Олимпиада по русскому языку в 5-7 классах


ОЛИМПИАДА по русскому языку
5-7 классы
Прочитайте текст и выполните задания.
Синицы
left0од самым окном нашего домика зимой я устроил для птиц кормушку. На прикреплённую к сучкам рябины дощечку мы сыпали хлебные крошки, кашу, мелкие кусочки сала и мяса. Всякий день сюда стали слетаться черноголовые бойкие синицы, другие лесные птички. Пухлые на морозе синички бойко клевали рассыпанный корм.
Вы все знаете и видели обыкновенных наших синичек. Летом они живут в лесах и парках, кормятся насекомыми. Зимою обычно прибиваются к человечьему жилью, добывают корм на выгребных ямах и часто залетают в открытые форточки жилых домов. В большие морозы синицы бьются в оконные стекла, влетают в сени.
Синицы — птички всеядные. Они ловко ловят насекомых, очень любят жирное мясо, клюют крошки хлеба и кашу. Поймать синицу нетрудно. Я поставил у выгребной ямы обыкновенную проволочную мышеловку, подвесив в ней небольшой кусочек сала. Очень скоро в мышеловке оказались две синицы. Этих синиц я принёс в наш домик и пустил летать в комнате.
Синицы скоро привыкли к человечьему жилью, сами находили себе корм — рассыпанные на столе крошки хлеба и кусочки мяса — и забавно ловили толстых зимних мух, которые вылетали из щелей бревенчатых стен нашего домика. Кошки Машки тогда ещё у нас не было, и синицам не угрожала никакая опасность. Лежавший у печки пёс Фомка поглядывал на синиц и заметно волновался, когда птички подлетали к его чашке с едою.
Почти всю зиму синицы жили в комнатах нашего домика. Они перелетали с места на место, часто садились на обеденный и на мой письменный стол, но в руки никогда не давались. К тогда ещё маленькому внучонку моему, Саше, относились они, впрочем, с полной доверчивостью. Случалось, они смело присаживались на его голову, покрытую светлыми, лёгкими, как пух, волосами. По-видимому, голову внука они принимали за обыкновенную лесную кочку. Прыгая по обеденному столу, они ловко воровали вкусные пенки из блюдца с топлёным молоком, которое стояло перед внуком, сидевшим на высоком детском стуле.
Уже в самом конце зимы кто-то неосторожно открыл входную дверь, и обе синички вылетели на волю. Признаться, мы все тосковали по милым, весёлым синичкам, своею вознёю развлекавшим нас в зимние вечера, и долго их вспоминали.
Иван Соколов-Микитов
Задания.
Определите тему текста (1 балл)
Составьте обычный и цитатный планы текста (по 5 баллов за каждый план).
Найдите предложение, в котором поставлено тире между подлежащим и сказуемым, выпишите это предложение и графически объясните постановку тире. ( 3 балла)
Выпишите из текста предложение, в котором перед союзом И стоит запятая, объясните постановку этой запятой.(3 балла)
Найдите в тексте такое предложение, в котором употреблен союз И, но запятой перед ним нет. Объясните отсутствие запятой перед союзом И в этом случае. (3 балла)
Найдите в тексте такое предложение, в котором союз И соединяет однородные члены, однородных членов в предложении должно быть больше двух. Объясните постановку знаков препинания при однородных членах в этом случае.(3 балла)
Определите грамматические основы в предложении
Синицы скоро привыкли к человечьему жилью, сами находили себе корм — рассыпанные на столе крошки хлеба и кусочки мяса — и забавно ловили толстых зимних мух, которые вылетали из щелей бревенчатых стен нашего домика.
Объясните письменно, почему вы выделили именно так грамматические основы, а не иначе. (5 баллов)
Найдите в тексте такое слово, которое имеет два корня, выпишите его и выполните морфемный и словообразовательный разборы.(3 балла)
Определите, какую орфограмму содержит в суффиксе слово внучонку, выделите её и приведите 5 своих примеров на эту орфограмму. (6 баллов)
В слове оконные пишется две буквы Н. Приведите 5 своих примеров, в которых причиной написания двух букв Н будет тот же признак, что и в слове оконные.(5 баллов)
В слове присаживались пишется приставка при-. Приведите 5 своих примеров с этой приставкой, но причиной написания в ваших словах этой приставки не станет та же, что в слове присаживались.(5 баллов)
Напишите сочинение на лингвистическую тему в форме сказки, которое начиналось бы со слов: «Жил-был союз И…» (5 баллов за содержание, 5 баллов за грамотность)
Работу составила учитель Лаптева С.А.