, и наставника в творческих поисках. «Исходная точка всякого творчества – лёгкость образования неожиданных ассоциаций» пишет А. Матейко [2, с. 9]. Исходя из этого, роль педагога в развитии творческих способностей воспитанников заключается, прежде всего, в том, чтобы видеть в каждом ученике потенциально успешную личность, способную на такие ассоциации, и подпитывать веру ребенка в себя. Вера в силы и возможности воспитанников свидетельствует о готовности поддерживать ученика, искать пути и методы, отслеживающие успешность его деятельности.
В Центре детского творчества города Абакана в 1999 году на базе кружков моделирования и конструирования одежды создается студия моды «Стиль». Целью своей работы студия ставит создание условий для реализации творческих способностей воспитанников в области дизайна и демонстрации одежды.
Образовательный процесс в объединении осуществляется по следующим направлениям: моделирование, конструирование и изготовление одежды; дефиле – сценическое движение; дизайн костюма; красота и здоровье – визаж.
Творческое мышление, по мнению Р. С. Немова – это вид мышления, связанный с созданием или открытием чего-либо нового. [3, с. 158] Роль педагога в развитии творческих способностей, а значит, творческого мышления заключается: в создании ситуации успеха для каждого обучающегося; в непрерывном творческом поиске путём исследований, составления творческих планов, проектов и эскизов; в настойчивости, упорстве и целенаправленности в достижении цели, устойчивой мотивации деятельности; в индивидуальном подходе педагога к отдельно взятой личности ребенка.
При работе с детьми по предмету моделирование, конструирование и изготовление одежды по авторской программе, педагогом ставятся задачи по развитию творческих способностей детей, для этого на занятиях широко применяются современные педагогические технологии, в том числе информационно-коммуникационные технологии.
Качество образовательного процесса при реализации программы обеспечивается за счёт большого количества компьютерных программ и дисков, используемых на занятиях. Кроме того, разрабатываются электронные образовательные ресурсы в виде электронных учебников по различным темам. Авторская программа по курсу «Моделирование, конструирование и изготовление одежды» [1, c. 175], рассчитанная на четыре года обучения включает в себя множество различных тем. Среди них и тема по созданию образа манекенщицы, по которой представлено электронное пособие, предназначенное для обучающихся студии моды «Стиль». Изучение данной темы проводится на протяжении всех четырёх лет, и рассчитано на последовательное, системное углубление и расширение компетенций воспитанников II, III, IV, V годов обучения в области моделирования личного имиджа и сценического образа.
Использование педагогом электронного образовательного ресурса дает возможность всесторонне развивать творческие способности детей, способствовать формированию информационно-коммуникативных компетенций обучающихся. Преимущества использования разработки заключаются в способности повышать мотивацию детей к творческой деятельности. Направляющая роль педагога в развитии творческих способностей ребят, на таких занятиях и использованием ИКТ бесценна.
Ещё одна современная педагогическая технология, широко используемая на занятиях, - проектная технология. Она позволяет педагогу оказывать большое влияние на развитие творческих способностей воспитанников. Создание воспитанниками проектов позволяет им проявить свои творческие способности, самовыражаться в них. На занятиях это изучение истории моды, способов создания того или иного вида одежды. При работе над индивидуальными творческими проектами, обучающимся приходится самостоятельно находить дополнительные источники информации, изучать и анализировать полученную информацию применительно к своей работе. Роль педагога здесь заключается в направлении творческого поиска. Примером такой деятельности детей могут быть: проект «Маска совершенства» Кирилловой Наташи, 3-е место на городском конкурсе «Мода – творчество молодых», проект «Икебана» Толстокоровой Кати, первое место на региональном конкурсе «Юные таланты в дизайне одежды», что способствовало её поступлению в Хакасский Государственный Университет, и многие другие проекты.
Применение современных педагогических технологий, грамотное педагогическое оценивание ребёнка, мобилизующее его академическую и творческую активность, дает подпитку для непрерывного процесса развития креативной личности, которое поддерживается участием детей в различных конкурсах, фестивалях и других соревновательных мероприятиях. Так на протяжении многих лет воспитанники студии моды участвовали и неоднократно становились призёрами различных городских, республиканских и региональных конкурсов с коллекциями моделей одежды: «Весенняя палитра», «Вечерняя мозаика» - на республиканском конкурсе «Юные таланты в дизайне одежды», коллекция «Аква» - на конкурсе «Кутюрье ХХI века»,; коллекция «Цветы» (фото № 1) - второе место на городском конкурсе «Мода – творчество молодых»; «Мир контрастов» (фото № 2) – второе место на региональном конкурсе «Юные таланты в дизайне» и первое место за лучшую авангардную коллекцию на республиканском конкурсе «Кутюрье ХХI века». Участие в таких конкурсах дает возможность проведения сравнительного анализа своего творческого роста с творческим потенциалом других конкурсантов и является дополнительным мощным стимулом для работы над собой. Настрой на успех всей команды во главе с педагогом позволяет детям почувствовать себя причастными к большому и важному делу.
Вера в силы и возможности каждого ученика есть отражение любви к нему, потому что любить ребёнка – значит верить в его возможности, создавать условия для развития его творческих способностей и личности в целом.
фото № 1 коллекция «Цветы» фото № 2 коллекция «Мир контрастов»
Список литературы
1. Маркина М. Г. Сборник программ школы Художественных ремёсел «Харитина».- Абакан, 2004 год.
2. Матейко А. Условия творческого труда, - М., Мир, 1970 год.
3. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. Учеб. Заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р.С. Немов – 2-е изд. – М. Просвещение: ВЛАДОС, 1995 год.
Рисунок 3Рисунок 115