Рабочая программа графика и письмо 7 класс


Пояснительная записка
Данная программа направлена на учащегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для работы в условиях специального коррекционного образовательного учреждения VI вида, 7 год обучения. Программа подготовлена в рамках проекта «ФГОС НОДА», специальные коррекционные программы 8 вида. , на основе «Программы образования учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью» под ред. Л. Б. Баряевой и Н. Н. Яковлевой (СПб, 2011г.), с учетом рекомендаций программы обучения глубоко умственно отсталых детей, составитель НИИ дефектологии АПН СССР (М, 1984г.).
Обоснованность данной программы:
Графика и письмо используется для закрепления навыка чтения. Конечная цель уроков письма заключается в том, чтобы научить писать свое имя.
Программа направлена на формирование элементарных навыков письма у детей со сложными нарушениями в развитии.
Нарушение деятельности анализаторов и психических процессов у глубоко умственно отсталых детей приводит к неполноценности психофизиологической базы формирования письменной речи. В связи с этим учащиеся испытывают большие затруднения при овладении всеми операциями и действиями, которые входят в процесс письма. Трудности в овладении письменной речью зависят от недостаточности зрительных впечатлений и представлений, нарушений фонематического слуха и звукового анализа и синтеза, несформированности оптико-пространственного гнозиса (буквы не узнаются, долго не запоминаются и не осознаются как графемы). Это значительно затрудняет соотнесение букв с определенными звуками, их дифференциацию от сходных графем, установление соответствия печатного и письменного вариантов каждой буквы. Написание различных по величине букв, их пропуски и перестановки; несоблюдение строки в тетради. Затруднения в слитном написании слогов и слов обусловлены несформированностью зрительно-моторной координации, т.е. несогласованной работы руки и глаза.
С учетом данных особенностей специальную коррекционно-педагогическую работу по формированию графических навыков у школьников с тяжелой умственной отсталостью необходимо проводить с первых дней обучения в школе т. к. важным является введение пропедевтического периода в программу обучения письму. В этот период происходит основное развитие предпосылок дальнейшего формирования графической деятельности учащихся. Формирование графических навыков должно проводиться последовательно, целенаправленно и систематически в процессе учебной работы на уроках и индивидуально.
Программа по обучению письму составлена с учетом психофизических и интеллектуальных особенностей детей со сложными нарушениями развития, направлена на коррекцию имеющихся недостатков.
Обучение письму начинается с закрепления технических навыков (располагать на парте лист бумаги и тетрадь, пользоваться карандашом, ручкой) и формирования умения изображать отдельные элементы букв. Первые задания такого плана выполняются на больших листах бумаги с достаточно широкой и четко выделенной строкой. Письму букв следует обучать параллельно с изучением алфавита. Этот принцип сохраняется при обучении написанию слогов, слов и предложений. Упражнения в их написании опираются на звуко-буквенных анализ, предварительную условно-графическую запись и составление слогов, слов из букв разрезной азбуки.
Обучение письму глубоко умственно отсталых детей, имеющих нарушение функций опорно-двигательного аппарата, предполагает использование различных видов наглядности:
наборное полотно и индивидуальные кассы букв и слогов с печатным и прописным их изображением;
силуэты заглавных и строчных букв для работы на фланелеграфе;
таблицы соотнесения печатных и приписных букв (заполняются по мере их изучения);
трафареты прописных букв;
материал для моделирования графического образа буквы (пластилин, нитки, проволока и др.).
Основная цель учебного курса «Графика и письмо»:
Анализ и письмо элементов букв.
Написание букв.
Письмо слогов и слов из усвоенных слоговых структур.
Задачи подготовительного периода:
Привитие навыков правильно сидеть за партой, располагать на парте лист бумаги, держать и правильно использовать пишущие принадлежности.
Развитие предметного зрительного восприятия, анализа и синтеза.
Развитие ориентировки в пространстве.
Решение простых конструктивных задач.
Развитие моторной функции руки и организация движений в пространстве.
Формирование простейших графических навыков.
Срок реализации программы – 1 учебный год, 2часа в неделю, 34 учебные недели.
Предполагаемые результаты.
Добукварный период
Привитие навыков правильной посадки во время рисования и письма. Формирование умения правильно располагать лист бумаги на парте. Учить правильно (в соответствии с возможностями учащихся) держать карандаш, фломастер.
Развитие предметного зрительного восприятия,
анализа и синтеза
Узнавание, называние отдельных предметов, их признаков и демонстрируемых действий.
Узнавание, называние реалистических изображений предметов.
Узнавание контурных изображений знакомых предметов.
Узнавание перечеркнутых контурных изображений знакомых предметов.
Выбор недостающего фрагмента изображения (из 2-4 контрастных).
Различение знакомых форм и цветов.
Выработка умения показывать и называть изображения предметов в последовательном порядке (слева направо, в горизонтальном положении).
Нахождение четко выраженных различий в изображении одного и того же предмета.
Развитие ориентировки в пространстве
Общее направление движения.
Передвижение в пространстве в указанном направлении (по подражанию, по инструкции).
Развитие целенаправленности движений.
Ориентирование в сторонах своего тела.
Определение положения предмета относительно себя.
Удержание предмета и его перемещение в указанном направлении.
Решение конструктивных задач
Складывание разрезных картинок (2-4 части).
Простейшее конструирование из геометрических форм (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу).
Складывание из палочек элементарных фигур (путем накладывания, по подражанию, по образцу).
Построение чередующегося ряда основе выделения одного признака (совместно с педагогом, по подражанию, по образцу).
Развитие моторной функции руки и организация движений в пространстве
Упражнения для кистей и пальцев рук.
Удержание определенной позы пальцев рук.
Переключение поз кисти руки и пальцев.
Упражнения на координацию речи с движением (общая, ручная, мелкая моторика).
Игры и упражнения с предметами различной величины и фактуры.
Формирование простейших графических навыков
Использование карандаша, фломастера в соответствии с функциональным назначением. Оставление графических следов на бумаге.
Рисование на нелинованной бумаге линий в различном направлении.
Рисование горизонтальных линий: свободное, от начальной точки, по двум точкам.
Рисование вертикальных линий: свободное, от начальной точки, по двум точкам.
Рисование наклонных линий: произвольное, от начальной точки, по двум точкам
Дорисовывание предметов знакомыми линиями.
Рисование ритмичными круговыми движениями.
Рисование по трафарету, шаблону.
Проведение волнистых линий.
Штриховка в различном направлении в ограниченном пространстве.
Рисование в ограниченном пространстве (широкой строке) вертикальных и горизонтальных линий.
Рисование простейших бордюров из изученных линий.
Общая характеристика курса.
«Программы обучения глубоко умственно отсталых детей» проект НИИ дефектологии АПН СССР Москва, 1976
«Программы обучения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталости: подготовительный, 1-9 классы» Екатеринбург, 2004
«Программа классов (групп) для умственно отсталых детей (IQ 20-49) (Программа «Особый ребенок»)» Пермь, 2004г.
Приказ об утверждении Примерного учебного плана общего образования учащихся с глубокой умственной отсталостью № 47-д от 11.08.2000г.
Программа ориентирована на использование учебника для учащихся:
«Букварь» 1 класс В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина Москва «Просвещение», 2012г.
формы обучения - урок, практическая работа.
методы обучения:
- словесные (беседы, рассказы, объяснения, работа с книгой),
- наглядные (наблюдения, демонстрация),
- практические (упражнения, самостоятельные, практические работы, дидактические игры).
Содержание учебного курса
Раздел учебного курса Кол-во часов Элементы содержания
Упражнения для развития тонкой моторики рук 4 Выработка динамической координации движений: движений выполняемых в определённом ритме и темпе;
Удержание двигательной программы при выполнении последовательно организованных движений;
Упражнения для кистей рук: сжимание – разжимание, встряхивание, с постепенным увеличением амплитуды движения, совместно с педагогом и по подражанию его движениям.
Упражнения на совершенствование навыка манипулирования предметами, узнавания их на ощупь;
Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию звукопроизношения, в процессе выполнения артикуляторных упражнений по подражанию («Улыбка – трубка», «дразнилка»)
Формирование и уточнение движений мимической мускулатуры по подражанию;
Упражнения с природными материалами;
Пальчиковые игры с сопряженным проговариванием.
«Рисуночное письмо» 2 Игры на соотнесение реальных предметов и действий с ними (ими) с их изображением.
Игры на идентификацию и группировку по образцу.
Демонстрация учащимся примеров рисования красками.
Рисование красками пятен, дорожек, капель.
Упражнения, направленные на обучение учащихся правильно пользоваться кистью и карандашом.
Совместное рисование различных линий на листе бумаги, доске, песке.
Рисование прямых, кривых линий, линий округлой формы;
Аппликация путём составления целого из фрагментов;
Упражнение в дополнении рисунка;
Совместное рисование предметов округлой формы;
Совместное рисование человеческого жилья: дома с забором, деревом, с дорисовыванием или наклеиванием фигурок человека
Ритмические упражнения 4 Упражнения на создание ритмического рисунка (хлопки в ладоши, похлопывания по бёдрам, притопы);
Ритмическое рисование мокрым пальцем на цветной бумаге;
Упражнения на общую моторику;
Игры в мяч.
Письменные упражнения 58 Знакомство с точкой.
Рисование точек в сыпучих материалах, на доске, листе бумаги под ритмические удары;
Письмо линий на различных материалах;
Письмо длинных и коротких линий, горизонтальных и вертикальных, прямых и волнистых под ритмическое сопровождение и без.
Упражнения с буквами, слогами, словами.
Обводка, письмо элементов букв и букв.
Календарно-тематическое планирование
№ п/пТема урока
дата Элементы содержания Домашнее задание
1
Выявление знаний и умений учащихся. Различие и называние шести основных цветов. Выкладывание ряда цветных полосок (2-3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Повторить пройденное
3-5 Письмо палочек, палочек с закруглением Составление из геометри ческих фигур изображений знакомых предметов (елочка, грузовик, дом). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху-внизу, справа-слеваПовторить пройденное
6-7 Письмо строчной и прописной буквы ПпУсвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Пп Списывание с печатного и рукописного текстов буквПовторить пройденное
8-9 Письмо слогов с буквой ПпПовторение изученных строчных и прописных букв
Письмо на слух букв и слогов. Повторить пройденное
10-11 Письмо строчной и прописной буквы Тт. Слоги и слова с буквой ТтУсвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы ТТ Списывание с печатного и рукописного текстов букв Повторить пройденное
12-13 Письмо строчной и прописной буквы Ии Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ии Списывание с печатного и рукописного текстов буквПовторить пройденное
14-15 Письмо слогов ЖИ – ШИ, слов и предложений Повторение изученных строчных и прописных букв
Письмо на слух букв и слогов, слов Повторить пройденное
16-17 Письмо строчной и прописной буквы ЗзУсвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Зз Списывание с печатного и рукописного текстов буквПовторить пройденное
18-19 Письмо слогов с буквами З – С. Составление и письмо предложений Списывание слов и предложений. Большая буква в начале и точка в конце предложения. Повторить пройденное
20-21 Письмо строчной и прописной буквы Кк. Слоги, слова и предложения с буквой КкУсвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Вв. Списывание с печатного и рукописного текстов букв. Повторить пройденное
22-23 Письмо строчной и прописной буквы ЖжСписывание слов и предложений. Большая буква в начале и точка в конце предложения. Повторить пройденное
24-25 Письмо слогов, слов и предложений Повторение изученных строчных и прописных букв
Письмо на слух букв и слогов ,слов Повторить пройденное
26-27 Письмо строчной и прописной буквы Бб,Пп Написание слогов, слов. Различие слогов и слов с буквами Б – П. Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Бб и Пп Списывание с печатного и рукописного текстов букв.Повторить пройденное
28-29 Написание слогов, слов с буквой Бб. Различие Слогов и слов с буквами Б – ППовторение изученных строчных и прописных букв
Письмо на слух букв и слогов, слов Повторить пройденное
30-31 Письмо строчной и прописной буквы ГгКк. Слоги и слова. Различие Г – КУсвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Гг и Кк Списывание с печатного и рукописного текстов букв . Повторить пройденное
32-33 Письмо строчной и прописной буквы Дд. Слоги и слова. Различие Д – Т Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Дд Списывание с печатного и рукописного текстов буквПовторить пройденное
34-35 Письмо буквы Й. Слоги и слова с Й Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Йи Списывание с печатного и рукописного текстов буквПовторить пройденное
36-37 Письмо буквы Ь. Письмо слов с «Ь» на конце и середине слова. Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ь Списывание с печатного и рукописного текстов буквПовторить пройденное
38-39 Письмо строчной и прописной буквы Ее Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Ее Списывание с печатного и рукописного текстов буквПовторить пройденное
40-41 Написание слогов с буквой Ее – показатель мягкости согласной Повторение изученных строчных и прописных букв
Письмо на слух букв и слогов, слов Повторить пройденное
42-43 Письмо строчной и прописной буквы Ёё Повторение изученных строчных и прописных букв
Письмо на слух букв и слогов, слов Повторить пройденное
44-45 Написание слогов с буквой Ёё – показатель мягкости согласной. Слова и предложения с буквой ЁСписывание слов и предложений. Большая буква в начале и точка в конце предложения. Повторить пройденное
46-47 Письмо строчной и прописной буквы Яя. Письмо слогов и слов с буквой Я Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Яя Списывание с печатного и рукописного текстов буквПовторить пройденное
48-49 Письмо строчной и прописной буквы Юю. Письмо слогов и слов с буквой ЮУсвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Яя Списывание с печатного и рукописного. Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Яя Списывание с печатного и рукописного текстов Повторить пройденное
50-51 Письмо строчной и прописной буквы Цц. Письмо слогов, слов и предложений. Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Яя Списывание с печатного и рукописного текстов буквПовторить пройденное
52-53 Письмо строчной и прописной буквы Чч. Письмо слогов, слов с сочетанием ЧА – ЧУУсвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Яя Списывание с печатного и рукописного текстов буквПовторить пройденное
54-55 Письмо строчной и прописной буквы Щщ. Письмо слогов, слов с сочетанием ЧУ – ЩУ, ЧА – ЩАУсвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Яя Списывание с печатного и рукописного текстов буквПовторить пройденное
56-57 Письмо строчной и прописной буквы ФфУсвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы Фф Списывание с печатного и рукописного текстов букв58-59 Различие В – Ф. Написание слогов и слов Списывание слов и предложений. Большая буква в начале и точка в конце предложения 60-61 Письмо строчной и прописной буквы Ээ. Написание слогов, слов и предложений Усвоение рукописного начертания строчной и прописной буквы ЭЭ Списывание с печатного и рукописного текстов букв62-63 Письмо буквы Ъ Усвоение рукописного начертания строчной буквы Ъ Списывание с печатного и рукописного текстов букв64-65 Проверочная работа №1 Письмо на слух 66-67 Письмо слов с буквами Ь и Ъ Списывание слов и предложений. Большая буква в начале и точка в конце предложения 68 Повторение и обобщение Списывание слов и предложений. Большая буква в начале и точка в конце предложения Ресурсное обеспечение программы.
Выготский Л. С. Проблемы дефектологии. — М., 1995. — С. 215.
Дульнев Г.М. Актуальные вопросы работы с глубоко отсталыми детьми: Обучение и воспитание умственно отсталых детей. — М., 1960. — 227с.
Забрамная С. Д. (Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. с. 5-18).Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – Спб.: Речь, 2003. – 391с.
Малер А.Р., Цикото г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 – 208 с.
Маллер А. Р. Некоторые особенности личностных качеств глубоко умственно отсталых подростков. Тезисы докладов конференции «Изучение личности аномального ребенка». — М., 1977. 157с.
Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. — М, 1992, 158с.
Маклер А. Р. Педагогическая этика в работе с семьей ребенка-инвалида //Дефектология. — 1995. — № 5.
Маллер А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для родителей. — М., 1996. 253с.
Основы специальной психологии: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений/ Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Кузнецовой. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480с.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектол. ф-ов пед. ин-ов/ под ред В.В, Воронковой – М.: 1994 416с.Специальная психология: Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. учеб. заведений/ В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, и др.; Под ред В.И. Лубовского – М.: Издательский центр «Академия», 2003, - 464с.