РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

РОЛЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Карпенко Лариса Анатольевна
педагог - психолог
КГУ «Пешковская средняя школа»
Отдела образования Федоровского района
Костанайской области

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями. Распространение инклюзии на детей с ограниченными возможностями здоровья в организациях образования является не только отражением времени, но и представляет собой еще один шаг к обеспечению полноценной реализации прав детей на получение доступного образования. Независимо от социального положения, физических и умственных способностей инклюзивное образование представляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении образования.
В Государственной программе развития образования на 2011-2020 годы одной из целей поставлено обеспечение равного доступа детей к различным программам воспитания и обучения.
Поэтому, в нашей школе для работы с детьми с особыми образовательными потребностями функционирует психолого- педагогическая служба, в круг обязанностей которой входит не только развивающая и коррекционная работа с детьми, но и постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы с особым ребенком.
Главная цель работы педагогического коллектива- социальная и трудовая адаптация учащихся, успешная интеграция выпускников в современное общество, в том числе детей с особыми нуждами. Достижению этой цели подчинены все направления деятельности коллектива: учебно-воспитательное, коррекционно-развивающее, спортивно- оздоровительное, трудовое, дополнительное образование.
Но, далеко не каждый может выполнять функции куратора для ребенка с ОВЗ. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности педагога, понимания и понятия инклюзии, достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и многое другое.
Таким человеком в школе, несомненно, является психолог. Именно от него во многом зависит, как будет налажена работа с детьми с ОВЗ.
Итак, каков алгоритм совместных усилий по поддержке особых детей? Для начала следует отметить, прежде чем такой ребенок начнет учиться, необходимо подготовить его педагогов – предоставить доступную информацию, специальную литературу, описать типичные для таких детей особенности эмоциональной сферы, поведения и т.п. Эта миссия возлагается в основном на психолога.
Вторым, не менее важным делом психолога и администрации является поиск партнеров-специалистов, без помощи которых одному школьному психологу не справиться. Чаще всего ими становятся завуч, логопед, дефектолог, социальный педагог и др.
Перспективное направление работы, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии- следующая задача работы психолога. Совместно с учителем или дефектологом необходимо спрогнозировать трудности овладения программным материалом у детей, исходя из их текущего состояния. Прогнозирование очень важно, поскольку с какими трудностями столкнется ребенок, нужно предполагать уже заранее. И этого необходимо не ждать, а предотвращать, продумывая тактику помощи ребенку и педагогу совместно с другими специалистами. Вот, почему важно своевременное раннее выявление нарушений, для чего психолог налаживает взаимосвязь с учреждениями здравоохранения, совместно выявляя «группу риска».
Для детей с проблемами когнитивного развития важно, еще до начала обучения продумать варианты адаптации программного материала, составить индивидуальный учебный план. В данной роли психолог- своеобразный эксперт, который оценивает психологическую адекватность учебного плана, его актуальность и связь с задачами социальной адаптации конкретного ребенка.
С самого начала обучения ребенка в школе, психолог наблюдает за классом, в котором учатся особые дети, самостоятельно или при помощи воспитателя и педагога, проводит занятия со всеми детьми в классе, что способствует лучшей социальной адаптации всех детей, их эмоциональному сплочению.
Несомненно, большая важность такой работы предъявляет к психологу массу профессиональных требований. Он должен хорошо владеть прикладной психодиагностикой, индивидуальным и семейным консультированием, навыками групповой работы, способностью профессионально и грамотно интерпретировать полученные данные и многим другим.
В нашей школе действует алгоритм взаимодействия различных учреждений, которые совместно осуществляют психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Важным звеном такого алгоритма является областная психолого-медико- педагогическая консультация. Именно здесь, первоклассные специалисты помогают обследовать детей, отличающихся от нормального развития, определить им программу обучения, рекомендовать занятия с узкими специалистами или оказать помощь в обследовании.
Нельзя не упомянуть о районном кабинете психолого-педагогической коррекции, который помимо помощи, оказываемой детям с ОВ, является для психолога центром, где ему всегда окажут методическую, консультативную и другие виды помощи.
Ну, и конечно же основная работа педагога-психолога- психологическое сопровождение детей с ОВР и детей-инвалидов . Это актуальное направление работы, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка. С учетом данных диагностического обследования и рекомендаций ПМПК составляются индивидуально-ориентированные программы развития детей с ОВЗ, так называемые индивидуальные маршруты развития. Согласно них, с детьми проводятся индивидуальные, групповые занятия по снятию нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности, формировании коммуникативных навыков и др.
В деятельности нашей службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:
- диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального),
- реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности и анализ- мониторинг коррекционно-развивающей работы.
Уже с самого начала обучения такого ребенка в школе, педагог-психолог и социальный педагог работают с классом, в котором учатся дети с ОВР. Между обычными детьми и детьми с особыми потребностями в инклюзивных классах складываются вполне прочные и длительные дружеские отношения. Ученики чувствуют себя более комфортно, и не боятся общаться с людьми, которые отличаются от них. Инклюзивный класс - это место, где все дети находятся в атмосфере доброжелательности, справедливости и терпимости.
Психическое и эмоциональное состояние особых детей зачастую зависит от их настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное вовлечение их в общешкольные мероприятия, направленные на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями. Формы проведения самые разнообразные: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах, спортивных мероприятиях и кружках.
Толерантное, гуманное и понимающее отношение к детям с ОВЗ стараются проявлять и педагоги нашей школы. Чрезвычайно важно, не выделять особенности таких детей перед другими детьми, не обсуждать без необходимости их проблем или негативные черты.
Кто лучше может разобраться в поведении детей, как не их родители? Успешное сотрудничество психолога, родителей и учителей школы часто приводит к нужным результатам относительно поведения ребенка.
Бывают ситуации, когда ребёнку необходима помощь более узкого специалиста, чем школьный психолог. Тогда психолог в школе может рекомендовать другого специалиста.
Таким образом, основные принципы сопровождения детей с ОВЗ основываются на комплексном подходе, согласованной работе всей команды специалистов.
Одной из задач работы психолога по поддержке детей с ОВЗ является тесное сотрудничество с их родителями и семьями.
Используя традиционные и нетрадиционные формы и методы работы, повышается психолого-педагогическое образование родителей,
у них формируется адекватное представление о детских возможностях и потребностях, раскрываются новые ресурсы.
Но, довольно часто, как в любом деле возникают и остаются свои нерешенные проблемы: специфика методик, недостаточная подготовленность кадров, нехватка специалистов и пр.
Основной вопрос «как?», пока не во всех случаях находит
квалифицированный ответ и тогда помогает педагогический поиск, эксперимент и новаторская смелость.
Таким образом, школа для ребёнка с ограниченными возможностями в развитии является центром освоения социума. Первый опыт межличностных отношений, усвоения знаний, и многого другого - всё это получает ребёнок в школе. Именно здесь вырабатывается единая линия работы и педагогов, и родителей, и, несомненно психолога- организатора, координатора и просветителя.

15