Самообразование, как одно из необходимых условий профессиональной деятельности педагога.

Самообразование – это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого конкретного человека. Как процесс овладения знаниями, оно тесно связано с самовоспитанием и считается его составной частью. Самообразование помогает адаптироваться в меняющейся социальной среде.
Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности. Самообразование педагога – это необходимое условие его профессиональной деятельности. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Причем он должен иметь знания в различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Способность к самообразованию определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного педагога.
Перечислю основные направления, в которых педагог должен совершенствоваться и заниматься самообразованием:
психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей)
психологическое (общение, искусство влияния, лидерские качества)
методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы)
правовое
эстетическое (гуманитарное)
информационно-компьютерные технологии
охрана здоровья.
Суть процесса самообразования заключается в том, что педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности.
Каковы же эти источники знаний, и где их искать? В своей работе я использую -
Телевидение
Газеты, журналы
Литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.)
Интернет
Видео, аудио информация на различных носителях
Семинары и конференции
Мастер-классы
Мероприятия по обмену опытом
Экскурсии.
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы:
1. индивидуальная;
2. групповая.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации и др.
Виды деятельности, составляющие процесс моего самообразования, напрямую или косвенно способствуют профессиональному росту:
Чтение педагогических изданий
Чтение педагогической и предметной литературы
Посещение семинаров
Дискуссии, обмен опытом с коллегами
Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег
Изучение новых творческих технологий.
Каковы могут быть результаты самообразования?
разработанные методические пособия, программы, сценарии;
разработка новых форм, методов и приемов обучения;
доклады, выступления;
разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
выработка методических рекомендаций по применению новой технологии;
разработка и проведение открытых мероприятий по собственным темам самообразования
проведение семинаров, мастер-классов.
Самообразование будет продуктивным, если:
В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, а, следовательно, является открытым для изменений.
Педагог обладает развитой способностью к рефлексии.
Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
И в заключении я хочу сказать, чем больше информации, методов и инструментов в своей работе используем, тем больше эффект работы. Самое главное – это желание работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.







































МКОУ ДОД ОЛЬХОВАТСКИЙ ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ










ДОКЛАД
«РАБОТА ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ»

Доклад подготовила - педагог дополнительного образования Тараненко Н.Н.















Ольховатка 2014-2015 уч. год
15