Использование системно-деятельностного подхода на занятиях для развития творческих способностей учащихся


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОРОДСКОЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
Доклад по теме самообразования
«Использование системно-деятельностного подхода на занятиях для развития творческих способностей учащихся»
Подготовила:
педагог дополнительного
образования
Бурикова А.Г.
Радужный, 2015Задача педагогов дополнительного образования не дать объем знаний, а научить учиться, т.е. сформировать универсальные учебные действия (способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений.)
     Чтобы решить эту задачу, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
     А. Н. Леонтьев подчеркивал, что деятельность – особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему.
     Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
     Главная методическая цель урока при системно - деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
     Мои основные задачи: создание атмосферы увлеченности и творчества на каждом занятии, развитие компетентной личности путем включения ее в различные виды ценностной человеческой деятельности, формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры духовной.
     Занятия по прикладной деятельности и изобразительного искусства являются частью общего процесса обучения, поэтому они в полной мере отвечает всем общедидактическим закономерностям, но имеет и свои характерные особенности: содержанием является эстетическая действительность, выраженная языком искусства.
     Таким образом, системно-деятельностный подход в рамках занятия базируется на следующих принципах:
- позиция педагога: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом;
- позиция учащегося: за познание мира (в специально организованных для этого условиях);
- учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели педагога;
- учебная деятельность – управляемый учебный процесс;
- учебное действие – действие по созданию образа;
- образ – слово, рисунок, схема, план;
- оценочное действие – Я умею! У меня получится!
- эмоционально-ценностная оценка – Я считаю…
    Основным на занятии является момент общения учащегося с искусством как живым явлением, как органичной частью окружающей жизни. Главная моя задача, как педагога, донести до детей представление о том, что искусство – это особый, уникальный язык общения поколений, эпох, народов.
     В своей работе я применяю различные методы обучения в зависимости от темы, возраста, целей и задач урока. Это традиционные (объяснительно - иллюстративный) и репродуктивные (проблемный, эвристический, исследовательский, групповой) методы.     Стиль, тон отношений, задаваемый на занятии, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества,  психологического комфорта.
     На занятиях осуществляется глубокое личностное воздействие «педагог – учащийся» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Педагог добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
Педагог стремиться оценивать реальное продвижение каждого ребенка, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
Педагог специально планирует коммуникативные задачи урока.
Педагог принимает и поощряет, выражаемую учащимся, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
    При организации работы по формированию творческих способностей я уделяю внимание социально - эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в творческой деятельности.
    В работе мне помогают следующие методы: словесный, информативно – рецептивный, репродуктивный, исследовательский, эвритический.
В информативно - рецептивный метод включаю следующие приемы:
рассматривание; наблюдение; образец; показ.
Словесный метод включает в себя: художественное слово, рассказ, объяснение, беседу.
Репродуктивный метод позволяет закрепить навыки детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора; работу на черновиках; выполнение формообразующих движений рукой.
     А также я стараюсь придерживаться следующих принципов:
Принцип поэтапности с учетом возрастных особенностей ребенка.
Принцип динамичности (каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка от простого к сложному.)
Принцип сравнений (разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развития интереса к поисковой работе с материалами.)
   Итог работы – прекрасные, творческие работы учащихся.
   Нетрадиционные техники способствуют развитию у ребенка творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.
   Используя в своей работе нетрадиционные техники на практике, я получаю три результата:
первый - творческая работа, созданная ребенком;
второй (педагогически ценный) - опыт самостоятельной творческой работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя:
 третий - улучшение результатов способностей детей (умение экспериментировать с изобразительными материалами; активность в самостоятельном выборе изобразительных материалов и расположения изображения на листе; проявление фантазии, художественного творчества).
    Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полной мере:
- развивающая среда. При организации предметно – развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными возможностями;
- широкий подход к решению проблемы;
- проявление творчества в художественной деятельности;
- атмосфера творчества;
- единая позиция педагога в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействия между ними (партнерские отношения);
- комплексное и системное использование методов и приемов;
- бережное отношение к процессу и результату детской деятельности;
- овладение детьми способами изображения;
- индивидуальный подход к каждому ребенку.
    Большое внимание уделяется интегрированному подходу в обучении, который предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Читаем стихи, отгадываем загадки, слушаем музыку, рассматриваем картины.
    Работая, пользуюсь принципом «Минимакса». Согласно ему даю возможность детям узнать максимум, но стараюсь довести до его сознания минимум. Максимум - может узнать. Минимум - должен освоить.
Согласно «Минимаксу» осуществляется личностный подход к учащемуся.
    Акцент делается на умение применять знания в жизни, на развитие личности, ее социализацию, т.е. современное образование должно обеспечить способность жить в современном обществе.
    Нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать, что занятия - это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни.
    Ребенок должен стать живым участником образовательного процесса.
    Высший пилотаж в проведении занятия и идеальное воплощение новых стандартов на практике - это урок, на котором так организована  деятельность детей, что педагог лишь направляет и дает рекомендации, заставляя детей мыслить, выдвигать свои гипотезы и аргументировать их. Это сложно, но очень важно для гармоничного развития личности.
    Выпускник получит возможность научиться: анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников; понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу; анализировать средства выразительности, используемые художниками, дизайнерами для создания художественного образа.
     Главная задача педагога - использовать эти возможности, обеспечить деятельностный характер каждого своего занятия, достичь вместе с учащимися определённых результатов освоения основной образовательной программы:
     1) развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
    2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
   3) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных и дизайне;      
   4) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках;
  5) формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
    Таким образом, существуют большие возможности для реализации творческого потенциала учителей изобразительного искусства.
    Развитие внимания, наблюдательности, настойчивости и воли, умения планировать свою деятельность, создавать оригинальный продукт и его презентовать- в этом и проявляется суть системно - деятельностного подхода в обучении на занятиях по прикладной деятельности и изобразительного искусства.
      Четко выстроенная система непрерывного художественного образования позволяет повысить мотивацию к занятиям художественно-творческой деятельностью всех детей на разных ступенях обучения, а для высокомотивированных учащихся дает возможность ярко раскрыть свою одаренность в практически-значимой деятельности, социально-ориентированной, нацеленной на дальнейший профессиональный выбор.
     Описанные приемы обучения (мотивация, проблемная подача материала, самостоятельный поиск новой информации и решений, использование активных форм работы, право выбора) дают возможность педагогу быть ориентированным на каждого ученика, построить обучение учащихся на основе формирующей их деятельности, соблюдать основные системные принципы занятия – целостность и структурность. Это и есть системно-деятельностный подход в условиях классно-урочной системы.
Литература:
1. Деятельностно – ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.
2. Кудрявцева, Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.
3.Куракова Г.В. Специфика педагогического проектирования процесса формирования ключевых учебных компетенций обучающихся. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология.2011. № 1. с 39-46.
4.Муравьева Г.Е., Куренная Е.В., Дубова Е.А. Педагогическое проектирование в деятельности школьного учителя: учебно-методическое пособие для начинающих учителей. – Шуя: Изд-во ФГБОУ ВПО «ШГПУ», 2011г.