Рабочая программа Графика и письмо 5 кл по Баряевой Индивидуальное обучение


Рассмотрено
на заседании ШМО
учителей-предметников
Протокол №1 от 25.08.2016г.
Руководитель ШМО ________/И.Ю.Супрун/ Согласовано
Зам.директора по УВР
__________ /Г.В. Гуляева/
Дата: 29.08.2016г. «Утверждаю»
Директор школы
__________/Т.В.Матвеева
Пр. № от 01.09.2016г.
Муниципальное образовательное учреждение Загоскинская средняя общеобразовательная школа имени Зимина
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Графика и письмо
Класс: 5 (индивидуальное обучение)
Уровень общего образования: начальное общее (коррекционное)
Срок реализации программы, учебный год: 2016-2017 уч. год
Количество часов по учебному плану: всего 34 часа в год, 1час в неделю
Программа составлена на основе программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под редакцией Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой - Санкт-Петербург, 2011г.
Учебник: Букварь для коррекционных образовательных программ VIII вида/ под редакцией В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной.- М. «Просвещение»,2012г.
Рабочую программу составила ___________ Голякова Л.Х.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Овладение письмом является одной из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью. Этот вид письменной речи оказывается чаще всего недоступным для них. Тем не менее некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне. Поэтому в «Программу» входит предмет «Графика и письмо», в рамках которого процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. В «Программе» представлены виды заданий, которые учащиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью могут выполнять вместе с учителем.
Прежде всего, это рисунок, картинки в стиле лубка, прорисовывание контурных линий, штрихов, нанесение пятен на листы бумаги и т. п. Этот вид условного письма рассматривается как «рисуночное письмо и явлений. При помощи рисуночного письма учащиеся учатся фиксировать (изображать) не только конкретные образы, но и отвлеченные понятия, которые выражаются наглядными средствами. «Письменные» упражнения включают рисование на песке ладонью, пальцем, палочкой и т. п. Для этого в классной или специально оборудованной комнате располагаются подготовленные емкости с чистым, просеянным песком.
«Упражнения со словами» вводятся в процесс обучения.
обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
— рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
— рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
— рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
— обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета.
На уроках по предмету «Графика и письмо» учащийся овладевает элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Обучение проводится в игровой форме. Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, дающей возможность познать объект, используя все анализаторы. Практическая деятельность включает оперирование различными предметами и дидактическими игрушками, обыгрыванию различного рода действий с использованием реальных предметов и их аналогов, а также пиктограмм. Учитывая индивидуальные возможности учащегося, по мере обучения можно замедлять или увеличивать его темп. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует соблюдение четких правил. Предмет «Графика и письмо» интегрируется с различными учебными предметами и направлениями коррекционно-развивающей области.
Рабочая программа по учебному предмету «Графика и письмо» для 5 класса (VIII вид составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под. редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, 2011год
Срок реализации программы: 1 учебный год, 34 часа в год, 1 час в неделю.
Причина создания учебной программы.
Так как в программе «Образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью» под. редакцией Н.Б.Баряевой предусмотрена нагрузка 3 часа в неделю, а по учебному плану МОУ Загоскинсой СОШ имени Зимина – 1 час в неделю, мною была проведена корректировка программы. Темы, изучаемые в 5 классе, оставлены без изменений, а количество часов уменьшено на 2 час в неделю за счёт уплотнения учебного материала и тем программы.
Краткая характеристика учащегося Платонова Ивана
Возраст 11 лет. Ему свойственно несформированность познавательных процессов, мышление наглядно-действенное, непоследовательное, не способное к образованию отвлечённых понятий. Понимает обращённую речь , может соотнести предмет с картинкой, слово с предметом, картинкой и пиктограммой. Может писать некоторые буквы по образцу (А,О,М,Л,Н,С).
Цель и задачи программы.
Цель: воспитание и развитие стремления обучающихся устанавливать коммуникативные контакты с окружающими, расширять круг общения и совершенствовать средства общения.
Задачи:
организовать речевую среду;
пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у учащихся предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности;
научить учащихся понимать соотносящие и указательные жесты;
развитие коммуникативной функции речи;
обучению восприятия и понимания ими выразительных движений и естественных жестов, особенно мимики и эмоциональных состояний человека.
Условия реализации программы. Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; систематизации и повторении изученного материала), комбинированные
Формы работы на уроке: индивидуальная работа. Контроль (диагностика) проводится (в начале года) и итоговый (конец года).
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие.
Инструментарий учителя: рабочая программа, календарно тематическое планирование, конспект урока, тематические презентации, методическая литература, наглядно-дидактический материал.
Учебно-тематическое планирование.

урока Тема урока Кол-во
часов
1 Упражнение для развития мелкой моторики рук 6
2 Рисуночное письмо 11
3 Жестово-образные игры 6
4 Письменные упражнения 11
Всего 34
Содержание тем учебного курса.
«Упражнения для развития тонкой моторики рук» (6 часов):
Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции;
Массаж рук с использованием различных массажеров;
Практические упражнения с сыпучими материалами: пересыпание, переливание, перекладывание, открывание;
Пальчиковая гимнастика.
«Рисуночное письмо» (11 часов):
Упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона;
Обводка и штриховка простыми и цветными карандашами, ручкой;
Совместное рисование красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти. Составление узоров из точек и мазков на бумажной полоске.
Рисование предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине (снеговик, неваляшки, пирамидки из трех шаров);
Рисование (совместно с учителем по образцу) узоров в полоске, квадрате, круге, овале.
«Жестово-образные игры» (6 часов):
Игры-пантомимы и этюды на выражение эмоционального состояния: спокойствие, злость, радость, печаль. Соотнесение с пиктограммами.
«Письменные упражнения» (11 часов):
«Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П задания предлагаются исходя из индивидуальных возможностей ученика. Письмо стрелок:←, ↑,→, ↓.
Знакомство с музыкальными произведениями, во время слушания которых рисуются на листе бумаги разные линии:
Создание ситуаций, в которых учащийся знакомится с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом, ластиком и убеждается в невозможности сделать это, если написано ручкой. Пиктограмма «ластик», «карандаш», «ручка», «тетрадь»;«Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по Монтесори).
Индивидуальные упражнения в тетради.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие универсальные учебные действия:
Владеть приемами самомассажа рук с использованием различных массажеров; выполнять пальчиковую гимнастику;
Выполнять упражнения с внутренними и внешними трафаретами из дерева, пластмассы, картона; обводить и штриховать простыми и цветными карандашами, шариковыми ручками;
Рисовать красками, используя различные приемы: мазки, примакивание, касание кончиком кисти (например, рисование кроны деревьев мазками, которые накладываются друг на друга, примакиванием, касанием кончиком кисти); составлять узоры (совместно с учителем и по образцу) в полоске, квадрате, круге, овале. Выражать эмоциональные состояния и соотносить их с пиктограммами;
«Письмо» букв по трафарету
Рисовать горизонтальные, вертикальные, ломаные линии по двум и нескольким опорным точкам, «письмо» стрелок: —>, <— по точкам и пунктирным линиям.
Календарно-тематическое планирование
№ Тема урока Кол-во час Дата
План Факт
Упражнения для развития тонкой моторики рук (3 часа). 1. Упражнения на развитие произвольных движений головы, рук, ног. 1 2. Самомассаж с использованием мячей и шишек. 1 3 Игры с песком и водой. Переливание. 1 Рисуночное письмо(7 часов). 4 Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Гриб». 1 5 Обводка и штриховка по внутреннему трафарету «Машина». 1 6. Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Груша». 1 7 Составление узоров из точек и мазков в полоске «Коврик». 1 8 Рисование башенки. 1 9
10 Наклеивание контурных изображений букв и цифр. 2 Жестово-образные игры (2 часа). 11 Игры-пантомимы «Спокойствие». 1 12. Игры-пантомимы «Злость». 1 Письменные упражнения(5 часов). 13. Письмо по трафарету буквы А, О,У. 1 14. Письмо по трафарету буквы И, Э,Ы. 1 15. Письмо по трафарету буквы М, Н. 1 16. Сюжетный рисунок «Найди, что лишнее и сотри». 1 17. Пиктограмма «тетрадь», «ручка», «ластик», «карандаш». 1 Упражнения для развития тонкой моторики рук(3 часа). 18. Упражнения на развитие произвольных движений головы, рук, ног. 1 19. Упражнения на развитие произвольных движений артикуляционных органов. 1 20. Пальчиковая гимнастика. 1 Рисуночное письмо (5 часов). 21. Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Снеговик». 1 22. Рисование красками (мазки) «Дерево». 1 23. Наклеивание контурных изображений букв А, О, У. 1 24. Наклеивание контурных изображений букв И, Ы, Э. 1 25. Рисование красками (примакивание) «Тучи». 1 Жестово-образные игры (3 часа). 26. Игры-пантомимы «Радость». 2 27. Игры-пантомимы «Радость-печаль». 1 Жестово-образные игры (1час). 28. Пиктограммы «смеяться», «плакать». 1 Письменные упражнения (6часов). 29. Письмо вертикальных линий по нескольким точкам. 1 30. «Письмо» линий в тетради в линейку под музыку.
1 31. Письмо по трафарету буквы А, О,У. 1 32. Письмо по трафарету буквы И, Э, Ы, М, Н. 1 33. Письмо ломаных линий по нескольким точкам. 1 34. «Письмо» линий в тетради в клетку под музыку. «Письмо» стрелок по пунктирным линиям. 1 Перечень учебно-методического обеспечения.  
Программа «Образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под. редакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, 2011год.
Андрющенко Н. В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2012 год.
Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для ученика. — СПб.: СОЮЗ, 2011 год.
Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. — СПб.: СОЮЗ, 2012 год.
Пак ЧжэBy. Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2012 год.
Хилтунен Е. А. Звук и буква. Первая тетрадь для свободного письма. — М. Генезис, 2010 год.
Хилтунен Е. А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методу М. Монтессори. — М.: Генезис, 2010 год.
Cкорректированное тематическое планирование «Графика и письмо»
5 класс 34 часа (1 раза в неделю).
№ п.п. Тема урока Кол-во часов Дата Требования к уровню подготовки уч-ся Примечание
1 четверть
Упражнения для развития тонкой моторики рук (3 часа).
1. Упражнения на развитие произвольных движений головы, рук, ног. 1 Развитие произвольных движений различных частей тела, головы, рук, ног по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). 2. Самомассаж с использованием мячей и шишек. 1 Развитие тонкой моторики рук. Закрепление навыка делать самомассаж рук с использованием специального и импровизированного массажеров. 4. Игры с песком и водой. Переливание. 1 Развитие тонкой моторики рук (переливание с помощью мерных стаканчиков). Рисуночное письмо(6 часов).
5. Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Гриб». 1 Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по внешнему трафарету. Развитие умения аккуратно выполнять штриховку простым карандашом. 6. Обводка и штриховка по внутреннему трафарету «Машина». 1 Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по внешнему трафарету. Развитие умения аккуратно выполнять штриховку цветными карандашами. 7. Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Груша». 1 Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по внешнему трафарету. Развитие умения аккуратно выполнять штриховку шариковыми ручками. 8. Составление узоров из точек и мазков в полоске «Коврик». 1 Обучение составлению простых узоров из мазков. Развитие умений рисовать (с помощью учителя), используя приемы – мазки, касание кончиком кисти. Развитие тонкой моторики рук. Обучение пользоваться красками. 9. Рисование башенки. 1 Обучение рисованию предметов, состоящих из частей одинаковой формы, но разных по величине. 10. Наклеивание контурных изображений букв и цифр. 1 Наклеивание контурных изображений букв и цифр на два листа — цифры и буквы. Закрепление зрительного образа букв М, Н. Формирование навыка наклеивания деталей для аппликации. Обучение работе и клеем. 2 четверть
Жестово-образные игры (2 часа). 11. Игры-пантомимы «Спокойствие». 1 Обучение мимическому выражению, эмоционального состояния (спокойствие). 12. Игры-пантомимы «Злость». 1 Обучение мимическому выражению. Письменные упражнения(5 часов). 13. Письмо по трафарету буквы А, О,У. 1 . Закрепление зрительного образа буквы А, О, У. Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3см). 14. Письмо по трафарету буквы И, Э,Ы. 1 Закрепление зрительного образа буквы И,Э,Ы, развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3см.) 15. Письмо по трафарету буквы М, Н. 1 Закрепление зрительного образа буквы М,Н. Развитие тонкой моторики рук. Развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3см). 16. Сюжетный рисунок «Найди, что лишнее и сотри». 1 Знакомить с приемами стирания рисунка, сделанного простым карандашом, ластиком (невозможность стереть рисунок, написанный ручкой). Развитие внимания. 17. Пиктограмма «тетрадь», «ручка», «ластик», «карандаш». 1 Учить узнавать и показывать пиктограмму. Формировать навык самостоятельных действий с пиктограммой. Учить ориентироваться в предлагаемых пиктограммах – «чтению пиктограмм». 3 четверть
Упражнения для развития тонкой моторики рук(3 часа).
18. Упражнения на развитие произвольных движений головы, рук, ног. 1 Развитие произвольных движений различных частей тела, головы, рук, ног по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений). 19. Упражнения на развитие произвольных движений артикуляционных органов. 1 развитие произвольных движений артикуляционных органов по образцу и по словесной инструкции (отдельные, попеременные, последовательные движения и серии движений) 20. Пальчиковая гимнастика. 1 Развитие тонкой моторики рук.
Рисуночное письмо (5 часов).
21. Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Снеговик». 1 Развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по внешнему трафарету, развитие умения аккуратно выполнять штриховку простым карандашом 22. Рисование красками (мазки) «Дерево». 1 Развитие умений учащихся рисовать (с помощью учителя), используя прием – мазки, развитие тонкой моторики рук. 23. Наклеивание контурных изображений букв А, О, У. 1 Закрепление зрительного образа букв, формирование навыка наклеивания деталей для аппликации, обучение работе с кистью и клеем. 24. Наклеивание контурных изображений букв И, Ы, Э. 1 Закрепление зрительного образа букв, формирование навыка наклеивания деталей для аппликации, обучение работе с кистью и клеем. 25. Рисование красками (примакивание) «Тучи». 1 Развитие умений учащихся рисовать (с помощью учителя), используя прием – примакивание, развитие тонкой моторики рук. Жестово-образные игры (3 часа). 26. Игры-пантомимы «Радость». 2 Обучение мимическому выражению, эмоционального состояния (радость). 27. Игры-пантомимы «Радость-печаль».
1 Обучение мимическому выражению эмоционального состояния (радость-печаль), обучение менять мимическое выражение злости на спокойствие. 4 четверть
Жестово-образные игры (1час).
28. Пиктограммы «смеяться», «плакать». 1 Учить соотносить пиктограммы «смеяться», «плакать». Письменные упражнения (6часов).
29. Письмо вертикальных линий по нескольким точкам. 1 Развитие мелкой моторики, развитие координации движений «взгляд — рука». 30. «Письмо» линий в тетради в линейку под музыку.
1 Развитие чувства ритма («письмо» линий под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя: длинная линия и короткая линия, одинаковыелинии). 31. Письмо по трафарету буквы А, О,У. 1 Закрепление зрительного образа буквы, развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3 и 1см). 32. Письмо по трафарету буквы И, Э, Ы, М, Н. 1 Закрепление зрительного образа буквы, развитие тонкой моторики рук, развитие умения обводить по трафарету (размер буквы 3 и 1см). 33. Письмо ломаных линий по нескольким точкам. 1 Развитие мелкой моторики, развитие координации движений «взгляд — рука». 34. «Письмо» линий в тетради в клетку под музыку. «Письмо» стрелок по пунктирным линиям. 1 Развитие чувства ритма («письмо» линий под ритмичные удары музыкальных инструментов или хлопки учителя: длинная линия и короткая линия, одинаковые линии). Перечень учебно-методического обеспечения.  
Программа «Образованияучащихся с умеренной и тяжелойумственнойотсталостью» подредакцией Н.Б.Баряевой, Н.Н Яковлевой, 2011год.
Андрющенко Н. В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. — СПб.
Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А., Соколова Н. Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. — СПб.: КАРО, 2012 год.
Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для ученика. — СПб.: СОЮЗ, 2011 год.
Баряева Л. Б., Логинова Е. Т., Лопатина Л. В. Обучение грамоте детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. — СПб.: СОЮЗ, 2012 год.
Пак ЧжэBy. Пальцетерапия. — М.: Су Джок Академия, 2012 год.
Хилтунен Е. А. Звук и буква. Первая тетрадь для свободногописьма. — М. Генезис, 2010 год.
Хилтунен Е. А. Свободное письмо. Дети учатся писать по методуМ. Монтессори. — М.: Генезис, 2010 год.
№ Тема урока Кол-во часов Дата
1. Упражнения на развитие произвольных движений головы, рук, ног. 1 2. Самомассаж с использованием мячей и шишек. 1 4. Игры с песком и водой. Переливание. 1 Рисуночное письмо(6 часов). 5 Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Гриб». 1 6. Обводка и штриховка по внутреннему трафарету «Машина». 1 7. Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Груша». 1 8. Составление узоров из точек и мазков в полоске «Коврик». 1 9. Рисование башенки. 1 10. Наклеивание контурных изображений букв и цифр. 1
2 четверть
Жестово-образные игры (2 часа). 11. Игры-пантомимы «Спокойствие».
1 12. Игры-пантомимы «Злость».
1 Письменные упражнения(5 часов). 13. Письмо по трафарету буквы А, О,У. 1 14. Письмо по трафарету буквы И, Э,Ы. 1 15. Письмо по трафарету буквы М, Н. 1 16. Сюжетный рисунок «Найди, что лишнее и сотри». 1 17. Пиктограмма «тетрадь», «ручка», «ластик», «карандаш». 1 3 четверть
Упражнения для развития тонкой моторики рук(3 часа). 18. Упражнения на развитие произвольных движений головы, рук, ног. 1 19. Упражнения на развитие произвольных движений артикуляционных органов. 1 20. Пальчиковая гимнастика.
1 Рисуночное письмо (5 часов). 21. Обводка и штриховка по внешнему трафарету «Снеговик». 1 22. Рисование красками (мазки) «Дерево». 1 23. Наклеивание контурных изображений букв А, О, У. 1 24. Наклеивание контурных изображений букв И, Ы, Э. 1 25. Рисование красками (примакивание) «Тучи». 1 Жестово-образные игры (3 часа). 26. Игры-пантомимы «Радость» 2 27. Игры-пантомимы «Радость-печаль». 1 4 четверть
Жестово-образные игры (1час). 28. Пиктограммы «смеяться», «плакать». 1 Письменные упражнения (6часов). 30. «Письмо» линий в тетради в линейку под музыку.
1 31. Письмо по трафарету буквы А, О,У. 1 32. Письмо по трафарету буквы И, Э, Ы, М, Н. 1 33. Письмо ломаных линий по нескольким точкам. 1 34. «Письмо» линий в тетради в клетку под музыку. «Письмо» стрелок по пунктирным линиям. 1