Развитие крупной моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья


РАЗВИТИЕ КРУПНОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В настоящее время возрастает значение здоровьесберегающих технологий для детей, направленных на подготовку качественно нового учебно-воспитательного процесса в современном образовательном учреждении, который поможет сформировать и обеспечить создание прочного фундамента здоровья детей. Поможет им овладеть знаниями, навыками и умениями, которые помогут ребенку адаптироваться к полноценной жизни. [1]
Двигательная активность является важным условием развития детей. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, являясь условием его нормального формирования и развития. В последнее время, всё чаще, диагностируются хронические заболевания и различные функциональные отклонения в развитии у дошкольников и младших школьников. [6]
Результаты комплексных исследований состояния физической подготовленности детей подтверждают стабильную тенденцию к слабому физическому развитию подрастающего поколения. На слабую физическую подготовленность дошкольников и школьников в настоящее время указывают многие авторы (Г.П. Виноградов, И.Г. Громова,1993; А.Т. Воробьев,1996; Т.В. Красноперова, Е.Н.Сапожникова,1996; А.Н.Тяпин,2005 и др.). Сохраняется тенденция роста численности группы «риска». [2]
Сегодня большинство детей страдают гиподинамией, то есть двигательным дефицитом, что неизбежно ведет к нарушению крупной моторики. У детей старшего дошкольного возраста наблюдается уменьшение игровой деятельности - большее внимание уделяется учебным нагрузкам, то есть подготовке к школе. Работа детей все чаще начинает представлять собой умственный труд, связанный главным образом с деятельностью коры головного мозга. Дети начинают дольше сидеть на занятиях, тем самым получают повышенную статическую нагрузку на позвоночник. Когда ребенок начинает расти, у него происходят изменения, как в костной системе, так и в мышечно-суставном и связочном аппаратах. Это самый благоприятный период для формирования навыков двигательной активности. [6]
Самая главная и правильная форма физического воспитания детей - игра. Выдающийся советский педагог А.С.Макаренко, высоко оценивая роль игры, писал: «У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но пропитать этой игрой всю его жизнь».[2]
Моторика - это двигательные функции всего организма. Под моторикой понимают движения, которые выполняют определенные задачи и сопровождаются последовательностью действий. Различают крупную и мелкую моторику, а также моторику определённых органов. Крупная моторика включают в себя выполнение таких действий, как ходьба, бег, прыжки, переворачивания, наклоны, ползание и другие физические качества. Развитие крупной моторики проходит по общему принципу, являясь основой в деятельности ребенка, на которую накладываются более тонкие и сложные движения мелкой моторики. Физическое развитие ребенка зависит от своевременного формирования двигательных навыков и умений и эту задачу решают специалисты по физическому воспитанию. [4]
На наш взгляд, при формировании двигательных навыков, физическая нагрузка должна быть постепенно дозируемой и регулярной. Это способствует стимуляции всех органов и основных функциональных систем организма ребенка, что оказывает благотворное влияние на функциональную адаптацию детей к нарастающим физическим и психическим нагрузкам.
Между скелетной мускулатурой и всеми внутренними органами существует связь, которая осуществляется через центральную нервную систему. Импульсы от нервных окончаний, которые заложены в мышцах, связках и сухожилиях поступают в мозг, а оттуда, во внутренние органы. Если мышечная система развита хорошо, тонус мышц находится на соответствующем уровне. Если же мышцы слабо развиты и уровень двигательной активности низкий, то передаются импульсы более низкой частоты, что приводит к ухудшению деятельности мозга и внутренних органов. Поэтому на сегодняшний день нет более эффективного средства улучшения работы организма, чем занятия физической культурой. [7]
Нарушение крупной моторики является одной из главных причин, которая затрудняет формирование двигательных функций у детей с ограниченными возможностями здоровья (далее дети с ОВЗ). Формирует отрицательный результат не только их физического, но и психического здоровья. [8]
Коррекция и развитие двигательных функций при помощи физического воспитания является обязательным и важным направлением коррекционно-развивающей работы, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств ребенка с особенностями развития здоровья и его познавательной деятельности.
У детей с ОВЗ часто возникают трудности с двигательными функциями, связанными с бытовыми навыками и предметными действиями. Движения детей могут быть вялыми или, наоборот, напряженно скованными и механическими, с отсутствием пластичности. Так же трудно даются действия и упражнения с мячом - это связано с нарушениями сенсомоторной координации и мелкой моторики рук. [5]
У многих детей на занятиях по физическому воспитанию проявляются стереотипные движения: похлопывания или почесывания, однообразные повороты головы, машущие движения руками или кистью рук, ходьба на цыпочках, раскачивания всем телом и другие движения. Отмечаются нарушения регуляции мышечной деятельности, не формируется контроль за двигательными действиями, возникают трудности в становлении целенаправленных движений, страдает пространственная ориентировка. [8]
Практика показывает, что снижение произвольного внимания у детей приводит в первую очередь к нарушению координации движений. Устойчивость вертикальной позы, сохранение равновесия и уверенной походки, способность регулировать свои действия в пространстве, выполнять их свободно, без лишнего напряжения и скованности, поэтому мы выделили основные цели обучения детей с ОВЗ на занятиях физического воспитания :- стимулирование к выполнению задания,
- формирование навыков ориентации собственного тела и во внешнем пространстве,
- развитие имитационных способностей (умение подражать и повторить),
- воспитание коммуникативных функций и способностей,
- взаимодействие в коллективе.[8]
Сначала обучать таких детей рекомендуется восприятию и воспроизведению движений в пространстве собственного тела, начиная с движений головой, руками, кистями и пальцами рук, а затем переходить к движениям туловищем и ногами. После ориентированных игр или во время упражнений на стимуляцию тонуса мышц, при двигательном и эмоциональном тонизировании, у ребенка часто устанавливается прямой взгляд, он начинает разглядывать педагога и окружающий его мир.
Чтобы побудить ребенка наблюдать за движениями, узнавать предметы, ощущать и называть их, необходимо:
- медленно и четко выполнять движения, комментируя их;
- описывать выполняемые упражнения просто, но образно,
пользуясь одинаковой терминологией для повторяющихся движений;
- вместе с ребенком выполнять и проговаривать движения, и предлагать ему называть их;
- начинать упражнения с простых движений (растирание ладоней и хлопки в ладоши; растирание рук и движение руками вперед, вверх, вниз; растирание ног, наклоны туловища, различные движения ногами и др.);
- одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их;
- сопровождать движения ритмичным стихотворением или счетом.[3]
Одним из важных аспектов социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является нормализация физического и психического состояния, поэтому таким детям для поддержания психофизического состояния и снятия эмоционального напряжения необходимы постоянные физические нагрузки.
Литература:
1.Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. –
М.: Просвещение, 2005
2. Рипа М.Д. Кинезотерапия . Культура двигательной активности : учебное пособие/ М.Д.Рипа , И.В.Кулькова.- М.: КНОРУС,2013
3.Хухлаева Д. В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М. : 1976
4. Фомина А. И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду М. : 1974
5. Овчинникова Т.С., Потапчук А.А. Двигательный игротренинг для дошкольников.- Спб.: Речь; М.: Сфера,2003
6. Козлова Т.В. , Рябухина Т.А. Физкультура для всей семьи- М.: Физкультура и спорт, 1989
7. Физическая реабилитация, Под. ред. С.Н. Попова. Ростов на Дону 2008
8. Гогунов Е. Н.; Марьянов Б. И. Психология физического воспитания и спорта / Е. Н. Гогунов; Б. И. Марьянов.-М.: Академия; 2004