Выступление на МО учителей историко-обществоведческого цикла

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ МО УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ
МАОУ «СОШ № 29»

Привитие учащимся интереса к урокам истории

Проблема формирования у школьников устойчивого интереса к изучению конкретного предмета является одной из актуальных проблем современной школы.

История – область знаний, интерес к которой пробуждается у детей весьма рано. С бабушкиных сказок, с повествований об Илье Муромце в сознании ребенка начинает формироваться понятие о далеком прошлом. Тайны прошлого будоражат воображение человека с раннего детства до глубокой старости. Развить интерес к истории как науке, научить ребенка пользоваться понятийным аппаратом данной науки, ориентироваться в мире минувшего, анализировать ситуации – задача учителей истории. Эта задача решается не только на уроках, но и в процессе активного участия школьников в работе факультативов, кружков, клубов.
В психолого-педагогической литературе существует несколько трактовок познавательного интереса. В определении А.Г. Ковалева интерес – это 1) осознанная потребность; 2) познавательное отношение; 3) направленность внимания. Интерес как увлечение объектом. Интерес должен быть активным, широким и глубоким. Много внимания нужно уделять работе с учебником, формируя у детей умение ориентироваться в нем, готовить выборочное чтение, определять главную мысль статьи, озаглавливать текст, составлять план параграфа, рассказ по опорным словам и словосочетаниям, делать выводы. Учебник позволяет проводить различные типы уроков: комбинированные, проблемные, уроки-конференции, работу в группах, лабораторные работы, ролевые игры, дискуссии. Необходимо включать в работу задания, выполняя которые учащиеся должны проявить свою личную позицию в оценке исторического персонажа, событий, процессов, высказать свое мнение, аргументировать его. Вот примеры таких вопросов и заданий: 1) Как вы оцениваете Ивана IV как государственного деятеля, человека, реформатора? 2) Каково ваше отношение к Петровской эпохе? 3) Напишите письмо в прошлое. Адресаты – от царя Петра до простого человека – выбирайте сами. Обязательно работаем с картой. Можно чертить на доске хорошо запоминающийся детьми географический контур с последующим его заполнением. Например, Аппенинский полуостров уподобляется сапогу, Африка и Индия – треугольнику, Пиренейский полуостров – профилю головы в капюшоне. Использование меловые карто – схемы также приветствуется. Преимущество их в том, что они содержат информацию для определенного урока, и нагрузка в такой схеме увеличивается постепенно, на глазах у ребят, и легче усваивается ими. Очень нравится ребятам «оживление» карты. Прикрепление к ней силуэтов, различных фигурок способствует запоминанию мест исторических событий. В процессе работы с картой решаем проблемные и творческие задания. Например, ребята получают задания в такой формулировке: «По карте Москвы периода опричнины объясните принципы разделения земель на опричнину и земщину» - и с удовольствием его выполняют, опираясь на свои знания и умение «читать» карту. Материал, включающий графики, рисунки, схемы, символы, знаки (показ), усваивается с большим интересом, поэтому в своей работе можно использовать опорные конспекты. Они позволяют научить детей видеть исторический процесс во всей его причинно – следственной целостности, повышают эффективность обучения. Использование опор
·ы помогает решить задачу совместимости в классе учащихся с различным темпераментом. При быстром темпе ведения урока «флегматики» и «меланхолики» теряются, не успевают следить за мыслью учителя им не хватает времени выполнить все задания. А замедленный темп заставляет скучать «холериков». Опорные конспекты позволяют достичь более высокого результата, т.к. колебание внимания и темпа урока, различная степень обобщения материала, неоднократная проработка его позволяют детям усвоить все на уроке.
Очень полезна игра в том случае, когда не сформирован интерес к учебному предмету. Занимательный материал: ребусы, кроссворды, викторины, конкурсы, заочные путешествия и экскурсии, театральные представления – во многом способствует пробуждению у детей серьезного интереса к предмету. Ничего страшного, если первоначально некоторым детям не хватает знаний для решения задач. Даже не участвуя в решении задачи, они следят за ходом рассуждений одноклассников. Не менее занимательной является работа по составлению задачников по истории. Особый интерес вызывают условия задачи, способы ее решения другими учениками.
Учебная игра – это педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение учебного материала. Игра, способствуя активизации познавательной деятельности школьников, не только помогает им лучше представить то или иное событие, того или иного конкретного человека или представителя определенного слоя населения, но и вовлекает их в процесс самостоятельного поиска новых знаний, делает учебный труд разнообразным, расширяет кругозор, возбуждает и поддерживает интерес к истории. Нехватка времени не позволяет часто проводить игры, занимающие урок или его большую часть: это требует особой подготовки, придумывания, режиссуры. Но игра возможна на разных этапах урока.

Приведу пример некоторых игр, которые можно использовать на уроках истории:
«Найди правильный ответ». В этой игре (она может проводиться устно и письменно) полезно направить учащихся на поиск правильного ответа в споре, на коллективное обсуждение ответа. (На Куликовом поле русские войска сражались: а) с немецкими рыцарями; б) с монголо – татарами; в) со шведами).
«Продолжи цепочку слов». (Князь Олег, князь Игорь, (киевские князья). Храм Василия Блаженного, Преображенский собор, Кижи ).
«Люди и события» (соединить стрелками).
«Исключи лишнее» (Батый, Мамай, Челубей, Чингисхан).
Хронологические задачи. (Сосчитай, сколько прошло веков: от сохранившихся записей греческого ученого-историка Геродота (IV в. до н.э.) до первого упоминания о Москве (1147г.)).
Работа с лентой времени. Лента времени – опора для рассуждений, справочное пособие, увлекательная игра.
«Соотнести дату и век».
«Найти связь» (1223г., 1360г., 1480г.).
«Отгадай событие» (зачитываю стихотворные отрывки, по которым учащиеся должны определить, о каком событии сообщается, когда оно произошло).
Игры с текстами: «Найди ошибки», «Заполни пропуски» и др.
С древности игра использовалась как средство обучения детей. По Платону, игра – свидетель того, что человек не пребывает в состоянии утомления, она источник удовольствия. Таким образом, разнообразие форм и методов организации урока повышает интерес учащихся к предмету, формирует их историческое сознание.










13PAGE 15


13PAGE 14115




15