Статья Игровые технологии как средство воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья


Чубаева Наталья Николаевна.учитель начальных классов, воспитатель группыпродлённого дня, 1 квалификационной категорииМОУ «С(К)ОШИ №4» города Магнитогорска Челябинской области
Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья

Под всесторонним развитием личности ребёнка понимается процесс овладения средствами духовной культуры, основными составляющими которой является:
- экологическая культура;
-культура здорового образа жизни;
- культура поведения и общения в социуме;
- игровая культура.
При поступлении детей с ограниченными возможностями здоровья в школу, а в частности с задержкой психического развития, основным видом деятельности остаётся игровая деятельность. Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как способствуют реализации коммуникативных интересов учащихся и выполняют ряд функций:
-   развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
-   коммуникативную: освоение диалектики общения;
-   игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
-   диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
-   функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
-   межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Чем старше становятся дети, тем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей, на воспитание активной жизненной позиции.
Игры для детей отличаются большим разнообразием. Он различны по своему содержанию и организации, правилам, характеру проявлений детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д. Наиболее распространенное деление игр на две большие группы: «творческие игры» и «игры с правилами и готовым содержанием». Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимания окружающего и отношения к нему. Игры с готовым содержанием создаются для детей взрослыми.
К творческим играм относятся:
Сюжетно-ролевые игры. Они выступают как средство самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их.
Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности.
Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам.
Строительно–конструктивные игры. Строительно-конструктивные игры являются практической деятельностью, направленной на получение определенного, заранее задуманного продукта. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам ребенка.
При обучении детей конструированию ставит следующие задачи:
– научить детей приемами строительного конструирования;– расширять представления о сооружениях и постройках окружающего, научить видеть их конструктивные особенности, воспроизводить их в игровых постройках;– побуждать детей всех возрастных групп к использованию в игре приобретенных при обучении умений и навыков конструирования;– научить детей коллективно выполнять постройки, считаясь в работе с мнением друзей. Научить описывать свое мнение, мотивируя целесообразность его;– научить работать организованно, соблюдая порядок при использовании материала;– развивать умение работать целенаправленно, предварительно обдумывать свои действия (обдумывание элементарных форм предстоящей работы).
Для обучения детей конструированию из строительного материала педагог использует разнообразные приемы:
– сооружение постройки воспитателем, с показом всех приемов конструирования и пояснением действий;– показ образца готовой постройки;– использование готовой постройки в качестве примера, показывающего, как можно изобразить тот или иной предмет в строительном материале;– показ отдельных приемов конструирования;– предложение образца постройки, выполненной воспитателем частично, заканчивают ее дети сами;– сообщение темы стройки с указанием условий, которые дети должны выполнить;– выполнение детьми построек по их собственному замыслу.
В применении приемов обучения стройки особенно важно установить прямую последовательность. Применение того или иного приема зависит от сложности постройки, от способа соединения деталей.
Игры-драматизации. Игры-драматизации на занятиях в начальных классах формируют воссоздающее воображение, делая содержание текста более зрелищным, наглядным. Инсценируя, дети изображают, рисуют героев с помощью интонации, мимики, позы, жестов. Драматизация очень важна для развития речи и эмоционального развития ребенка. Знакомство с приемом драматизации целесообразно начинать с инсценировки сказок.
Для организации и проведения игр-драматизаций важен правильный подбор литературного произведения, сюжет которых увлекает детей и в которых преобладает диалогическая форма.
После чтения воспитателем художественного произведения дети пересказывают его, чтобы лучше запомнить текст.
Большое значение имеет детальное рассмотрение иллюстраций перед чтением произведения и после чтения. Перед чтением произведения предназначенного для игры-драмматизации надо рассмотреть с детьми иллюстрации, изображающие действующих лиц, отметить характерные для них особенности (внешний облик). Обратить внимание на позу, мимику, жест, движение персонажей (невербальные средства общения). Особое значение для проведения игр-драмматизаций имеет детальное просматривание иллюстраций уже после прочтения произведения. Обращаем внимание на настроение персонажей, их характеры, взаимоотношения персонажей, отражающихся в невербальных средствах общения. Важно задавать вопросы к иллюстрациям: Кто? Какой? Почему? Как?...Очень полезно перед игрой провести упражнения в движениях, соответствующим взятой роли (нечто вроде этюдов, когда дети свободно резвятся каждый в своей роли).
При первом проведении игры ведущим может быть воспитатель. Когда усвоен текст, то ведущие роли исполняют дети. Одну и ту же игру можно провести 3-4 раза.
По окончанию игры хорошо провести беседу, в процессе которой проанализировать качество исполнения ролей (начинать с положительного).
Декорации и костюмы можно использовать из тех предметов, которые есть в группе.
Одним из видов игр-драматизаций является рассказывание с игрушками, которые могут выполнять сами дети. Артисты – игрушки, а дети – кукловоды, они передвигают игрушки в соответствии с действиями персонажей. Важно пропорциональное соотношение игрушек, декораций и детей.
Игры с готовым содержанием по своему воспитательному воздействию условно делятся:
Дидактические, в которых развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяют их знания.
Подвижные игры. В них совершенствуется движения,
Речевые игры не требуют специальной подготовки. Их можно проводить как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Такие игры не требуют сложного оформления. Можно использовать детали костюмов.
Деловые игры – развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такую ситуацию: один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где побывали и т.д.
Интеллектуальные игры – требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся так называемые задачи «на сообразительность» - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи – загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
Таким образом, игра в младшем школьном возрасте продолжает занимать значительное место. Она способствует освоению учебной деятельности, которая складывается постепенно и в наиболее полном виде формируется лишь к концу обучения в начальной школе. Применение игр и игровых ситуаций в процессе обучения основано психофизиологическими особенностями ребенка 7-10 лет и доказано в психологических и дидактических исследованиях.
Использование игр в учебно-воспитательном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому предмету, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т. к игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.
Источники
http://nsportal.ru/blog/nachalnaya-shkola/all/2014/11/03/igrovaya-deyatelnost-mladshikh-shkolnikov-kak-usloviehttp://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika__zaychenko_ib/zasobi_vsebichnogo_rozvitku_osobistosti.htmhttp://doc4web.ru/russkiy-yazik/igrovie-tehnologii-kak-sredstva-razvitiya-detey-s-ovz.htmlhttp://doc4web.ru/literatura/tvorcheskaya-razrabotka-po-teme-syuzhetno-rolevaya-igra-v-nachal.htmlhttp://festival.1september.ru/articles/643768/http://vashabnp.info/load/4-1-0-1079http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2013/08/16/metodika-zanyatiya-tetralizovannoy-deyatelnostyu-s-doshkolnikamiknowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0b65625b2bd79a5d...3a89421306d37_0.htmlmaryfoul.diary.ru/p198490552.htm