Конспект урока истории в 5 классе Первобытные охотники и собиратели

ФИО: Баклакова Татьяна Ивановна, учитель истории.
Организация: МБОУ «Кузедеевская сош» п. Кузедеево Новокузнецкого района
Предмет: история.
Класс: 5
Тема урока: "Первобытные охотники и собиратели "
Цели урока:
- деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность.
- содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: : собирательство, стадо, родовая, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.
- воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

Тип урока: урок открытия новых знаний
- личностные: ориентация обучающихся на умение сотрудничать при работе в парах,
организовывать свою деятельность на уроке, понимать причины успеха в учебе.
-метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
-предметные: развитие умений работать с учебником, способности применять понятийный аппарат исторического знания.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в парах.
Средства обучения: проектор, презентация, учебник, рабочие тетради, индивидуальные карточки с заданием для самостоятельной работы, карта
Основные понятия изучаемые на уроке: собирательство, стадо, родовая община, люди разумные, колдовской обряд ,верования, душа, религия, первобытные люди.
Эпиграф на доске:
Пусть предок жизнью жил полузвериной, Но мы его наследьем дорожим. Он не умел горшка слепить из глины, Боялся духов, выдуманных им. В. Берестов

Технологическая карта

п/п
Этап
УУД
Деятельность
ЭОР
Время
( в мину-
тах)




учитель
учащиеся



1
Оргмомент
Уметь организовываться к работе
Проверяет готовность к уроку, создает условия для возникновения внутренней потребности (Закон хорошей учебы:
На уроке не вертитесь и старательно учитесь, На вопросы отвечайте и пятерки получайте)

Приветствуют учителя.
Презентация, слайд 1,2
1

3
Актуализация опорных знаний
Уметь работать с контурными картами, настенной картой, осуществлять контроль результатов.
На экране записаны понятия: иероглифы, клинопись, папирус, глиняные дощечки, пергамент, берестяные грамоты, палеография, герб, флаг, гимн, штандарт.
- Обратите внимание на записи, сделанные на экране.
- Самостоятельно составить кроссворд с данными понятиями по группам.
-Для проверки результатов к задней доске идут работать два ученика
Составляют вопросы к понятиям записывая их в тетрадь. Сравнивают результат с соседом по парте.


Презентация,слайд3
7

4
Создание проблемной ситуации
Умение строить поиск решения, анализировать результаты
Предлагает по двум рисункам сравнить древнейшего человека и разумного человека; проанализировать , найти сходства и различия , сделать вывод.
Выполняют задания, перечисляя внешние отличия и сходства древнейшего человека и разумного, пытаются сделать вывод причинам такого изменения.
Презентация , слайд 4
2

5
Мотивация
Умение ставить учебные цели
Организует обсуждение возникших затруднений
Пытаются сформулировать тему и цели урока совместно с учителем
Презентация, Слайд 5-9
2

6
Изучение нового материала
Работать с новой информацией самостоятельно, находить ответы на поставленные вопросы,
учиться грамотно использовать в речи новые термины
Путем подводящего диалога побуждает учащихся к самостоятельному прочтению нового материала по тексту учебника

Самостоятельно читают учебник, отвечают на вопросы учителя, самостоятельно формулируют новые понятия, сверяют свои формулировки

Учебник страница 11-19
10

7
Динамическая пауза
Формирование ответственного отношения к своему здоровью


Презентация, слайд10
1

8
Первичное применение нового знания
Формирование умения смыслового чтения, организации познавательной деятельности, осуществление самоконтроля
Организует работу по закреплению первичных знаний.








Организует фронтальную работу по учебнику страница 10-11
Самостоятельно выполняют задания, предложенные на слайдах, делают записи в тетради, осуществляют самопроверку по слайдам




Отвечают на вопрос №3 страница 11.
Слайды презентации 12-13
3











1

9
Самостоятельная работа в парах
Умение работать в парах, оценивать результаты, оказывать и принимать помощь
Организует работу в парах по рабочим тетрадям страница 4-5: задание №2 вписать недостающие слова; задание №3 заполнить контурную карту «Древнейшие люди на Земле»
Самостоятельно выполняют задание по рабочим тетрадям .Оказывают взаимопомощь и проверяют задания с другой парой, обмениваясь тетрадями.
карта
«Территория расселения древнейших людей» Слайд №14,15
6

10
Коллективная работа с доской
Умение работать по настенной карте, применять полученные знания.
Организует работу по коррекции знаний с настенной картой, повторяя знания по природоведению.
Показать материк, на котором археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей; отметить наиболее древние стоянки человека и его предков.
карта
«Территория расселения древнейших людей».
5

11
Дополнительные сообщения учащихся о возникновении первобытного искусства
Формирование интереса к предмету
Организует учащихся на знакомство с историческими сведениями о возникновении первобытного искусства
Слушают сообщение ученика об исторических сведениях

2

12
Итог урока
Осуществлять познавательную рефлексию
Подводит итог урока, организует работу по рабочей тетради
Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(5)
Кто допускал ошибки, но сам их исправлял (4)
Есть в нашем классе ребята, которые не выполнили задания?

Отвечают на вопросы учителя, делают выводы о достигнутых результатах и их соответствии поставленным целям
Задание №12 реши кроссворд
2

13
домашнее задание

Объявляет домашнее задание, п. 1-3 с. 8-17 раб.тетр. стр. 3-14
Задают вопросы по тексту заданий

2


Литература:
1.Учебник История Древнего мира: учебник для 5 кл. /А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свеницкая – М.: Просвещение, 2012г.
2. История Древнего мира. 5 класс: поурочные планы./Л.Л.Кочергина. – Волгоград: Учитель, 2009г.;
3. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс/ С.В.Тырин, А.В.Абрамов, Ю.А.Абрамова












15