Конспект урока: «Я научила женщин говорить…» (Любовная лирика Анны Ахматовой)

Урок-размышление

Тема: «Я научила женщин говорить» (Любовная лирика Анны Ахматовой)
Цель: познакомить учащихся с личностью и особенностями творчества А.Ахматовой.
Задачи:
- совершенствовать навыки поэтического анализа стихотворений;
- вырабатывать навыки выразительного чтения; воспитывать чувство прекрасного.
Оборудование: портрет А.А.Ахматовой, иллюстрации, интерактивная доска, презентация «Жизненный и творческий путь А.А. Ахматовой».
Ход урока
Организационный момент.
Определение учащимися темы и цели урока.
Работа по теме урока.
Слово учителя (сопровождается показом слайдов презентации).
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим с вами разговор о любви. Мы уже говорили с вами, как изображали это чувство в своей поэзии А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, А.А.Фет, Ф.И.Тютчев. Кого-то из вас уже посетило это чувство, у кого-то всё ещё впереди. Говорить мы будем о творчестве поэтессы А.Ахматовой, которая своим творчеством смогла глубоко проникнуть в души многих людей. Мы живём в начале XXI века, она жила в первой трети XX, но ее поэзия до сих пор задевает за живое, не оставляет человека равнодушным. А.А. Ахматова – совершенно уникальная поэтесса своего времени, стихи которой читали и перечитывали, незаурядную внешность которой сравнивали с античными героями. Она даже стала в Оксфорде почетным доктором наук. Ее стихи стали предметом исследования многих литераторов. Сама Ахматова неоднократно указывала на тот факт, что частенько вдохновлялась творчеством Пушкина, которому были свойственны и краткие выразительные формы и меткий психологизм в создании образов и произведений.
Ахматова родилась на рубеже двух веков, детство провела в Царском Селе, особая атмосфера которого стала дорогой ее сердцу на многие годы. Там она вдохновлялась романтическими встречами с Николаем Гумилевым. Тут она начала писать стихи, которые буквально раскрывали перед читателем многогранность ее женской души, где каждый стих глубоко личный, выстраданный и потому такой пронзительный и уникальный. Ахматова щедро делилась с читателем своими переживаниями и сугубо сокровенными событиями. Она буквально жила рифмованным слогом. За такую обнаженную искренность ее и ценят до сих пор и коллеги, и читатель, и критик.
Любовная лирика, остросюжетная психологическая драма, трагические эмоции, влюбленность и отверженность, гордость и смирение – все это можно найти в ее стихах. Герои ее произведений сложны и многогранны. Это может быть друг, любовник или брат в зависимости от контекста стихотворения. В своих любовных проявлениях она торжествует, страдает, молит и скорбит. В этом и была вся Ахматова – за что ее любили и продолжают любить массы читателей. Ее лирика искренняя и для каждого своя.
Анна Ахматова (Горенко) прожила долгую поэтическую жизнь.
Поэтесса входила в поэзию в ту пору, которая известна теперь как серебряный век в истории русского искусства. Её стихи вызывали желание говорить об открывшемся в них мире женской души, страстной, нежной, гордой.
Это о ней скажет Н.Гумилев: « ты не только лучшая русская поэтесса, но и просто крупный поэт». Сама А. Ахматова не любила этого слова и предпочитала называть себя поэтом.
Время, когда были напечатаны первые ее произведения, было во многом переломным (начало века: две войны, Февральская и Октябрьская революции). Но стихи поэта А.Ахматовой необычны даже для такого неспокойного времени.
В чем же, прежде всего их необычность? Это мы с вами поймем, когда сравним их со стихами поэта, уже вам знакомого!
Чтение и анализ стихотворений А.Ахматовой учащимися.
Стихотворение “А ты думал – я тоже такая”.
Учитель:
- О чём это стихотворение? Назовите метафоры, сравнения, используемые автором.
Стихотворение “То пятое время”
- В одном из своих стихотворений Анна Ахматова назвала любовь “пятым временем года”.
- Да, стихи Ахматовой вызывают желание говорить о мире, рамки которого были очерчены любовью-чувством, составлявшим в её стихах содержание человеческой души.
Стихотворение “Сердце к сердцу не приковано”.
- В своих стихах поэтесса является в бесконечном разнообразии женских судеб: любовницы и жены, вдовы и матери, изменявшей и оставленной.
Стихотворение “Столько просьб у любимой всегда”
- В стихах о любви она говорит о том, какими переживаниями живёт сердце героини. Когда Ахматова говорила о любви, она говорила о том, что, по её мнению, составляет ценность человеческого существования. Поэтому мир любовной лирики поэтессы предстаёт перед нами реальным.
Стихотворение “Разлука”
Учитель:
-Ребята, а вам понравилось это стихотворение? Содержание одного стихотворения перекликается с содержанием другого?
5. Поэтический анализ стихотворения.
Любовь, по словам одного современника А.Ахматовой, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все его силы, вдохновляет на самые лучшие поступки.
Чтение наизусть ученицей стихотворения А.Ахматовой «Сжала руки под темной вуалью».
Учитель:
-Каким поэт изображает это чувство, ведь это прощание с любовью?
(Стихотворение поражает нас силой человеческого достоинства, самопожертвования во имя любимого человека. Здесь любовь – это светлая печаль расставания. А заканчивается оно молитвой о женщине « дай вам Бог любимой быть другим!»)
Это не как у Лермонтова: «Будь счастлива несчастием моим».
Учитель:
А от чьего лица ведется повествование во втором стихотворении?
(Лирическая героиня второго стихотворения женщина, именно она рассказывает о своем чувстве).
Учитель:
Помните, я говорила, что стихи Ахматовой были необычны.
Что в них необычного?
Учитель:
Нам, людям, живущим сто лет спустя после написания этого
стихотворения, кажется, что нет ничего необычного в том, что женщина рассказывает о своих чувствах.
Обратимся к первой строке: «Сжала руки под темной вуалью» Это словно снимок остановленного мгновения! На это указывает многоточие. Героиня закрывает бледное лицо и вуалью, и руками. О чем это свидетельствует?
(она растеряна)
-Что из себя представляет 2 строчка?
Вопрос.
Можем ли знать, кто задает этот вопрос?
-Разговор ведется с невидимым собеседником.
-Как выдумаете, кто это мог быть?
-Кем бы он ни был, но он хорошо знаком лирической героине, может быть даже собственная ее совесть.
Вопрос: Что дает нам возможность так считать?
Ответ: Героиня чувствует свою вину.

Ответом на вопрос и является рассказ лирической героини о конце последнего свидания.
Обратите внимание: нет ни имени, ни пока - других «опознавательных знаков героя. Но мы понимаем, что это очень важный для лирической героини человек.

-Узнаем ли мы, о чем был разговор?
Весь разговор опущен, да и зачем нам знать его содержание!

-В чем признается читателю лирическая героиня?
« я терпкой печалью напоила его допьяна» Что же это такое?
Метафора - выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

-А как бы мы сказали то же самое в нашей обычной, не поэтической речи?
(Обидела, расстроила, огорчила, опечалила)
Но поэтесса нашла такие слова, которые трогали читателей до глубины души.
И на мой взгляд, здесь есть еще одно очень важное слово. Какое?

Ответ: Терпкий!. Что обозначает этот эпитет?
(Кислый и вяжущий на вкус, вызывающий оскомину)
Тут кроме слов появился и вкус. И мы ощущаем эту терпкую горечь.

«Печалью напоила его она». Но сейчас все – таки кто страдает от этого?
И она! И он!
И здесь мы видим, что метафора перерастает в скрытое сравнение « напоённый допьяна». Но это сравнение не унижает героя: он выбит её признанием из равновесия.
-А она? Чувствует, что виновата, раскаивается в совершенном. Ошеломлена произошедшим.
- Как поступает героиня?

« Я сбежала, перил не касаясь.
Я бежала за ним до ворот», т.е. стремительно, без всякой осторожности
Почему?

Гамму чувств, охватывающих ее, передать невозможно, поэтому говорится о ее поступке.
Она сейчас не думает о себе, хочет исправить то, что натворила. Это последняя возможность. Мы ведь понимаем, что он ей не безразличен!

И здесь Ахматова использует интересный стихотворный прием: внутренняя речь поэта становится органичным продолжением стихотворной речи лирической героини!

«Как забуду? Он вышел шатаясь, ---- это видит героиня
Искривился мучительно рот ---- внутренний монолог поэта, ведь этого героиня уже видеть не может.

-Как дальше поступает героиня?

Крик. И как ей в тот момент кажется, найдено спасительное слово. Какое?
Шутка!
И мы понимаем, что ничего смешного в этом слове нет.

-- А дальше?
« Уйдешь, я умру!»
Вопрос: Верит ли героиня в то, что говорит? Конечно, она искренне верит.

-А он?
Уже не верит ей, но благородно изображает спокойствие.
Прочтите строки!
«Улыбнулся спокойно ( и мы видим, с каким трудом это ему удается) и жутко. Что это?
(Оксюморон). Это не просто противопоставление противоположного, а соединение взаимоисключающих друг друга понятий!

-Но ведь он ее любит и поэтому заботится о ней.

Вывод: благодаря таким тончайшим нюансам, мы многое додумываем, понимаем то, что прямо не сказано. А ведь настоящее искусство предполагает именно такое восприятие.
Главное, мы не остаемся равнодушными!
-Вот, он, мир женской души. Каждая строчка пронизана определенным настроением.
Сильная или слабая лирическая героиня?
Возможный ответ: сильная женщина, она может противостоять судьбе.

Вопрос: В чем необычность и сила стихов А.Ахматовой?( уч-ся дают ответ в тетради).
Примерные ответы:
- раскрыла богатый внутренний мир своей лирической героини, мир сильной женщины, которая может противостоять судьбе.
- А. Ахматова « дала литературе целую книгу женской души»
- искренность повествования
6. Итог урока: Оценка деятельности учащихся, выставление оценок.
7. Домашнее задание:
1. Написать свои размышления над строками стихотворения А.Ахматовой
2 .Подготовить выразительное чтение стихотворения или выучить наизусть.