Логопедический мониторинг как составная часть комплексной диагностики развития обучающихся 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования

Логопедический мониторинг как составная часть комплексной диагностики развития обучающихся 5-7 лет с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования


Изучать детей, воспитывая и обучая их, с тем
чтобы воспитывать и обучать, изучая их, -
таков путь единственно полноценной
педагогической работы и наиболее
плодотворный путь познания
психологии детей.
С.Л. Рубинштейн

В МБДОУ № 85 «Малиновка» г. Северодвинска функционирует две группы компенсирующей направленности для детей 5-7 лет, осваивающих адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОНР). Каждого ребенка, зачисленного в группу компенсирующей направленности, необходимо всесторонне обследовать.
Комплексная диагностика о б е с п е ч и в а е т:
оценку уровня актуального развития ребенка и определение зоны его ближайшего развития;
определение образовательной стратегии обучения, выбор коррекционной программы, методов, приёмов и технологий педагогического воздействия;
целенаправленное педагогическое сопровождение развития ребенка в процессе дошкольного образования;
дифференцированный и индивидуальный подход в обучении и воспитании детей с разными возможностями вы условиях эмоционального благополучия;
возможность следить за соответствием развития ребенка возрастным нормам и своевременно корректировать отклонения развития;
реализацию новых подходов к формированию предметно-развивающей среды (в кабинете, группе);
преемственность деятельности учителя-логопеда, педагога-психолога, специалистов и воспитателей ДОУ;
квалифицированное педагогическое консультирование родителей.


Прежде всего, диагностика развития ребенка проводится с целью определения интеллектуального, речевого развития, особенностей таких когнитивных и личностных сфер ребенка с общим недоразвитием речи, как способности, наклонности, интересы. К комплексной диагностике привлекаются все специалисты ДОУ, участвующие в учебно-воспитательной и коррекционной работе с детьми компенсирующей группы: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, старшая медсестра.

Медицинское обследование ребенка предполагает:
(отв.: старшая медсестра, учитель-логопед)
выявление сопутствующего заболевания;
определение группы здоровья;
уточнение логопедического диагноза;
анамнестические сведения (анамнез отягощенный/благоприятный).

Психологическое обследование ребенка предполагает:
(отв.: педагог-психолог)
выявление особенностей психического развития;
установление нарушений психического развития;
диагностика готовности к школьному обучению (по Л.А. Ясюковой) - для детей подготовительной к школе группы;
определение личностных особенностей, нарушений поведения, состояния эмоционально-волевой сферы (совместно с воспитателями и учителем-логопедом);
определение оптимальных условий обучения, развития социальной адаптации (совместно с воспитателями и учителем-логопедом).

Педагогическое обследование ребенка предполагает:
(отв.: воспитатели, учитель-логопед, специалисты ДОУ)
выявление знаний, умений, навыков в соответствии с возрастом и требованиями образовательной программы;
определение уровня развития познавательной деятельности у детей (совместно с учителем-логопедом);
диагностика уровня физической подготовленности ребенка (инструктор по физкультуре);
состояние сформированности музыкально-ритмических навыков (музыкальный руководитель);
выявление уровня развития мелкой моторики;
уровень усвоения социальных норм и правил;
состояние культурно-гигиенических навыков;
особенности игровой деятельности ребёнка (совместно с педагогом-психологом).

Логопедическое обследование ребенка предполагает:
(отв.: учитель-логопед)
определение речевых расстройств;
исследование артикуляционной моторики;
изучение состояния звукопроизношения;
исследование фонематических процессов;
определение уровня состояния словарного запаса (совместно с воспитателями);
определение уровня сформированности грамматического строя речи;
изучение состояния связной речи (совместно с воспитателями);
постановка заключительного логопедического диагноза;
выбор программы, методик и технологий развивающего обучения с учетом структуры речевого дефекта и уровня интеллектуального развития.

Диагностика проводится два раза в год (сентябрь, апрель).
Диагностика включает в себя три этапа:


I. Подготовительный

П. Основной

Ш. Заключительный


отбор диагностического материала, игр;
подготовка индивидуальных карт физического и психо-речевого развития ребенка с ОВЗ, бланков для заполнения полученных результатов психолого-педагогического обсле-дования, анкет для родителей;
планирование деятельности специалистов в момент обследования детей.

Получение информации о знаниях, умениях, навыках в соответствии с задачами общеобразовательной программы;
Уточнение логопедического заключения (учитель-логопед);
Сбор информации о наличии сопутствующих заболеваний (учитель-логопед, ст. медсестра);
Анкетирование родителей.
При обследовании используются как традиционные, так и нетрадиционные методы и приёмы сбора анамнеза, исследования неречевых и речевых функций ребенка:
наблюдение
тестирование
беседа

Обработка полученной информации.
Заполнение индивидуальных карт физического и психо-речевого развития ребенка с ОВЗ, сводных таблиц логопедического и психолого-педагогического мониторинга.
Учитель-логопед совместно с педагогами ДОУ оценивает, анализирует, обобщает полученную информацию о развитии ребенка, определяет уровни актуального развития каждого ребенка по разделам программы, особенности его поведения, характера, интересы и увлечения.
Обсуждение полученных результатов диагностики на медико-психолого-педагогическом консилиуме.

Результаты диагностики обрабатываются и заносятся в диагностическую карту с помощью цветных кружков:

У Р О В Н И :

- (В) - высокий


- (В/С) - выше среднего (пограничный)



- (С) - средний


- Н/С - ниже среднего (пограничный)

- Н - низкий


Это обозначение помогает проанализировать полученные данные и проследить динамику в развитии тех или иных функций.

Результаты диагностики являются точкой отсчета для прогнозирования особенностей развития и подбора оптимального содержания обучения и воспитания, средств и приемов адекватного педагогического и коррекционного воздействия. Следует также отметить, что выявленная неравномерность в сроках созревания отдельных функций у детей позволяет определить их индивидуальные особенности и наметить оптимальные условия для нормального психического и физического развития каждого ребенка.

По результатам диагностики комплектуются подгруппы детей для занятий, составляется график работы учителя-логопеда с детьми, выбираются формы сотрудничества педагогов с родителями.
Данные диагностики позволяют педагогам и родителям следить за ходом развития ребенка и своевременно оказывать квалифицированную помощь (медикаментозное лечение, массаж, ЛФК и т. д.)

Важно помнить педагогам и специалистам, которые участвуют в обследовании детей, что
у р о в н и развития ребенка – это условный показатель, т.к. при создании благоприятных условий, правильной организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, уже через несколько месяцев могут дать положительную динамику в своем развитии.
Специфика дошкольного возраста заключается в том, что все психические процессы очень подвижны и пластичны, а развитие потенциальных возможностей ребенка в значительной степени зависит от того, какие условия для этого развития создадут ему педагоги и родители.

Оценка результатов логопедического обследования дошкольников

СОСТОЯНИЕ МОТОРИКИ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Оценивается сила, точность, объем, темп, переключаемость движений; длительность удержания позы; способность к самоконтролю. Отмечаются наличие синкинезий, девиация языка; невыполнение артикуляционных упражнений; степень контроля со стороны взрослых; утомляемость.

ВЫСОКИЙ - все движения доступны, выполнение точное, объем полный, тонус нормальный, темп хороший, удержание позы свободное, переключаемость не нарушена. Хорошо развит самоконтроль.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО - все движения доступны, объем полный, тонус нормальный, темп выполнения и переключаемость несколько замедлены, 1-2 движения выполняются со второй попытки; Незначительные нарушения дифференцированных артикуляторных движений. Самоконтроль развит недостаточно. Требуется незначительный контроль со стороны взрослого.

СРЕДНИЙ - все упражнения выполняет, но имеются незначительные изменения объема, силы и точности движений. Темп выполнения и переключаемость снижены, отмечается длительный поиск позы во многих заданиях, истощаемость, напряженное удерживание позы, требуются повторные показы движений. Нарушения дифференцированных артикуляторных движений. Требуется контроль со стороны взрослого.

НИЖЕ СРЕДНЕГО - не все движения выполняет четко, в полном объеме. Темп выполнения движений медленный. Лучше выполняются одиночные движения. Трудности при удержании поз; наблюдается быстрая истощаемость, вялость или чрезмерное напряжение языка, тремор (дрожание) кончика языка, сопутствующие движения, гиперсаливация, некоторые движения не удаются. Выполняет упражнения по показу и по словесной инструкции; для выполнения большинства движений требуется подробная поэтапная инструкция. Требуется постоянный, строгий контроль со стороны взрослого.

НИЗКИЙ - частичное, недостаточно четкое выполнение всех движений; иногда отмечаются случаи невыполнения многих упражнений, отказ от деятельности. Выраженные изменения объема, силы и точности движений; отсутствие удержания поз. Значительные трудности переключаемости речевых движений. Девиация языка. Синкинезии ярко выражены. Требуется механическая помощь взрослого.


СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
Отмечается количество дефектных звуков; этап автоматизации; степень контроля со стороны взрослого; способность к самоконтролю.

ВЫСОКИЙ - правильное и отчетливое произношение всех звуков. Контроль в спонтанной речи не требуется. Звуки дифференцирует.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО - изолированные звуки в норме, но в спонтанной речи требуется строгий и постоянный контроль со стороны взрослых. Один - два звука недостаточно автоматизированы, т. е. в самостоятельной речи ребенок произносит эти звуки неправильно, но при указании на ошибку исправляет ее. Незначительное нарушение дифференциации звуков.

СРЕДНИЙ - возможно правильное произношение всех звуков, но отмечается неразборчивость, смазанность речи. Нарушено произношение группы звуков, но не более пяти. Дифференциация звуков нарушена.

НИЖЕ СРЕДНЕГО - нарушено произношение двух - трех групп звуков, но не более десяти. Поставленные звуки автоматизированы в словах и предложениях. Дифференциация звуков значительно нарушена.

НИЗКИЙ - нарушено произношение всех основных групп звуков (более 10 звуков). Поставленные звуки автоматизированы в словах. Звуки не дифференцирует.

СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Оценивается степень сформированности фонематического восприятия и дифференциации звуков в речи, точность воспроизведения слоговых рядов, слов-квазиомонимов

ВЫСОКИЙ - все задания точно воспроизводятся. Звуки дифференцирует.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения рядов слогов или слов, но при этом слоговая пара воспроизводится точно. Незначительное нарушение дифференциации звуков.

СРЕДНИЙ - задание выполняется в замедленном темпе, в большинстве заданий ряды воспроизводятся неточно, но пары – точно. Дифференциация звуков нарушена.

НИЖЕ СРЕДНЕГО - большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно, иногда ошибочно воспроизводятся и слоговые (словесные) пары. Дифференциация звуков значительно нарушена.

НИЗКИЙ - невыполнение. Звуки не дифференцирует.


Сформированность навыков фонематического анализа, синтеза, фонематических представлений

Оценивается способность к анализу ряда гласных, обратных и прямых слогов, слов, предложений; умение слышать и узнавать заданный звук в речи; подбирать картинки и слова с заданным звуком; навык интонационного выделения звука в слове; умение определять местоположение звука в слове. Оценивается умение составлять слова из заданных звуков; степень самостоятельности при составлении схем слов и предложений.

ВЫСОКИЙ - все задания выполнены правильно; может производить полный звуко-слоговой анализ разных односложных и двусложных слов, трехсложных слов с открытыми слогами; анализировать простые предложения. Развит самоконтроль. Может составлять разные двусложные слова и трехсложные слова с открытыми слогами из заданных звуков. Фонематические представления развиты достаточно.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО - в основном все задания выполнены правильно, ошибки исправляются самостоятельно или с помощью уточняющего вопроса; может производить полный звуко-слоговой анализ односложных слов и двусложных слов типа СГС - СГ. Анализирует предложения, состоящие из 3-5 слов. Со стороны взрослого требуется контроль. Может составить двусложные слова с открытыми слогами из заданных звуков. Подбирает слова с заданным звуком в заданном месте.

СРЕДНИЙ - задания выполняются с ошибками, которые исправляются с помощью взрослого, темп выполнения замедлен, одно - два задания недоступны даже с помощью. Может производить полный звуко-слоговой анализ двусложных слов с открытыми слогами. Умеет анализировать предложения, состоящие из 2-3 слов. Часто требуется помощь взрослого. Составляет из 3-4 звуков односложные слова. Выбирает слова с заданным звуком из предложения. Испытывает трудности при определении местоположения звука в слове. Умеет интонационно выделять в слове заданный звук.

НИЖЕ СРЕДНЕГО - при выполнении требуется значительная помощь со стороны взрослого, часть заданий недоступна даже после использования приема «разбор образца». Может выделять гласный из середины односложных слов. В определении начального и конечного согласного в слове часто ошибается. Может анализировать ряд гласных из 2 - 3 элементов, обратные и прямые слоги, совместно с педагогом составлять схемы по следам анализа, используя символы звуков. Составляет из звуков обратные и прямые слоги. Определяет в ряду слов слова с заданным звуком. Умеет интонационно выделять «рабочий» звук в слове. Устанавливает наличие или отсутствие звука в словах.

НИЗКИЙ - неадекватные ответы, отказ от выполнения. Нет понимания смысла самого задания. Слышит и выделяет гласный из начала и конца слова при утрированном произнесении. Может интонационно выделять звуки в словах по аналогии. Запоминает ряды гласных, состоящие из 2-3 элементов.
Навыки чтения
Оценивается знание букв, умение слитно читать слоги, слова, предложения, степень понимания прочитанного.

ВЫСОКИЙ - может читать небольшие тексты по слогам. Прочитанное понимает.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО - может читать односложные, различные двусложные слова и трехсложные слова с открытыми слогами по слогам; простые предложения из 4 слов. Не всегда понимает прочитанное.

СРЕДНИЙ - может читать двусложные слова с открытыми слогами по слогам. Иногда не может подобрать картинку к прочитанному слову.

НИЖЕ СРЕДНЕГО - может читать обратные и прямые слоги.
НИЗКИЙ - пройденные буквы путает. Не знает многих букв.

СОСТОЯНИЕ СловарногО запаса
Оценивается объем активного словарного запаса (называние картинок, цветов спектра, формы и величины предмета); способность к обобщению; умения подбирать определения к существительным; подбирать синонимы и антонимы; понимание переносного значения слов, фраз, пословиц. Отмечаются части речи, которыми пользуется ребенок.
ВЫСОКИЙ - лексическое развитие ребенка соответствует возрастной норме.
ВЫШЕ СРЕДНЕГО - предметный словарь достаточно разнообразен, однако не знает названий некоторых животных, птиц, растений, профессий, частей тела. Легко справляется с подбором общеупотребительных антонимов и синонимов. Переносное значение некоторых слов, фраз, пословиц не понимает. Пользуется всеми частями речи.
СРЕДНИЙ - способность к обобщению сформирована, но не всегда верно выделяет общий ведущий признак предметов. Цвета и их оттенки называет. Иногда ошибается при назывании формы и величины предмета. Может подбирать несколько (до трех) определений к существительным. Подбирает общеупотребительные антонимы и синонимы. В речи недостаточно слов, обозначающих качества, состояния предметов.
НИЖЕ СРЕДНЕГО - не может назвать по картинкам целый ряд слов, хотя имеет их в пассивном запасе. Неправильно употребляет слова в речевом контексте. Не знает названий оттенков цветов. Путает названия формы и величины предметов. Способность к обобщению сформирована недостаточно (мало устойчивых обобщающих понятий). В речи недостаточно слов, обозначающих признаки предметов. Подбирает мало определений к существительным. Может подбирать некоторые общеупотребительные антонимы. Синонимы не подбирает.

НИЗКИЙ - владеет обиходным словарным запасом. Не всегда картинки называет верно или не называет. Не называет многие цвета, формы, величину предмета; Начинает различать форму и величину предметов, но употребляет в речи только понятия «большой», «маленький». Нередко заменяет слова другими, близкими по смыслу; не называет изображения малознакомых предметов. Называет очень мало слов-действий по картинкам, при ответах на вопросы. Способность к обобщению не сформирована. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Пытается подбирать определения к существительным. Синонимы и антонимы не подбирает. Употребляет в речи местоимения и союзы.

СОСТОЯНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

Оценивается знание детенышей животных»; умение различать родовую принадлежность существительных; навыки словообразования уменьшительно-ласкательных существительных, притяжательных и относительных прилагательных, приставочных глаголов; умение образовывать формы множественного числа существительных; правильность изменения существительных по падежам; навыки согласования прилагательных, числительных с существительными; правильность употребления предлогов.

ВЫСОКИЙ - по всем заданиям самостоятельно дан правильный ответ. Развитие грамматического строя речи соответствует возрастной норме.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО - большинство заданий выполнено самостоятельно и верно, единичные задания - с незначительной помощью в виде уточняющих вопросов, либо с самокоррекцией. Остаются ошибки при образовании уменьшительно-ласкательных существительных, притяжательных и относительных прилагательных; в употреблении существительных родительного и винительного падежей множественного числа; сложных предлогов; в согласовании числительных с существительными.

СРЕДНИЙ - задание выполняется в замедленном темпе, с ошибками, часть ошибок исправляется после уточняющих вопросов, некоторые ошибки не исправляются. Допускает ошибки при образовании беспредложных конструкций существительных множественного числа; при образовании уменьшительно-ласкательных существительных; притяжательных и относительных прилагательных; форм множественного числа существительных. Часто допускает ошибки при согласовании числительных с существительными; прилагательных с существительными в косвенных падежах. Начинает употреблять в речи сложные предлоги.

НИЖЕ СРЕДНЕГО - большинство заданий выполняется с ошибками, требуется значительная помощь (вопросы, подсказки, расширение инструкции), иногда помощь неэффективна. Формируются первоначальные навыки словообразования и словоизменения. Может образовывать существительные с помощью наиболее часто употребляемых уменьшительно-ласкательных суффиксов, но часто допускает ошибки; ошибается при образовании формы множественного числа существительных. Не называет детенышей некоторых животных, хотя их названия имеет в пассивном запасе. Начинает образовывать притяжательные и относительные прилагательные, но часто допускает ошибки. Допускает ошибки при образовании беспредложных конструкций существительных единственного числа. Допускает ошибки при согласовании всех частей речи. Употребляет простые предлоги, но из речи их не выделяет.

НИЗКИЙ - невыполнение, помощь не использует. Функции словообразования и словоизменения не сформированы. Смешивает родовую принадлежность существительных. Не согласует прилагательные с существительными. Образует часто употребляемые формы множественного числа существительных. Детенышей животных не называет. Предлоги опускает.
СОСТОЯНИЕ Связной речи
Отмечаются типы предложений, которыми пользуется ребенок. Оценивается способность отвечать на вопросы; способность к воспроизведению текста и составлению рассказа; степень самостоятельности.
ВЫСОКИЙ - развитие связной речи соответствует возрастной норме.

ВЫШЕ СРЕДНЕГО - употребляет разные типы предложений. Составляя рассказ на свободную тему, пользуется в основном простыми малоинформативными предложениями. Остаются трудности при планировании своих высказываний и отборе соответствующих языковых средств.

СРЕДНИЙ - начинает пользоваться разными типами предложений. Связное речевое высказывание детей часто отличается отсутствием четкости, последовательности изложения. В нем отражается внешняя сторона явлений и не учитываются причинно-следственные и временные отношения между предметами и явлениями.

НИЖЕ СРЕДНЕГО - употребляет сложноподчиненные предложения с придаточными причины. Развернутая фразовая речь. При пересказе ошибается в передаче логической последовательности событий, пропускает отдельные звенья, «теряет» действующих лиц. При составлении рассказа ограничивается перечислением действий. Рассказ-описание мало доступен. Требует постоянной помощи со стороны педагога.

НИЗКИЙ - может односложно отвечать на вопросы; с помощью педагога беседовать по картинке; рассказать о семье. Пользуется предложениями простой конструкции, состоящими из 2-Зх слов. Может распространять предложения однородными подлежащими, сказуемыми, определениями. Низкий уровень воспроизведения текста: бедность лексики, нарушение структуры текста, многочисленные паузы, необходимость в наводящих вопросах, подсказках, повторном чтении рассказа.