О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

А.О. Джигкаева
О реализации проектного обучения
как личностно-ориентированной образовательной технологии
Ключевые слова: проектное обучение, учебный процесс, личность, образовательная технология, деятельность, метод.

Основным критерием качества образования в контексте гуманистических субъект-субъектных отношений и конструктивной деятельности всех участников учебно-воспитательного процесса является развитие школьников как субъектов учения, жизни, культуры, истории. Необходимыми параметрами развития в современной дидактике и психологии обучения считаются мышление, творческие способности, личностные качества. Важнейшими средствами развития учащихся выступают содержание и технологии обучения. Как показывают исследования ученых, эти средства оказывают наиболее плодотворное развивающее влияние на личность обучающегося в том случае, если сам учащийся принимает участие в их конструировании [2; 4]. Однако необходимо отметить, что самими учащимися может быть сконструировано не всякое содержание, а лишь то, которое является предметом их непосредственной практической деятельности, направленной на проектирование и создание определённого продукта. Этим обусловливается актуальность и необходимость использования в современном развивающем образовании продуктивных методов, к числу которых относится проектное обучение.
Исходя из данных историко-ретроспективно анализа реализации данного метода в учебно-воспитательном процессе школы следует отметить, что внедрению в школьную практику препятствовал целый ряд причин. В начале XX веков метод проектов рассматривался отечественными педагогами как средство развития отдельных качеств личности (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев, С.Т. Шацкий, и др.). Этот опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны, но отсутствие научных разработок по использованию метода проектов привело к смещению акцентов обучения в сторону делового прагматического действия, что обусловило недопустимое падение качества знаний учащихся. Зарубежный опыт реализации метода проектов, направленный на расширение утилитарной задачи выполнения учебных заданий в реальной жизненной обстановке (У.Х. Килпатрик, Д. Дьюи), вступал в противоречие с образовательными задачами советской школы, ориентировавшейся на вооружение учащихся глубокими и прочными знаниями. В последующий период (19311990 гг.) организация работы с учащимися по методу проектов была приостановлена ввиду общей ориентированности школы на передачу готовых знаний. Однако намечаются ориентиры на изменение позиции ученика в учебном процессе в рамках проблемного и поисково-исследовательского обучения, что и послужило основой для актуализации знаний и опыта применения метода проектов в постсоветский период развития образования.
Возвращение к реализации проектного обучения было обусловлено новыми социально-экономическими условиями и потребностями современного российского образования. Данный метод находит всё более широкое распространение во всех образовательных дисциплинах, а посвященные ему исследования ученых (В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцевой, П.Р. Атутовой, Н.В. Матяш, Е.С. Полат, М.Б. Павловой и др.) активно используются в практической работе российских учителей.
Учеными установлено, что проектное обучение представляет собой гибкую модель организации учебного процесса, ориентированную на творческую самореализацию личности школьника, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов. Творческие проекты являются действенным средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования, необходимым инструментом формирования технологической культуры учащихся.
Содержание понятия «проектное обучение как личностно-ориентированная образовательная технология» представляет собой определённым образом выстроенную совместную деятельность участников проекта, обеспечивающую движение образовательного процесса к определенному результату, в качестве которого выступают продукты творческой деятельности учащихся и развитие личностных качеств, актуализированных в этой деятельности. В основе метода проектов как личностно-ориентированной технологии должно лежать признание уникальной сущности каждого ученика и его индивидуальности. Проект как личностно-ориентированная технология обучения обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять обучение, развитие и воспитание учащихся, способствует дифференциации и индивидуализации обучения.
Изучение образовательных дисциплин с использованием проектного обучения по критериям личностно-ориентированного образования должно осуществляться во взаимосвязи мотивационного, исследовательского, технологического компонентов. Компоненты технологии раскрываются через актуализацию личностных смыслов проектной деятельности, поддержку интересов и способностей школьников, участие в выборе проекта, использование методов мозговой атаки, алгоритмического поиска, информационной поддержки, освоение способов выполнения и представление результатов проектной деятельности.
Использование проектного обучения включает диагностику развития личностных качеств учащихся как субъектов проектной образовательной деятельности, в числе которых - активность, ответственность, целеустремлённость, инициативность, самостоятельность, гибкость мышления, фантазия, любознательность, изобретательность и др.
Условиями эффективности проектного обучения как личностно-ориентированной технологии являются дифференцированная организация учебной деятельности школьников, основанная на учёте их возрастных особенностей, уровня умственного развития, типа мышления, интересов, возможностей при выполнении проектной деятельности. Дифференцированный подход создаёт благоприятную среду для включения учащихся в проектную деятельность на основе их индивидуальных способностей и ценностно-смыслового отношения к учению и собственному развитию.
Основными факторами эффективности влияния проектного обучения на личностное развитие школьников, их самоопределение и самоутверждение, являются методы стимулирования творческой деятельности: конкурсы проектов, индивидуальные поощрения, наглядная пропаганда достижений учащихся (выставки, информационные стенды), сопутствующие повышению интереса и личной значимости проектной деятельности.
В качестве условия эффективности проектного обучения выступает позиция учителя, состоящая в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, ученик опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения. Педагогическое руководство выполнением проекта осуществляется по определенному алгоритму. Педагог, выступая как помощник, консультирует, мотивирует, направляет деятельность школьника. В процессе совместной деятельности учителя и ученика у последнего происходит развитие навыков анализа собственной деятельности, осмысление своего опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих преодолению трудностей.
Рассмотрим некоторые примеры реализации творческой деятельности учащихся при выполнении комплекса проектов, объединенных названием «Моя малая родина - Осетия». Выбор данной темы обусловлен ее высокой актуальностью как для интеллектуального развития учащихся, так и для формирования их личностных качеств. В сознании подрастающего поколения понятия патриотизма, гражданственности, любви к малой родине являются в определенное мере «размытыми». Оставляет желать лучшего знание школьниками истории своего родного края, что диктует необходимость воспитания у них интереса к истории малой родины, к судьбам людей, живших раньше и живущих сейчас. Кроме того, краеведческий материал служит богатым подспорьем при подготовке учащихся как к самостоятельным письменным творческим работам, так и к устным выступлениям на уроках и во внеклассной творческой деятельности. Таким образом, данный проект имеет определённую значимость и на уровне класса, школы, и на уровне социума. Проекты ориентированы на личностное развитие учащихся, которые в результате его выполнения не только приобретают необходимую информацию, но и закрепляют навыки общения со сверстниками и старшими.
Так, учащимся десятых классов был предложен для выполнения в интегрированной образовательной области (история, английский язык) проект на тему: «По следам пионера русской авиации во Владикавказе ». К этому времени в курсе истории был уже изучен материал о городе Владикавказе XIX-XX веков, в курсе английского были сформированы определенные навыки разговорной речи, построения связного речевого высказывания и текста. Ход проектной деятельности строился следующим образом.
На стадии разработки проектного задания были определены цели проекта, его идеи, сформулирована проблема, составлено вербальное и иллюстративное представление того, что должно получиться в итоге.
При формулировке идеи будущего проекта учителем была частично раскрыта страница жизни одного из первых профессиональных отечественных авиаторов владикавказца Артура Кациана, в память о котором в городском музее краеведения хранятся отполированный деревянный коричневый винт от моноплана «Градэ», афиша извещающая о полете, открытка с фотографией пилота и книга Х.С.Петросянца «В рядах советских авиаторов», на страницах которой Артур Кациан назван пионером русской авиации. Было высказано предположение, что в городе имеются другие свидетельства о фактах жизни и деятельности пилота. Сформулирована проблема: найти памятники жизни и деятельности А. Кациана во Владикавказе. Было оговорено, что в итоге учащиеся должны собрать материал, отражающий сущность поставленной проблемы.
На этапе вводного информирования учителем был представлен минимальный объем фактологических сведений, предназначенных для определения направлений поисковой работы. В частности, было сообшено, что родился один из первых профессиональных летчиков России, согласно документам, в 1886 году в доме на Александровском проспекте. Окончил мужскую классическую гимназию. Затем учился в Тифлисе, потом – в Мюнхенской художественной академии. Однако успехи его были в другом. В 1908 году Артур Кациан становится авиатором.
Анализ имеющейся информации был проведен в форме "мозгового штурма", когда учащиеся высказывали суждения по различным аспектам проблемы и способам ее решения. Суждения школьников в тезисной форме записывались на доске. Затем учащимся было предложено систематизировать написанное, сгруппировать идеи, обобщить известные сведения, выявить дополнительные информационные потребности, определить пути их удовлетворения.
Для концентрации усилий учащихся на активном самостоятельном поиске недостающей информации и ее усвоении были созданы рабочие группы, каждая из которых занималась проработкой одного из аспектов общей проблемы с привлечением дополнительных источников информации. Первая группа знакомилась с деятельностью А. Кациана в период обучения во Владикавказской мужской гимназии, продолжения художественного образования в Тифлисе и Мюнхене, вторая – с деятельностью Кациана-авиатора, третья группа проводила экспресс-опрос жителей города.
На этапе рабочего проектирования каждая группа отчитывалась о проделанной работе. Так, первая группа докладывала, что в гимназии А. Кациан продемонстрировал незаурядные художественные способности. Обучаясь вместе с Евгением Вахтанговым, он помогал ему в оформлении любительских спектаклей. Вместе поставили на любительской сцене комедию «Аршин мал-алан». Владикавказские педагоги и посоветовали ему продолжить свое художественное образование. Что касается художественных успехов Кациана в мюнхенской академии – об этом судить трудно, ибо не осталось никаких свидетельств ни об участии в выставках, ни о картинах, написанных во время учебы в Германии. Учащиеся второй группы отмечали, что, вступив в Мюнхенский аэроклуб, Артур Кациан, участвует в показательных полетах во многих европейских странах, разрабатывает короткий разбег моноплана, устанавливает рекорд по высоте и дальности полета. В 1911 году получает от Германского воздухоплавательного союза диплом профессионального пилота. К художнику приходит слава авиатора. Во время первой мировой войны он участвует в воздушных боях и получает два георгиевских креста за храбрость. Третья группа учащихся констатировала, что никто из опрошенных жителей, к сожалению, не владел информацией об Артуре Кациане. После обмена информацией учащиеся отбирали сведения, которые, по их мнению, необходимо включить в проект, продумывали его структуру и композиционное построение.
Промежуточная рефлексия выражалась в том, что учащиеся по ходу работы делали предварительные, "рабочие" выводы, проводили обмен мнениями, выявляли сильные и слабые стороны и т.д., постепенно продвигаясь к достижению консенсуса.
На стадии реализации проекта его участники оформляли итоги работы в форме коллажа, отражающего основные информационные и процессуальные аспекты, и готовились к его защите на английском языке.
Общественная презентация проекта состояла в представлении учащимися итогов проектной работы на английском языке в форме защиты коллажа перед одноклассниками и общественной комиссией.
На стадии рефлексии школьниками коллективно анализировалась проделанная работа, давалась самооценка ее результатов и процесса выполнения проекта, оценивался личный вклад каждого участника.
Логическим продолжением творческой проектной деятельности учащихся в контексте реализации указанной темы являлась работа над проектом «Цей – жемчужина Северной Осетии», выполнявшимся на уроках английского языка с использованием краеведческого материала. Направленный на формирование у учащихся умений и навыков проектной деятельности и развитию у них творческой самостоятельности, проект в то же время должен был способствовать совершенствованию языковой и речевой компетентности, воспитывать чувство любви к малой родине, прививать умение  работать  в  группе.
Работая над проектом, школьники должны были составить карту ущелья, путеводитель по нему, слайды с его видами и достопримечательностями. Несколько учащихся должны были выступить в роли гидов. Их задача состояли в том, чтобы провести  экскурсию по ущелью для иностранных туристов.
На первой стадии работы над проектом осуществлялось его коллективное обсуждение под руководством учителя, планировалась организация его выполнения, формулировалась тема. Учащимися высказывались идеи по реализации проекта, определялись источники необходимой информации, планировалась будущая деятельность. При этом важное место отводилось обеспечению направленности учащихся на успех предстоящего дела.
Вторая стадия, как и при выполнении других проектов, была посвящена сбору необходимой информации. Составлялся план проекта, выбиралась форма его реализации. В данном случае это экскурсия по ущелью. Учитель инструктировал учащихся, организовал их деятельность таким образом, чтобы каждый мог проявить себя  и получить признание среди одноклассников.
На следующей стадии осуществлялось оформление проекта. Школьники подбирали фотографии, составляли путеводители по ущелью, карту, распределяли роли. Проект компоновался и готовился учащимися к презентации.
Презентация, осуществляемая на следующем этапе, проводилась на уроке. Туристам вручались путеводители (карта, маршрут путешествия по ущелью), демонстрировались слайды.
Гиды описывали достопримечательности ущелья, рассказывали об их истории, отвечали на вопросы, интересующие туристов. Иностранным гостям предлагалось ещё раз посетить ущелье и увидеть его памятные  места. Выступления гидов были подготовлены на иностранном языке и соответствовали лексическому запасу слов учащихся.
На стадии рефлексии школьники отмечали, что, работая над проектом, они учились самостоятельно добывать необходимую информацию, пользоваться различными источниками. Совместная работа, по их мнению, сплачивает коллектив: растёт взаимопонимание участников проекта, повышается ответственность каждого не только за собственную деятельность, но за работу всей группы. Каждый учащийся старается довести начатое им дело до конца, чтобы показать результат своего труда. Преподаватель же становится их равноправным партнером и консультантом.
В контексте вышеназванной общей темы выполнялся и проект, посвященный жизни города Владикавказа. В итоге работы учащиеся должны были представить развернутый и аргументированный ответ на проблемный вопрос проекта: Чем для нас является наш город – «лишь точкой на карте страны» или «зовущим словом»? Для решения поставленного вопроса участникам проекта было необходимо провести социологический опрос среди учащихся класса и школы, а также собрать определенную информацию о жизни города. Для этого учащиеся класса были разделены на группы по желанию и интересам: социологи, языковеды, фотографы, художники-оформители. Каждая группа обсуждала и планировала свою деятельность.
В ходе сбора и структурирования информации социологи осуществляли социологический опрос учащихся школы, историки собирали информацию о жизни города, языковеды работали с лексическим материалом краеведческого характера, фотографы собирали иллюстративный материал по рубрикам будущего альбома, художники-оформители собирали материал для будущих страниц альбома.
В процессе изготовления продукта социологи готовили и обрабатывали материал по данным социологического опроса, историки обрабатывали и обобщали полученную информацию о жизни города. Языковеды обрабатывали представленную им информацию в лингво-стилистическом и грамматико-орфографическом планах (при этом осуществлялась работа с разными типами словарей: толковым, орфографическим, этимологическим, диалектных слов и выражений) и ранжировали материал по рубрикам. Фотографы готовили фотографии по темам, художники-оформители готовили эскизы рубрик альбома. Затем каждая группа оформляла свою рубрику, советуясь с художниками-оформителями. Приведем пример фрагмента рубрики «Прогулка по старому парку», представленной после орфографической, лингво-стилистической и грамматической обработки языковедов.
«Выйдя из трамвая, почти сразу окунаешься в удивительную, неповторимую атмосферу. Множество красивых цветов, декоративных кустарников. На скамейках вдоль аллей люди спокойно беседуют, читают. Молоденькие мамы укачивают в колясках детей. Невольно вспоминается стихотворение Чермена Дудаева:
В парке пели, смеялись, кричали,
Говорили об этом, о том,
Только ивы устало качали
Свои косы над сонным прудом.
И стояли уныло качели,
Отдыхая от долгого дня,
И деревья листвою звенели,
Вновь и вновь вдохновляя меня.


Правда, ни громких слов, ни и тем более крика в парке не слышно. А вот деревья - точно, опустили ветви прямо в воду, служа прекрасным фоном для удивительной композиции из скульптур. Юноши и девушки, которых в парке большинство, сидят на невысоком парапете пруда, на скамейках поодаль и с интересом смотрит на нее.
А детвору привлекают больше лебеди и утки, плавающие в пруду. Печенье, баранки, крошки хлеба - все это служит угощеньем для птиц, которое щедро бросают в воду малыши. Птицы, к радости детворы, подплывают прямо к берегу и не торопясь, с достоинством выхватывают из воды угощение.
А в самом начале моста стоит синеглазая девушка с гитарой. Поет, красиво, волнующе, и голос ее вплетается в тихий шум вечернего парка. Завороженный, останавливаешься и слушаешь.
И эта негромкая песня, и звонкие голоса детей, и плывущие по пруду лебеди и утки, и гуляющая по парку молодежь, и сидящие в раздумье на лавочках старики в лучах еще теплого солнца, и задремавшие на берегу лодки - такая чудесная гармония...»
Когда альбом, составленный из листов-рубрик, был окончательно оформлен, каждая группа готовилась к представлению своей рубрики.
Презентационная стадия работы состояла в представлении альбома в классе, а затем в выступлениях участников проекта перед учениками других классов в ходе предметной недели или в качестве внеклассной работы по предмету.
Таким образом, в данном проекте использовались элементы развивающего, проблемного, личностно-ориентированного обучения, а формы проектной деятельности были представлены групповой и индивидуальной работой учащихся в школе и дома, в городских музеях и библиотеках, в интернете.
Работа над выполнением указанного комплекса проектов показала, что правильно организованная педагогом проектная деятельность школьников характеризуется огромным потенциалом формирования у них культуры общения, повышения интереса к изучению родного, русского, иностранного языков, родной, русской, зарубежной культур, истории родного края, обучения сотрудничеству, развития творческих способностей, коммуникативных и рефлексивных умений и навыков.
В заключение необходимо отметить, что в контексте личностно-ориентированного образования развитию личности, ее ценностно-смысловому становлению средствами рассматриваемой педагогической технологии способствует не применение отдельных методов, а реализация целостной системы, обеспечивающей вхождение обучающихся в процессы поиска, творчества, самостоятельного мышления, выбора средств и способов проектной деятельности.
Литература
1.Блонский П.П. Память и мышление // Избранные психологические произведения. – СПБ.: Питер, 2001, 101-188 с.
2. Вяткин Л.Г. Воспитать творческую личность. - Саратов, 2007, 126 с.
3. Захарова С.А.  Проектное обучение как условие формирования готовности школьников к художественно-творческой деятельности. - М., 2006, 23 с.
4.Казакова Е.И. Технология проектирования личностных достижений. - С-Пб.: Просвещение, 2004, 144с.
5.Чанилова Н.Г. Развивающие технологии как центральное звено современной педагогической культуры. // Психология и жизнь. – Саратов: Слово, 1996, 46-51 с.

Literature
Blonsky P.P. Memory and Mentality.// Selected Phsycological Works. – SPB.: Piter, 2001, 101-188 p.
Vyatkin L/G/ To Bring Up a Creative Personality. – Saratov, 2007, 126 p.
Zaharov S.A. Project Teaching as the Condition of SchoolChildren’s Artistic and Creative. Activities. – M., 2006, 23 p.
Kazakova E.I. Technology of Personal Achievement Projecting. – SPB.: Prosveshenie, 2004, 144 p.
Chanilova N,G. Development Technologies as the Central hink of Modern Pedagogical Culture. // Phsycology and hife. – Saratov: Slovo, 1996, 46-51 p.
.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115