Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Проектная деятельность как способ развития самостоятельности и творческих способностей учащихся


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта по теме: «Проектная деятельность как способ развития самостоятельности и творческих способностей учащихся
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя. Э. ХаббардАктуальность и перспективность опыта.
Современное школьное образование требует обеспечение условий успешной социализации учеников в процессе обучения, реализацию учащимися своих способностей, потенциалов и интересов. Большие возможности для развития творческих способностей школьников создает проектная учебная деятельность.
Вопрос развития творческих способностей, школьников в процессе проектной деятельности на уроках технологии мало исследован. В то же время, результативность развития творческих возможностей учащихся на занятиях технологии повышается, если основу обучения составляет учебная проектная деятельность в качестве системообразующего компонента.
Образовательный стандарт по технологии ориентирует учителя на организацию учебного процесса, ведущая роль в котором отводится вырабатыванию универсальных учебных действий в процессе проектно-исследовательской деятельности учеников.
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов.)
С одной стороны, современные социально-экономические условия жизни призывают человека к нестандартным, творческим, жизненно важным решениям, а с другой – мы видим слабую разработанность проблемы развития творческих способностей учащихся в процессе проектной деятельности, с целью подготовки их к самостоятельной жизни.
Раньше в обучении технологии преобладали стандартные типы уроков, которые подразумевали различные описания, объяснения или рассказ учителя. У учеников не оставалось времени поразмышлять самому или получить информацию из каких-либо других источников.
Учащиеся добиваются эффективных учебных результатов в процессе проектной деятельности. Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности.
Проектная деятельность предусматривает развитие познавательных навыков школьников, умений самостоятельно конструировать свои знания, анализировать полученную информацию.
Данный метод обучения входит в жизнь как требование современности. Это один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса.
Метод проектов предусматривает наличие определенной задачи, требующей исследования, как в индивидуальной, так и групповой форме и может быть использован как на одном уроке, так и серии уроков.
Наличие теоретической базы опыта.
Большую роль в развитии интеллектуальной сферы учащихся играют методы обучения, применяемые на уроке.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е.  Полат).
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Использование проектной деятельности в технологическом образовании заключается в отказе от формального обучения учащихся умениям и навыкам без определения цели выполняемой работы и переходе к мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его выполнения с целью получения изделия заданного качества.
Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.
Оптимальность и эффективность средств.
Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся, научить решать новые, нетиповые задачи, выявить деловые качества.
При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся: сильным – сложное, слабым – по их реальным возможностям.
При выполнении проектов необходимо особенно серьёзно относиться к выбору их тем. Задания выдаются в первой четверти, ещё в начале учебного года, а завершаются проекты в четвертой четверти. За это время учащийся должен определиться с выбором изделия (возможно с помощью родителей, чтобы изделие было полезно для дома или для самого школьника). Нужно с самого начала определить, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему оно необходимо именно этому человеку.
При выборе тем творческих проектов учитываются следующие факторы:
- востребованность изделия;
- сложность и трудоёмкость изделия;
- личные интересы и возможность учащегося;
- возможность материальной базы.
Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому необходимо научить школьника находиться в самом центре процесса проектирования. Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать, и изготавливать изделие или замысел. Формулировка задачи включает:
- название проекта;
- функцию проекта;
- кто будет использовать “продукт” (категория пользователя).
Приёмы и методы проекта
Работа над творческим проектом является предпосылкой установления тесных взаимосвязей между учителем и учащимися.
В то же время ученикам предоставляется полная свобода в обсуждении, как собственных, так и проектов одноклассников. Учитывая, что перед учениками поставлена интересная проблема и для решения мобилизуется весь их творческий потенциал. Так, в проектной деятельности учащиеся должны научиться чаще использовать высказывания, начинающиеся со слов:
- «Я так считаю…»;
- «Я предполагаю…»;
- «Я не согласна, потому что…»;
- «Я предлагаю…»;
Работа учителя заключатся в том, чтобы развить индивидуальные творческие способности учеников в процессе выполнения проектной деятельности. Для реализации данной цели ставятся определенные задачи, такие как:
1.Способствовать формированию у школьников нестандартного мышления.
2.Создавать условия самостоятельного выбора разрешения проблемных ситуаций.
3.Помочь школьникам в будущем адаптироваться к жестким требованиям, предъявляемым рыночной экономикой.
Свободная форма общения способствует повышению работоспособности, воспитывает навыки взаимоконтроля и самоконтроля, готовит к практической трудовой деятельности учащихся.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых).
Опыт работы по данной теме показывает, что метод проектов дает положительные результаты познавательной активности учащихся.
Проектная деятельность не только помогает закреплять полученные по другим предметам знания и умения, обеспечивая соответствующие ситуации, в которых эти знания могут применяться. Часто знания, необходимые ученикам для работы над проектом, «подстегивают» развитие интереса к другим предметам. Все предметы значительно выигрывают от интеграции различных дисциплин при обучении технологии.
Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования.
Образовательная функция метода проектов подразумевает знакомство обучающихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция использования метода проектов состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовать их интересы и способности, приучает к ответственности за результаты своего труда, формирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.