Схема конспекта урока открытия новых знаний (ОНЗ) по математике на тему Отрезок и ломаная (1 класс)


МАОУ «СОШ №14» Г.БЕРЕЗНИКИ







Схема конспекта урока открытия новых знаний (ОНЗ) по математике
(УМК «ПланетаЗнаний»)



ТЕМА УРОКА : Отрезок и ломаная






Учитель начальных классов: Сумарокова Е.Ю.








Цель:  Познакомить с геометрическими понятиями «отрезок», «ломаная».
Задачи:
1. - активизировать знания учащихся  о точке, прямых и кривых линиях, ограниченных    и    неограниченных;
  - формировать умение строить отрезки по линейке, писать изученные цифры, умение разгадывать загадки;
-познакомить с понятиями «отрезок», «ломаная»
-развивать речь, память, внимание, логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности.

Используемые технологии: технология проблемного обучения с использованием игровых приёмов.
Оборудование:
Для учителя:     Интерактивная доска, презентация POWER POINT
Для учащихся:  счётные палочки, линейки, карандаши, ручки.
 Демонстрационный материал: слайды, учебник математики 1 класс










Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формирование УУД

1.Организационный момент
Цель этапа: Создание благоприятного психологического климата в классе, настрой на позитивное восприятие учебного материала.
Ожидаемый результат:
-ученики могут самостоятельно оценить своё психологическое состояние;
-ученики умеют настроиться для восприятия и получения информации
Организация детей на учебную деятельность.

– Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении.


Регулятивные действия. Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.
Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.


2. Актуализация знаний
Цель этапа:
Ориентировать учащихся в уже имеющихся знаниях:
1) повторить геометрические фигуры, умение читать и записывать числа;
2) тренировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение на примере математических действий с натуральными числами.

Ожидаемый результат:
-ученики умеют применить на практике имеющиеся знания геометрических фигурах;
-ученики используют в речи математические понятия;
-ученики умеют производить логические операции: сравнение, анализ, обобщение на примере математических действий с натуральными числами.

Применяемые методы: репродуктивный, объяснительно- иллюстративный.
-Сегодня на уроке мы с вами отправимся в путешествие.
Путешествовать будем с героем одной известной сказки. Угадайте с каким:
Формой он похож на мяч. Был когда-то он горяч. Спрыгнул со стола на пол И от бабушки ушел. У него румяный бок Вы, узнали? (КОЛОБОК). (Слайд 1)
-Из каких геометрических фигур известных вам составлен колобок?(глаза-точки, брови-треугольники, руки-прямые, рот-кривая, сам-круглый)
Вместе с колобком мы отправляемся в путешествие в сказку.
-Жили были дед и баба. Жили они вот в таком домике(Слайд2)
Из каких геометрических фигур составлен домик?
Сколько прямоугольников?
Сколько треугольников?
Каких фигур больше прямоугольников или треугольников? На сколько?
Составим неравенство: 3>1

Дети отвечают на вопросы учителя, вспоминают ранее изученный материал, для того чтобы на его основе открыть для себя новое знание.

Личностные:
- внимательно слушать учителя и отвечать на вопрос
Регулятивные:
- определять цель и план выполнения задания под руководством учителя

Познавательные:
- учиться ориентироваться в учебнике;
Вспомнить понятия кривая, прямая линия, вспомнить известные геометрические фигуры.



3. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания
Цель этапа: включение нового знания в систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного.
Создание «проблемной ситуации»

Ожидаемый результат:
-ученики умеют чертить отрезок, сравнивать отрезок и ломаную,не боятся высказать своё мнение, доказывают своё мнение приводя аргументы;
-ученики принимают проблемную ситуацию с осознанием того, для чего она им необходима;
-ученики умеют выводить новое правило, расширяют математический словарь
Применяемые методы: частично-поисковый, проблемный.

-Испекла баба колобок и поставила его на окошко студиться.
Колобок прыгнул на дорогу и покатился.
А какую дорогу колобок выбрал мы сейчас посмотрим (слайд3)
-Какие есть дороги?
-Чем отрезок отличается от прямой?
Давайте начертим отрезок длиной 2 см в тетради
А кто знает как называется эта линия? (Слайд4) (ломаная)
- А из чего состоит ломаная?
А кто-нибудь знает как называются отрезки у ломаной? (звенья)
-А у нашей ломаной сколько звеньев?


Сравнивают линии. Сопоставляют задания в учебной задаче с уже известными знаниями, решают учебную задачу, поставленную учителем, Открывают для себя новое знание

Личностные:
- формирование интереса к учению (добыванию знаний)
Регулятивные:
- учиться определять тему урока с помощью учителя;
- оформлять свою мысль в устной форме
Познавательные:
- отличать новое от уже известного с помощью учителя.



4. Первичное закрепление
Цель этапа: проговорить новое знание, попробовать применить его на практике
Ожидаемый результат:
-ученики умеют работать в паре;
-ученики умеют самостоятельно проверить выполненную работу по образцу
-ученики применяют новое правило в практической деятельности

Применяемые методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.


Катится колобок дальше и вдруг на пути ему встретилась широкая река. Давайте поможем ему через неё перебраться.
Построим мост из 3 палочек.
-Какая фигура получилась?(ломаная)
_А теперь давайте сомкнём вашу ломаную.
-Какая фигура получилась?
-Можно ли назвать треугольник ломаной?
-Почему?
-Постройти различные замкнутые ломаные из палочек и сравните что у вас получилось.



Самостоятельно сравнивают линии, находят отличия, делают выводы.
Строят ломаные при помощи счётных палочек., определяют количество зыеньев-отрезков в ней.

Работают в парах, строят различные геометрические фигуры.


Личностные:
- учиться оценивать свой от-
вет и ответы других.
Коммуникативные:
- учиться работать в парах, распределять друг с другом обязанности


5.Физминутка

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы умеем отдыхать.
Приподнялись, чуть присели
И соседа не задели.
А теперь придется встать,
Тихо сесть, начать считать

Выполнение упражнений

Коммуникативные:
Учиться проводить самостоятельно динамические паузы, повторять движения за товарищем.


6.Включение нового знания в систему заданий и повторение
Цель этапа: научиться применять полученное знание на практике
Ожидаемый результат:






-А колобок покатился дальше и угадайте кого встретил:
-Любит морковку, прыгает ловко(Заяц)
-Заяц говорит колобку:
-Если сможешь мне помочь, отпущу тебя я прочь.
-Раскрываем тетради. У вас в тетради 4 точки. Соедините их.
-Какая фигура получилась?
-Можно ли назвать фигуру ломаной?
-Из скольких звеньев она состоит?
-Покатился колобок дальше и встретил:
Он всю зиму проспал,
Лапу бурую сосал
А проснувшись стал реветь
Кто же это?(медведь)
Медведь захотел колобка съесть
Ладно, вкусный колобок
Отпущу тебя, дружок,
Пусть девчонки и мальчишки
Решат задание для мишки.
Учебник стр. 51 №6, №7


Отвечают на вопросы учителя

Работают с учебником
Внимательно читают задания в учебнике
Отгадывают загадки.

Работают в тетради







Коммуникативные:
- участвовать в диалоге на уроке;
- отвечать на вопросы учителя
Регулятивные:
- учиться высказывать свою версию, точку зрения
Познавательные:
- отличать новое от уже известного








7 Работа в ТПО
Цель: Формирование умения самостоятельно читать и выполнять задания, работать с карандашом и линейкой

Ожидаемый результат:

А кто встретился колобку потом?
Кто зимой холодной Бродит злой, голодный? (Волк)
Чтоб от волка убежать мы должны порисовать
Что у нас получилось? На чём мы можем убежать от волка? (ракете)

В тетрадях по клеткам рисуют геометрические фигуры


Личностные:
- учиться объяснять себе, что я делаю с удовольствием, а что – нет (мотивы); что получается хорошо, а что нет (результаты)


8 Итог урока(рефлексия):
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Ожидаемый результат:
-ученики умеют зафиксировать полученные новые знания.
-ученики оценивают свою деятельность на уроке;
-ученики умеют оценить изменение своего эмоционального состояния
Применяемые методы: репродуктивный.


А чей это хвостик мелькнул в кустах?
Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый - краса! А зовут ее... Лиса
-Помните как закончилась сказка?
-А хотите, чтобы конец у нашей сказки был счастливым?


Подумайте , вспомните всё, что мы сегодня узнали на уроке о ломаной и отрезке и ответьте на вопрос: можем мы при помощи полученных знаний придумать и нарисовать транспорт, чтобы убежать от лисы?
_ А где ещё мы можем применить эти знания?

Отвечают на вопросы, делают выводы.




Предлагают свои варианты применения полученных знаний на практике.


Личностные:
- осознавать роль ученика;
- понимать важность новых знаний в повседневной жизни;
- формировать интерес к учению
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге;
- слушать и понимать речь других;
- оформлять свою мысль в устной речи
Регулятивные:
- определять цель и задачи урока с помощью учителя.






15