«Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с особыми образовательными потребностями».


«Адаптивная физическая культура как средство социализации детей с особыми образовательными потребностями».
Ефремова Анна Петровна
Адаптивная физическая культура является частью общей культуры и видом физической культуры для лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов. Адаптивная физическая культура направлена на реализацию потребности людей и в частности детей с ограниченными возможностями здоровья в двигательной активности. А также занятия адаптивной физкультурой помогают восстановлению, укреплению и поддержанию здоровья.
Адаптивная физкультура содержит в себе комплекс эффективных средств, способствующих физической реабилитации и социальной адаптации в обществе детей с ограниченными возможностями здоровья.
Виды адаптивной физической культуры
Адаптивная физическая культура

адаптивный
спорт
адаптивная
физическая
реабилитация
адаптивная
двигательная
рекреация
адаптивное
физическое
воспитание

Каждый вид адаптивной физической культуры имеет свое назначение: адаптивное физическое воспитание предназначено для формирования базовых основ физкультурного образования; адаптивная двигательная рекреация – для здорового досуга, активного отдыха, игр, общения; адаптивный спорт – для совершенствования и реализации физических, психических, эмоционально-волевых способностей; физическая реабилитация – для лечения, восстановления и компенсации утраченных способностей.
Адаптивное физическое воспитание – наиболее организованный вид адаптивной физической культуры, охватывающий продолжительный период жизни (дошкольный, школьный, молодежный возраст), поэтому является основным каналом приобщения к ценностям физической культуры. Адаптивное физическое воспитание является обязательной дисциплиной. Это единственный школьный предмет, сфокусированный на уважении ребенка к собственному телу, развитии двигательных способностей, приобретении необходимых знаний, понимании необходимости систематических занятий физическими упражнениями, что служит основой для повышения уверенности в себе, самооценки, формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни.
В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида большое распространение получил адаптивный спорт, содержание которого направлено у лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов не только на формирование высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в его различных видах, но и на физическую реабилитацию и социальную адаптацию. В настоящее время он развивается в рамках Специального олимпийского движения.
Во Владимирской области Специальное олимпийское движение развивается в рамках Владимирской областной общественной благотворительной организации помощи инвалидам с умственной отсталостью «Специальная олимпиада», председателем которой является Болонов Г.П.. Совместно с департаментом образования и департаментом по физической культуре, спорту и туризму составляется положение и календарный план соревнований, в которых принимают участие воспитанники областных школ-интернатов VIII вида.
Решая проблемы, возникающие с физическим воспитанием детей с особыми образовательными потребностями, открываются школы и отделения по адаптивной физкультуре.
Решая задачу повышения двигательной активности и пропаганды здорового образа жизни, на базе образовательного учреждения, в котором я работаю, организована группа по адаптивной физкультуре. Открытие такой группы способствовало созданию программы по адаптивной физкультуре. Программа рассчитана на годичный цикл занятий. Занятия в этой группе проводятся три раза в неделю. Содержание программного материала занятий по адаптивной физкультуре состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений, а также подвижных игр коррекционной направленности.
Важной особенностью адаптивной физкультурной деятельности в современном обществе является то, что она превращается в самостоятельную отрасль социальной жизни, имеет огромный социализирующий и воспитательный потенциал, способность выполнять разнообразные социальные функции.