Сообщение Мониторинг результативности и эффективности внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС


Мониторинг результативности и эффективности внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
       Цель внеурочной деятельности -   создание  условий для достижения учащимися  необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время.
       Для успешной реализации любой деятельности необходимы своевременное планирование, контроль и корректировка, анализ достигнутых результатов. Контроль результативности и эффективности организации внеурочной деятельности   в   школе   осуществляется путем проведения мониторинговых исследований,   диагностики обучающихся, педагогов, родителей.
       Цель   мониторинга   эффективности внеурочной деятельности -  выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
       Система   мониторинговых исследований позволяет организовать сбор, обработку и распространение информации,   отражающей результативность внеурочной деятельности и дополнительного образования по следующим показателям:
- включенность учащихся во внеурочную деятельность ;
- результативность участия в мероприятиях   различного уровня;
- рост социальной активности обучающихся (социальные практики);
- рост мотивации к активной познавательной деятельности (результативность участия в мероприятиях различной направленности);
- уровень сформированности коммуникативных   компетентностей, креативных и организационных способностей (уровень развития самоуправления),
- уровень развитие и сплочение ученического коллектива, характер межличностных отношений;
- сформированность   рефлексивных навыков (ценности здоровья и ЗОЖ);
- качественное изменение в личностном развитии, усвоении гражданских и нравственных норм, духовной культуры, гуманистического основ отношения к окружающему миру (уровень воспитанности);
- удовлетворенность учащихся и   родителей жизнедеятельностью школы.
 
Результативность внеурочной деятельности.
Первым этапом   диагностики результативности внеурочной деятельности является анализ ее общего состояния .
При этом следует рассмотреть следующие аспекты:
- включенность учащихся   в систему внеурочной деятельности;
- соответствие содержания и способов организации внеурочной деятельности принципам системы;
- ресурсная обеспеченность процесса функционирования системы внеурочной деятельности учащихся.
      Для осуществления анализа включенности учащихся   в систему внеурочной деятельности необходимо обладать систематизированной информацией об участии школьников во внеурочное время. Для этого используются бланки, которые заполняется классным руководителем раз в полугодие.
Охват учащихся 1 а  класса внеурочной деятельностью (Таблица 1)
Участие учащихся  1а  класса во внеурочной деятельности (Таблица 2)
Диагностика достижений две таблицы (3 и 4)
Таблицы позволяет педагогу систематизировать сведения о занятости учащихся, о наиболее популярных видах внеурочной деятельности, об активности детей в делах класса и школы.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего   и основного образования ориентированы на воспитательные результаты.
          Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — это последствие результата, влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
  В качестве диагностических   приемов и методик мониторинга можно использовать:
-педагогическое   анкетирование;
-контрольно-оценочные методики;
-тесты и другие варианты измерения результативности воспитательного процесса.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
1-й уровень   -   школьник   знает и понимает общественную жизнь.  
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Каждому уровню результатов соответствует своя образовательная форма. Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй – более сложными, третий уровень – самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Действия педагога, направленные на достижение воспитательных результатов
Уровень Особенности возрастной категории Действия педагога
1 уровень
(1 класс)
 Приобретение школьником социальных знаний
    Восприимчивость к новому социальному знанию, стремление понять новую   школьную реальность.
    Педагог должен поддержать   стремление ребенка к новому социальному знанию, создать условия для   самого воспитанника в формировании его личности,   включение его в деятельность по само воспитанию (самоизменению).
2 уровень
(2-3 класс)        Получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества   Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом    Создание педагогом воспитательной среды, в которой ребенок способен осознать, что его поступки, во-первых, не должны разрушать его самого и включающую его систему (семью, кол лектив, общество в целом), а во-вторых, не должны привести к исключению его из этой сис темы .
 
3 уровень
( 4 класс) Получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.   Потребность в самореализации, в общественном признании, в   желаниями проявить и реализовать свои потенциальные возможности, готовность приобрести для этого новые необходимые личностные качества и способности   Создание к четвертому классу для младшего школьника реальной возможности выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
 Такой выход для ученика начальной школы должен    быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены.
Однако для запуска и осуществления процессов самовоспитания необходимо, прежде всего, сформировать у ребенка мотивацию к изменению себя и приобретение необходимых новых внутренних качеств. Без решения этой проблемы ученик попросту окажется вне пространства деятельности по самовоспитанию, и все усилия педагога будут тщетны.  
В основе используемых воспитательных форм лежит системно-деятельностный     подход и принцип сохранения целостности систем. Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности   свидетельствует об эффективности работы по вопросам воспитания.
Эффективность внеурочной деятельности
 Вторым важным показателем результативности деятельности является ее эффективность . Создатели методического конструктора Д.В. Григорьев и П.В.Степанов считают, что исходя из определения воспитания как управления процессом развития личности ребенка через создание благоприятных условий,   диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Два основных критерия эффективности внеурочной деятельности:
1)    продуктивность деятельности;
2)    удовлетворенность участников деятельности ее организацией и результатами.
Подбор методик для изучения продуктивности, организованной во внеурочное время деятельности учащихся, и наличия у ее участников чувства удовлетворенности организацией и результатами деятельности производит c я   в соответствии с избранными критериями и показателями поэтапно.
Исходя из этого, выделяют три основные предмета диагностики:
Личность самого воспитанника
Детский коллектив
Профессиональная позиция педагога
    Важным аспектом мониторинга внеурочной деятельности является   подбор  критериев и показателей эффективности внеурочной деятельности.
  Это процесс   является одним из важнейших, так как на нем определяются конкретные характеристики и индикаторы, позволяющие в дальнейшем делать обоснованные суждения о результативности   внеурочной деятельности работы педагога.
При изучении эффективности внеурочной деятельности   используется несколько диагностических методов (методик). Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда воспитанникам