Программа организации тематических прогулок для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Реабилитационного центра


Муниципальное Казенное Учреждение
«Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Радуга»»
Программа организации тематических прогулок для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях Реабилитационного центра
Составитель программы:
воспитатель МКУ РЦ "Радуга"
Литвиненко С.В
.
Прокопьевск, 2013г.
Содержание
1 Пояснительная записка 3-8
2 Годовая план-сетка тематических прогулок для детей с ограниченными возможностями здоровья 9
3 Тематическое планирование прогулок 10-13
4 Способы и формы оценки результата 14-18
5 Список литературы 19
6 Приложение «Картотека прогулок по сезонам» 20-144

Пояснительная записка
В городе Прокопьевске зарегистрировано 844 семьи, где есть дети -инвалиды от рождения до 18 лет. В реабилитационном центре «Радуга» проводится комплексная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с различной патологией: ДЦП, поражения центральной нервной системы, заболевания опорно-двигательного аппарата, эпилепсия, сахарный диабет, болезнь Дауна, нарушение зрения. Дети, находясь на реабилитации в Центре, получают лечебные процедуры, посещают занятия узких специалистов (педагога-психолога, логопеда, социального педагога, дефектолога, и других специалистов. В Центре функционируют две группы стационарного отделения, в которых проходят реабилитацию дети разного возраста (от 6 до 16 лет).
Состав группы, находящейся на реабилитации имеет ряд особенностей: одновременно в группе находятся дети с различными патологиями в развитии. Это сенсорные (зрение и слух) и интеллектуальные (умственная отсталость различной степени) нарушения, нарушения речи и опорно-двигательного аппарата. Именно поэтому организация прогулок для таких детей имеет ряд специфических особенностей. Планировать прогулки необходимо так, чтобы каждый ребёнок мог принимать в ней активное участие в зависимости от своих специфических особенностей.
Одним из режимных моментов стационарного отделения является прогулка. Прогулка играет ведущую роль в развитии, образовании, оздоровлении детей с ОВЗ. Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического и умственного развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
Прогулки у детей, проходящих курс реабилитации в Центре, во многом отличаются от прогулок в ДОУ: структура прогулки; непостоянство состава детей (период реабилитации - два месяца); возраст детей (разновозрастные группы); временные ограничения в пребывании на свежем воздухе.
В реабилитационном центре прогулки проводятся во вторую половину дня, так как в первой половине - дети заняты лечебными и оздоровительными процедурами. Отличительной особенностью прогулок является то, что у детей с ОВЗ снижена двигательная активность, наблюдается быстрая утомляемость. Прогулка может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха.
Эффективность прогулок в реабилитационном центре с детьми с ограниченными возможностями здоровья во многом определяется пониманием значимости, которое состоит в том, чтобы:
-удовлетворить естественную биологическую потребность ребенка в движении;
-обеспечить развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка с ОВЗ через специально организованную двигательную активность и физические нагрузки в зависимости от возраста и специфических отклонений каждого ребенка;
-способствовать развитию двигательных качеств и способностей ребенка;
-стимулировать функциональные возможности каждого ребенка и активизировать детскую самостоятельность;
В результате, перед воспитателем возникла необходимость в создании программы, направленной на разностороннее развитие детей с ОВЗ, формирование положительных эмоциональных и нравственно-волевых качеств через прогулку.
При календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что задумано, позволили выполнить погодные и природные условия; возраст детей; временные ограничения в пребывании на свежем воздухе; от мобильности группы. Я считаю, что все это можно предусмотреть с помощью создания единой базы прогулок через картотеку, где воспитатель имеет возможность выбрать из множества – вариант прогулки на данный день. На каждый сезон разработано от 52 до 70 вариантов организации прогулок. Каждая прогулка включает наблюдения в природе, художественное слово, трудовые действия, подвижные игры и индивидуальные, групповые физические упражнения.
Цель и задачи, решаемые в процессе реализации программы.
Мною обозначена основная цель: укрепление здоровья детей и их физического развития, формирование навыков здорового образа жизни средствами организации прогулки; обобщение и систематизация знаний детей о временах года; ознакомление с сезонными изменениями в природе с формированием эстетических представлений.
Для достижения цели первостепенное значение имеют:
создание картотеки, что позволит систематизировать знания детей об окружающем мире, о закономерностях развития и взаимосвязи всех существ и явлений в природе;
создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам;
всестороннее развитие личности ребёнка с ОВЗ;
Из поставленной цели автоматически вытекают основные задачи программы:
оздоровительные:
- приобщать детей к здоровому образу жизни;
- повышать степень устойчивости организма ребенка к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.
Образовательные:
- расширять и закреплять знания детей об окружающем мире;
- учить анализировать и делать выводы о закономерностях развития и взаимозависимости всех существ и явлений в природе;
- продолжить обучать осторожному, безопасному поведению в окружающей среде, знать об опасностях связанных с растениями, животными, транспортом, незнакомыми людьми;
- учить детей анализировать качество выполнения физических упражнений, замечать ошибки и исправлять их.
- развивать представление о полезности и целесообразности физической активности, желание заботиться о своем здоровье.
Воспитательные:
- во время прогулок у детей формировать необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения, воспитывать заботливое и ответственное отношение к природе родного края.
Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создаёт предпосылки социальной адаптации ребёнка.
В основу программы положены следующие принципы:
Систематичности и последовательности
Доступности
Наглядности
Обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей.
Уважение к личности каждого ребенка.
Данная программа предлагает использование следующих методов работы:
наглядных
словесных
практических
Структура прогулки:
1. Наблюдение детей на участке
2. Трудовая деятельность
3. Подвижные игры 1-2 игры большой и средней подвижности, игры на выбор детей (подбор игр зависит от мобильности группы)
4. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств
5. Самостоятельная игровая деятельность
Во время прогулки коррекционно-образовательные задачи решаются главным образом за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, за животными, птицами и растениями. Планируются экскурсии на соседнюю улицу, чтобы понаблюдать за движением машин и работой людей. Эти наблюдения развивают наблюдательность у детей, стимулируют познавательный интерес, формируют экологические представления, обогащают их сюжетно-ролевую игру. Важным воспитательным компонентом прогулки является организация совместной трудовой деятельности. Это может быть элементарный труд по уборке участка, посадка растений и уход за ними и т.д. Всё это способствует развитию целенаправленной деятельности, умению планировать и контролировать ее, и тем самым является частью коррекционно-развивающей работы.
Ожидаемые результаты:
Большие потенциальные возможности для всестороннего гармонического развития личности ребенка с ОВЗ заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. У детей повысится устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Занятия на свежем воздухе расширят знания ребёнка о природных и погодных явлениях, помогут устанавливать причинные связи между этими явлениями, что, повлияет на развитие мышления и речи. Расширится запас двигательных навыков за счет разучивания спортивных упражнений и элементов подвижных игр; появится желание заботиться о своем здоровье, улучшатся социальные контакты и настроение.
У родителей будет формироваться осознанное отношение к здоровью своих детей.
Условия реализация программы
Программа разработана для детей с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на работу с детьми разновозрастных групп (6-16 лет). Количество детей в группе: 10-12 человек.
Всего занятий 250 занятий (при частоте встреч – один раз в день).
Примечание: в году 250 рабочих дней.
Форма работы – групповая, подгрупповая.
Цель моей работы: сделать удобным процесс организации прогулок, учитывая настроением детей, их потребность в тех или иных играх и занятиях, в зависимости от физических и умственных возможностей группы, находящейся на данном курсе реабилитации.
Г.А. Сперанский писал: "День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его здоровья"
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.
Поэтому наиболее близкие и естественные для детей виды деятельности, такие как игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, наблюдение, детский труд занимают в ходе прогулки особое место.
Таким образом, прогулка на свежем воздухе в сочетании с подвижными играми и занятиями физическими упражнениями создает прекрасные условия для оздоровления детей, повышения их двигательной активности и эмоционального настроя, всестороннего развития личности ребенка.
План-сетка тематических прогулок с детьми с ограниченными возможностями здоровья на год.
Всего 250 часов, из них:
Осень–65 часов.
Зима – 52часа.
Весна – 63 часа.
Лето - 70 часов.
сезон
вид Живая природа Неживая природа Явления природы и труд человека Экскурсия Итого
осень 28 часов 18 часов 17часов 2 часа 65 часов
зима 22 часа 14 часов 14 часов 2 часа 52 часа
весна 30 часов 22 часа 9 часов 2 часа 63 часа
лето 22 часа 28 часов 17 часов 3 часа 70 часов
итого 102 часа 82 часа 57 часов 9 часов 250 часов

Тематическое планирование прогулок
№ Тема Вид деятельности Кол-во часов
Осень–65 часов
1. Приметы золотой осени наблюдение 2
2. Паук и паутина наблюдение 2
3. Перелётные и зимующие птицы осенью наблюдение 10
4. Ветер наблюдение 2
5. Территория Центра экскурсия 1
6. Листопад, осенние листья наблюдение 2
7. Наблюдения за солнцем наблюдение 3
8. Трава, травянистые растения. У цветочной клумбы наблюдение 3
9. Туман и роса наблюдение 1
10. Хмурая осень наблюдение 1
11. Изморозью и иней наблюдение 1
12. Домашние животные наблюдение 3
13. Труд людей осенью, поздней осенью наблюдение 3
14. Насекомые осенью наблюдение 3
15. Грибы наблюдение 1
16. Небо и облака наблюдение 2
17. Сезонные изменения в природе наблюдение 4
18. Хвойные и лиственные деревья наблюдение 7
19. Осадки, осенний дождь. наблюдение 4
20. Первые заморозки. Появление льда на лужах наблюдение 1
21. Растения. Распространение семян наблюдение 1
22. Изучаем транспорт. Грузовой транспорт. Работа шофера наблюдение 3
23. Наблюдение за пешеходом экскурсия 1
24. Первый снег. Снегопад наблюдение 2
25. Снег и лёд. Гололёд поздней осенью наблюдение 2
Зима – 52часа
1. Зима – красивое время года. Сезонные изменения в природе наблюдение 8
2. Солнце и облака наблюдение 3
4. Птицы зимой. Следы птиц на снегу наблюдение 12
3. Домашние животные зимой. наблюдение 1
5. Ветер наблюдение 1
6. Деревья и кустарники зимой наблюдение 9
7. Общественный транспорт экскурсия 1
8. Труд дворника. Снегоуборочная машина наблюдение 2
9. Почему происходит смена дня и ночи? наблюдение 1
10. Легковой транспорт экскурсия 1
11. Прохожие зимой. Игры и забавы детей наблюдение 1
12. Снег и лёд, снегопад, метель, сосульки. Гололёд. наблюдение 11
13. Оттепель наблюдение 1
Весна – 63 часа
1. Сезонные изменения в природе с приходом весны, приметы ранней весны. наблюдение 8
2. Птицы весной наблюдение 7
3. Сезонные изменения в природе. экскурсия 1
4. Насекомые весной наблюдение 5
5. Облака, высота стояния солнца, тень наблюдение 5
6. Таяние снега, капель, проталины наблюдение 4
7. Растения и кустарники на участке весной наблюдение 12
8. Разные виды транспорта. экскурсия 1
9. Ветер, воздух наблюдение 2
10 Почва наблюдение 1
11 Одежда людей весной наблюдение 2
12 Кругом вода, дождь, первая гроза наблюдение 3
13 Первоцветы, цветы на клумбе наблюдение 6
14 Легковые автомобили наблюдение 1
15 Труд взрослых в огороде, работа дворника. наблюдение 3
16 За пределы Центра экскурсия 1
17 Домашние животные весной наблюдение 1
Лето – 70 часов
1. Сезонные изменения в природе с приходом лета наблюдение 6
2. Насекомые летом наблюдение 11
3. Наблюдения за почвой. Наблюдение за дождевым червяком. наблюдение 2
4. Растения летом. Что цветет летом? наблюдение 10
5. Птицы летом наблюдение 3
6. Хвойные и лиственные деревья летом наблюдение 6
7. Лесные дары — грибы и ягоды. наблюдение 2
8. Летний дождь, появление радуги на небе, грозы наблюдение 5
9. Труд людей летом. наблюдение 4
10. Солнце, небо и облака наблюдение 5
11. Ветер и воздух наблюдение 3
12. Прохожие в летней одежде наблюдение 1
13. Свойства воды, град, роса, туман наблюдение 4
14. Разный вид транспорта: велосипед наблюдение 2
15. Лягушка наблюдение 1
16. Домашние животные летом наблюдение 2
17. Прогулка по территории Центра. экскурсия 1
18. «От заката до рассвета по лугам гуляет лето» экскурсия 1
19. «Цветочная поляна» экскурсия 1

Способы и формы оценки результата
В программе представлена диагностика определения уровня сформированности природоведческих знаний у детей с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с критериями оценки ответов выясняется уровень знаний детей о природном окружении, сформированности умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы. Уровень знаний может быть высоким, средним, низким.
Цель диагностики — отметить изменения в сформированности природоведческих знаний ребенка и мотивации его поступков, развитии эмоциональной сферы, активизации познавательного процесса.
Низкий уровень знаний - ребенок имеет небольшие по объему, неточные знания, отвечает неуверенно, подолгу задумывается; с помощью подсказки или наводящих вопросов дает неполный ответ, перечисляя отдельные признаки объектов уголка природы; не умеет выделить существенное в объекте (явлении), не способен к установлению связей и зависимостей.
Средний уровень знаний - имеется определенный объем фактических знаний о потребностях растений и животных, делаются попытки обосновать свои действия по уходу за ними, опираясь на знания; системность и обобщенность знаний прослеживаются слабо. Ребенок способен к установлению некоторых связей и зависимостей, однако не всегда может объяснить их; умеет анализировать предметы и явления природы, выделяет в них существенное, используя подсказку воспитателя; указывает на общую адаптацию или одну конкретную зависимость приспособленности живых организмов к среде обитания без выделения адаптивных признаков.
Высокий уровень знаний - знания носят обобщенный, системный характер (дошкольник не только перечисляет растения и животных, но и дает характеристику существенных признаков, объясняет значение процессов ухода за обитателями, сообразуясь с их потребностями). Ребенок уверенно отвечает на поставленные вопросы, рассматривает объекты (явления) целостно; способен к обобщениям, классификации, выявлению объективных связей внутри группы предметов или явлений, может объяснить наблюдаемые в природе закономерности, привести примеры.
Критерии сформированности природоведческих знаний:
- знания о неживой природе;
- уровень знания по отношению к объектам живой и неживой природы;
- знания о временах года;
- уровень отношения к миру природы;
- знания о мире животных.
Позиция 1
Цель: выявить представления детей о характерных особенностях каждого сезона, закономерной повторяемости изменений в жизни природы от сезона к сезону (изменения в неживой природе, в растительном и животном мире, сезонный труд людей в природе).
Ребенку предлагают выбрать и рассмотреть картинку с изображением природы летом (осенью, зимой, весной). Целесообразно подобрать картинки, отображающие характерные признаки каждого сезона, особенности жизни людей, растений и животных.
Вопросы и задания:
Как ты узнал, что на картинке изображено лето (осень, зима, весна)?
В какое время года холоднее (теплее) всего?
Какое сейчас время года? Как ты определил, что сейчас весна (лето, осень, зима)?
Какое время года наступит после весны?
Какая погода бывает весной (летом, осенью, зимой)? (Попросить ребенка словом определить состояние погоды: солнечно, пасмурно, дует ветер и т. д.). Как светит солнышко? Когда дует холодный (теплый) ветер, идет снег (дождь)?
Почему весной распускаются листья на деревьях и кустарниках, расцветают цветы?
В какое время года много травы, цветов? Найди картинки и назови известные тебе цветы.
Почему летом на лугу много бабочек?
Когда вянут трава и цветы, желтеют и опадают листья с деревьев?
Разложи карточки с изображением дерева в разные сезоны по порядку и расскажи, что происходит с ним осенью, зимой, весной, летом.
Как животные готовятся к зиме? (Птицы улетают, белка делает запасы, заяц становится белым и др.)
Кто из животных спит зимой? Спят ли зимой заяц, волк, лиса?
Что делают люди весной (летом, осенью) в огороде, поле, саду?
Какое время года нравится тебе больше: зима или лето? Почему?
Позиция 2
Цель: выявить представления детей о живом (неживом), растениях и животных как живых существах; умение определять принадлежность объектов природы к живым существам на основе выделения признаков живого (дышит, питается, растет и изменяется, передвигается и др.).
Ребенку предлагают выделить все живое из предметного окружения группы. В случае затруднения задают вопрос: животные (растения) – живые? Почему?
Позиция 3
Цель: выявить характер, содержание и объем знаний детей о растениях разных морфологических групп (умение узнавать и правильно называть растения, особенности внешнего вида, потребности растений, способы ухода и др.).
Ребенка просят назвать знакомые растения, показать и определить словом их части.
Вопросы и задания:
Какое комнатное растение похоже на дерево (куст, траву)?
Чем дерево отличается от кустарника (травы)? Назови знакомые тебе деревья (кустарники, цветы).
Что нужно для того, чтобы растение росло?
Как ты ухаживаешь за комнатными растениями?
Что произойдет, если не поливать растение (поставить его в темное место, холодное помещение)?
В случае затруднения перед ребенком раскладывают картинки с изображением древесных и травянистых растений, того, что нужно для их роста и развития (солнце, дающее свет и тепло, вода, земля); фотографии, отображающие знакомые детям способы ухода, особенности состояния растений при недостатке влаги, света, тепла. Затем выявляют содержание знаний о растениях естественных и искусственно созданных биоценозов.
Вопросы и задания:
Выбери растения леса (огорода, сада, цветника).
Где растут овощи (фрукты, цветы)?
Кто посадил цветы на клумбе (овощи в огороде)? Назови знакомые тебе цветы (овощи).
Могут ли овощи расти в лесу?
Из чего выросли овощи (цветы)?
Расскажи, как мы выращивали цветы (сеяли семена, поливали, рыхлили землю, пропалывали и др.).
Позиция 4
Цель: определить уровень представлений ребёнка о животных уголка природы и ближайшего природного окружения (характерные признаки внешнего вида, голосовые реакции, потребности, особенности поведения, среда обитания и др.).
Из разложенных на столе иллюстраций ребенку предлагают отобрать зверей, птиц, рыб, домашних и диких животных.
Вопросы и задания:
Где живут рыбы (птицы, звери)? Чем они питаются, как передвигаются, какие издают звуки?
Выбери животных, которые плавают (бегают, прыгают, ползают, летают).
Назови домашних животных. Почему они так называются? Могут ли домашние животные жить без помощи человека?
Каких диких животных ты знаешь? Где они живут?
Назови птиц, которых ты знаешь. Почему ты думаешь, что это птицы? (Если ребенок выбирает по картинкам, то "Как ты узнал, что это птица?").
Учитывая то, что ребенок находится на реабилитации в стационаре несколько раз в год (3 курса по 2 месяца), то диагностика определения уровня сформированности года и в конце.

Список литературы
1.Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. [Текст]: Пособие для воспитателей д/сада /Е.Н. Вавилова.- М.: Просвещение, 1986.- 128с.
2.Змановский Ю. Воспитательно-оздоровительная работа в дошкольных учреждениях //Дошкольное воспитание.- № 9.- 1993.- с.23-25.
3.Иващенко О.Н. Общие принципы организации двигательной деятельности детей на прогулке.//Дошкольное воспитание.- № 11.- 2007.- с.56-59
4. Рунова М. Зимняя прогулка //Дошкольное образование.- №12.- 2003.- с.35-40.
5.Рунова М. Формирование оптимальной двигательной активности. //Дошкольное воспитание.- № 6.- 2000.- с.30-37.
6.Теплюк С. Работа с детьми на прогулке //Дошкольное воспитание.- №1.- 1990.- с.34-42.
7. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1994
8. Игры и развлечения в группах продлённого дня. Г. П. Богданов. – М.: Просвещение, 1985
9. Продлённый день в школе. – М.: Просвещение, 1984
10. Газман О. С. Проблема формирования личности школьника в игре. Педагогика и психология игры. – Новосибирск, 1985
11. P.A.Садовничая. Содержание, организация и методика проведения прогулки