«Различные виды деятельности как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».

«Различные виды деятельности как средство развития творческих способностей учащихся на уроках музыки и во внеурочной деятельности».
Инновационная деятельность рассматривается нами как преобразование содержания образовательного процесса, направленного на повышение качества знаний учащихся, обеспечение их всестороннего личностного развития. Сегодня обществу нужна творческая личность, умеющая планировать будущие действия для достижения целей, понимающая высокую ценность образования и обучения, с развитым творческим мышлением.
Важнейшая задача эстетического воспитания в школе – развитие в учащихся творческого потенциала.
Возникла проблема: как обновить обучение, чтобы достичь желаемого результата в развитии музыкально-творческих способностей учащихся.
Для решения данной проблемы мною была поставлена цель – создать условия для успешного развития творчества учащихся на уроках музыки и во внеклассных мероприятиях, используя разные виды деятельности.
Для реализации цели я определила следующие задачи:
1. Изучить литературу по данной теме.
2. Формировать основы музыкального мышления, аналитического восприятия музыки, основных закономерностей музыкального языка.
3. Определить пути достижения цели.
4. Выявить способы активизации творческих проявлений учащихся на уроке музыки и во внеклассной деятельности.
5. Создать условия для музыкального и творческого развития учащихся.
6. Продумать диагностику развития творчества у детей.

Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, мне необходимо следующее:
отбирать такой музыкальный материал для урока, который может явиться основой формирования конкретных творческих навыков и в то же время отвечать дидактическим требованиям;
использовать приёмы, методы и формы работы, способствующие созданию на уроке атмосферы творческой активности, заинтересованности, непринуждённости;
выбирать приёмы показа образцов творчества в различных видах музыкальной деятельности учащихся;
различным образом импровизировать;
разрабатывать и внедрять серии творческих заданий;
устанавливать наиболее рациональные пути взаимодействия видов деятельности на каждом уроке, исходя из темы.

В процессе подготовки учащихся к творчеству прослеживаются три взаимосвязанных направления:
1. Обогащение жизненных и музыкальных впечатлений. Восприятие художественно-ценных произведений обогащает слуховые впечатления учащихся, стимулирует заинтересованное отношение к музыке.
2. Знакомить ребят со способами творческих действий. С этой целью им предлагается сравнивать несложные пьесы, песни, сходные, например, по ритмическим оборотам, ладовым интонациям, но контрастные по настроению.
3. Предусматривает овладение способами творческих действий. На основе полученного опыта ребята в дальнейшем будут «сочинять» сами.

Активным средством развития творческой деятельности учащихся являются творческие задания. Для активизации инициативы школьников я предлагаю им творческие задания в форме игр. Игра создаёт на уроке атмосферу непринуждённости, эмоциональной отзывчивости. Это очень важно, потому что в таких условиях наиболее полно раскрываются творческие возможности детей.
Игровые творческие задания я использую в разных видах музыкальной деятельности: при слушании музыки, пении, игре на детских музыкальных инструментах, в музыкально-ритмических движениях. Разнообразные по сложности и видам деятельности творческие задания я стараюсь включать в свои уроки со 2-го по 7 класс. Учащиеся должны испытывать радость творчества, которое развивает эмоциональную отзывчивость на музыку.
Очень ярко творческое воображение ребят начальных классов проявляется в игре «Замри». Ребята произвольно расходятся по классу. По команде «замри» дети стоят неподвижно. Как только зазвучала музыка – дети начинают двигаться, изображая в движении придуманный образ (бабочка, птичка, мышка и т.д.). Музыка заканчивается, дети снова стоят неподвижно и каждый из ребят по очереди называет, кого или что он изображал. Меняется музыка– игра продолжается. Для этой игры я использую яркую, образную музыку.

Умение слышать музыку и размышлять о ней я воспитываю в ребятах с самого начала школьных занятий музыкой. Ребята должны понять, что когда звучит музыка, в классе должна быть полная тишина, так как, только внимательно следя за её звучанием, можно глубоко воспринимать её и по настоящему понять.
Учиться слушать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли слушателя.
Понимая проблему развития музыкального восприятия, я на протяжении всего занятия побуждаю детей прислушиваться к звучащей музыке. Только тогда, когда дети будут чувствовать и осознавать характер музыки, выражать его в своей творческой деятельности, приобретённые навыки и умения пойдут на пользу музыкальному развитию.
Творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Слушая музыку, ребёнок всегда слышит не только то, что в ней самой содержится, что заложено в ней композитором (и, конечно, исполнителем), но и то, что под её влиянием рождается в его душе, в его сознании, то есть то, что создаёт уже его собственное творческое воображение. Так, прослушанное произведение рождает в нём сложный сплав объективного содержания музыки и субъективного её восприятия. К творчеству композитора и творчеству исполнителя присоединяется творчество слушателя!
Воображение у ребят, особенно младшего школьного возраста, как правило, яркое, живое, и «музыкальные картинки» они слушают с удовольствием.
Иногда я прошу их слушать с закрытыми глазами, чтобы не отвлекаться, а увидеть музыку в своём воображении. Вот, например, при прослушивании произведения «Три подружки» Д.Б. Кабалевского во 2-м классе, я предлагаю детям по музыкальному характеру придумать имена трём девочкам.
После прослушивания 1-го фрагмента дети определяют характер музыки, темп, приём звуковедения, динамику, регистр и придумывают имя этой девочке. Ребята почти всегда сразу называют имя – «Плакса»; иногда «Грустинка», «Рёва».
Прослушав и разобрав музыку 2-го фрагмента, придумывают такие названия, как «Веселушка», «Хохотушка», «Смешинка», «Резвушка».
А 3-й фрагмент создаёт в воображении ребят образ девочки – «Злючки», «Сердючки», «Драчуньи». Затем они с удовольствием рисуют придуманный ими образ. (Приложение № 1)
Подобные творческие задания я использую и в 3-м, и в 4-м, и в 5 классе, постепенно усложняя их.
В 3-м классе ребята выполняют творческие работы после прослушивания фрагментов из балета «Конёк-Горбунок» Р.К. Щедрина. Сначала они дают названия фрагментам, разобрав средства музыкальной выразительности в музыке, затем создают свои творческие «шедевры». Это могут быть не только рисунки, но и аппликации. (Приложение № 2).
Мои наблюдения над ребятами заставляют меня сильно усомниться в правильности широко распространённого в музыкальной педагогике мнения, будто дети легче усваивают программную музыку, нежели музыку, не имеющую программных названий. Я думаю, что они легко усваивают не программную музыку, а программные заглавия. В этих случаях программа не только не активизирует музыкальное восприятие детей, но и зачастую парализует его. Вот почему для творческого развития детей, играя им программную музыку (это, конечно, должна быть хорошая, ярко образная музыка, с очень точным авторским названием), я не сообщаю предварительно её название с тем, чтобы они сперва определили характер самой музыки, а уж потом попытались дать ей своё название, исходя из того, что ими было услышано, почувствовано и осмыслено.
Ответы ребят дают представление о степени развития их музыкального восприятия. Так, например, произошло с произведением «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт». Ребята по-разному называли его: «Весна», «Восход солнца», «Цветы распускаются», «Утро в лесу». Я постепенно подвожу их к правильному названию. Чуткая «подсказка» может оживить творческое воображение, интеллект и память ребёнка.
Каждый ребёнок представляет и изображает одно и тот же произведение, фрагмент по-разному, так как у каждого своё творческое воображение, представление, видение. Примером в 4-м классе является произведение Э.Грига «Заход солнца», в 5-м классе балет «Чиполино», опера «Муха Цокотуха» во 2-м классе.
В теме 5-го класса «Можем ли мы услышать живопись» я практикую своего рода музыкальное сочинение на заданную тему. Ребятам предлагается нарисовать какой-либо рисунок (это может быть пейзаж природы, любимая игрушка, сказочный персонаж и так далее) или подобрать понравившуюся картинку и написать к ней мини «музыкальное» сочинение: «Какую музыку ты слышишь в своей картине?» Сначала ребята описывают, что изображено на картине, а затем характер, настроение, темп, динамику, регистр, жанр музыки или конкретное музыкальное произведение, возникшее в их памяти, воображении. Разные ребята, разные сочинения. Сразу чувствуется индивидуальность автора каждой работы. (Приложение № 3).Иногда учащиеся приводят конкретные примеры музыкальных произведений и исполняют их на инструменте или поют, если это песня.
Благодаря таким творческим заданиям ребята хорошо запоминают музыкальные произведения и легко выполняют такую форму проверки знаний музыкального материала как «Музыкальная викторина». Я провожу её обычно в конце полугодия, как итог.
Детям предлагаются произведения, звучащие на уроках I-го или II-го полугодия. Названия произведений и его автор записаны в столбик на доске и у ребят в тетрадях. Произведения звучат в хаотичном порядке, а ребятам нужно по звучанию музыки, её характеру определить это произведение и рядом с названием поставить ту цифру, под которой оно звучало.
На слайде вы можете видеть динамику качества музыкальной викторины за последние 3 года.
Большое значение для развития творческого мышления на уроке имеет технология интегрированного обучения.
Интегрированные уроки в большей степени способствуют развитию речи, формированию умения сравнивать, обобщать, делать выводы. Форма этих уроков нестандартна, интересна. Интеграция даёт возможность для самореализации, самовыражения, творчества. Ученики становятся соавторами урока.
Широко на интегрированных уроках можно использовать разные виды творческих работ: написание мини сочинений, стихов, сравнительной характеристики по картине, музыкальному произведению. Примером может служить интегрированный урок по теме «Зима в художественном тексте и музыке «Зима в музыке».
Так же я даю возможность ребятам проявить себя в творческой работе по написанию небольших докладов, сообщений о композиторах, об их творчестве, о современных эстрадных исполнителях, группах, стилях музыки. Ребята с удовольствием выполняют такие задания, черпая информацию из телевизионных передач, журналов, Интернета, книг, энциклопедий, делают презентации.

Среди разнообразных творческих заданий в вокально-хоровом музицировании я использую следующее:
выразительное произнесение текста разучиваемой песни, приближающееся к музыкальному интонированию;
сочинение подголосков;
импровизировать окончания музыкальных фраз;
сочинить характерный мотив марша, колыбельной.
сочинение небольших песенок, частушек.
Четвероклассники с удовольствием сочиняют частушки на заданный мотив, а иногда придумывают и свою мелодию к частушкам и поют их перед классом. Некоторые ученики очень интересно оформляют свои работы. (Приложение № 5).

Импровизация – это один из путей развития творческих способностей ученика. Она пронизывает весь урок, всю музыкальную деятельность школьников:
в ответе на поставленный вопрос, в пластическом интонировании, в инструментальном музицировании, вокальная импровизация.
Занятия импровизацией могут преследовать две взаимосвязанные цели:
выработку интонационного и ладового слуха,
развитие творческой фантазии.
В импровизации я использую такие творческие задания как:
продолжить начатую учителем мелодию и завершить её в тонике заданной тональности;
придумать ритмический рисунок и передать его другому; (учитель хлопает или стучит несложный ритмический рисунок и адресует его одному из учеников. Ученик повторяет этот ритм и придумывает свой, адресуя его другому ученику и т.д.)
исполнить одну и ту же музыкальную фразу с разной интонацией;
исполнить произведение «мы сперва пойдём направо» с движениями в разном темпе;
инсценировать песню. («Куклы учат буквы»)

Творческие способности учащихся я развиваю не только на уроках музыки, но и во внеклассной деятельности.
Используя в своей работе разные педагогические технологии, методы, приёмы по развитию творчества у учащихся повышается интерес к предмету и от этого качество успеваемости.
Результатом творческой работы я считаю, служат и участия в концертах, фестивалях не только школьных, но и районных. Каждое выступление готовится. Концерт – это не только праздник и радость – это и трудная, напряжённая работа, результатом которой является рождение искусства.
Каждый год принимаем участие в фестивале детского творчества г.Домодедово «Вдохновение». Выступаем с концертными номерами в ДК »Мир». А так же традиционные линейки 1 сентября «День Знаний», праздники: «День Учителя», «Новый год», «Последний звонок», «Вечер встречи с выпускниками», «8 Марта», КВНы и т.д. (Наши достижения).
Творческое начало, как способность ребёнка создавать своё, новое, оригинальное, лучшее – формируется наиболее активно, когда музыкальная деятельность из «внешнего предмета» творчества переходит во внутреннее состояние (рефлексию) и становится содержательным выявлением детского «Я».










15