Измерения физического развития и функциональных возможностей организма. Самоноблюдения и самоконтроль. Технологическая карта.


Технологическая карта по физической культуре 5-6класс
Тема: Измерение физического развития и функциональных возможностей организма. Самонаблюдения и самоконтроль.
Задачи:
развивать представление учащихся о самоконтроле в процессе физического воспитания и самовоспитания.
формировать знания и представления учащихся о субъективных и объективных показателях самоконтроля.
формировать знания учащихся о требованиях к ведению дневника самонаблюдения.
Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность.
совершенствовать методику определения ЧСС после нагрузки для тренированности и самоконтроля
Место проведения : класс.
Дата провидения:24.11.2016
Этап учебного занятия Деятельность учителя Деятельность учащегося Планируемые результаты
Содержание этапа 10мин Предметные УУД
Вводно-подготовительная часть
Построение, приветствие, сообщение задач урока.
Учитель. Для каждого человека, да и для общества в целом нет большей ценности, чем здоровье.
Физическая культура - неотъемлемая часть жизни человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных учреждениях различных уровней поэтапно.
При регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом очень важно систематически следить за своим самочувствием и общим состоянием здоровья.
Самоконтроль — это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом. Самоконтроль не может заменить врачебного контроля, а является лишь дополнением к нему.
Самоконтроль позволяет человеку оценивать эффективность занятий спортом (физкультурой), соблюдать правила личной гигиены, режим тренировок, закаливания и т.п. Регулярно проводимый самоконтроль помогает анализировать влияние физических нагрузок на организм, что дает возможность правильно планировать и проводить тренировочные занятия.
Показатели самоконтроля условно можно разделить на две группы - субъективные и объективные.
К субъективным показателям можно отнести самочувствие, сон, аппетит, умственная и физическая работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. К объективным показателям самоконтроля относятся: наблюдение за частотой сердечных сокращений (пульсом), артериальным давлением, дыханием, жизненной ёмкостью лёгких, весом, мышечной силой, спортивными результатами.
Наиболее удобная форма самоконтроля - это ведение специального дневника.
Дневник самоконтроля служит для учёта самостоятельных занятий физкультурой и спортом, а также регистрации антропометрических изменений, показателей, функциональных проб и контрольных испытаний физической подготовленности, контроля выполнения недельного двигательного режима.
Регулярное ведение дневника даёт возможность определить эффективность занятий, средства и методы, оптимальное планирование величины и интенсивности физической нагрузки и отдыха в отдельном занятии. В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности. Дневник можно дополнить характеристикой тренировочных нагрузок (километры, килограммы, продолжительность и т.д.).
Кратко поясним характеристики показателей дневника самоконтроля.
Самочувствие отражает состояние и деятельность всего организма. Самочувствие и настроение оцениваются как хорошее, удовлетворительное и плохое.
Работоспособность оценивается как повышенная, обычная и пониженная.
Сон — важный показатель. Во время сна восстанавливаются силы и работоспособность. В норме бывает быстрое засыпание и достаточно крепкий сон. Плохой сон, долгое засыпание или частые просыпания, бессонница свидетельствуют о сильном утомлении или переутомлении.
Аппетит также позволяет судить о состоянии организма. Перегрузки, недосыпания, недомогания и пр. отражаются на аппетите. Он бывает нормальным, повышенным или пониженным (иногда отсутствует, хочется только пить).
Желание тренироваться характерно для здоровых людей. При отклонениях в состоянии здоровья, перетренированности желание тренироваться снижается или исчезает.
Частота сердечных сокращений (ЧСС) -- важный объективный показатель работы сердечно-сосудистой системы.
Оценка реакции сердечно-сосудистой системы проводится по измерению частоты сердечных сокращений (пульса), которая в покое у взрослого мужчины равна 70-75 ударов в минуту, у женщины - 75-80. У физически тренированных людей частота пульса значительно реже - 60 и менее ударов в минуту, а у тренированных спортсменов - 40-50 ударов, что говорит об экономичной работе сердца. Пульс подсчитывают за 15 с, но если имеется нарушение его ритма, то подсчитывают за одну минуту. Чем тренированнее человек, тем быстрее его пульс приходит к норме после тренировки. Утром у тренированного спортсмена он реже В состоянии покоя частота сердечных сокращений зависит от возраста, пола, позы (вертикальное или горизонтальное положение тела), совершаемой деятельности. С возрастом она уменьшается. Нормальный пульс находящегося в покое здорового человека ритмичен, без перебоев, хорошего наполнения и напряжения. Ритмичным пульс считается, если количество ударов за 10 секунд не будет отличаться более чем на один удар от предыдущего подсчёта за тот же период времени. Выраженные колебания числа сердечных сокращений указывают на аритмичность.
Ребята, пульс можно подсчитывать на лучевой, височной, сонной артериях, в области сердца. Предлагаю вам найти места определения пульса и подсчитать его. Обучает самонаблюдению за индивидуальными показателями физического развития по его основным показателям (длина и масса тела, окружность грудной клетки, показатели осанки) Самонаблюдения за индивидуальными показателями физической подготовленности (самостоятельное тестирование физических качеств). Самоконтроль за измерением ЧСС(пульса) во время занятий физическими упражнениями, определение режимов физической нагрузки. Выявляет особенности в приросте физического развития в течении уч.года., сравнивает их с возрастными стандартами
Характеризует величину нагрузки по показателю ЧСС, регистрирует ее разными способами
Тестирует развитие основных физических качеств и соотносит их с показателями физического развития, определяет приросты этих показателей и соотносит их с содержанием и направленностью занятий физической культурой. Оформляют дневник самоконтроля по основным разделам физкультурно- оздоровительной деятельности Показ и объяснения правильности выполнения тестовых упражнений. Фиксирование результатов выполнения тестовых упражнений и оформления протоколов тестирования, заполнения и ведения дневника самоконтроля .
Владения способами контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности
Коммуникативные:
Владения культурой речи, ведения диалога в доброжелательной форме, проявления к собеседнику внимания, интереса, уважения. Владения умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений. Владения умениями логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
Познавательные: знание о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. Способность составлять планы занятий физической культуры с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Регулятивные: способность проводить самостоятельные занятия в повседневной жизни, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Основная часть 30мин
Запишим показатели в тетрадь.
Нагрузка, даже небольшая, вызывает учащение пульса. Научными исследованиями установлена прямая зависимость между частотой пульса и величиной физической нагрузки. При одинаковой частоте сердечных сокращений потребление кислорода у мужчин выше, чем у женщин, у физически подготовленных людей также выше, чем у лиц с малой физической подвижностью. После физических нагрузок пульс здорового человека приходит в исходное состояние через 5-10 минут, замедленное восстановление пульса говорит о чрезмерности нагрузки. При физической нагрузке усиленная работа сердца направлена на обеспечение работающих частей тела кислородом и питательными веществами. Под влиянием нагрузок объём сердца увеличивается. Так, объём сердца нетренированного человека составляет 600-900 мл, а у спортсменов высокого класса он достигает 900-1400 миллилитров; после прекращения тренировок объём сердца постепенно уменьшается.
Существуют две пробы для определения состояния органов сердечно-сосудистой системы - ортостатическая и клипостатическая. Ортостатическая проба проводится так. Физкультурник лежит на кушетке в течение 5 минут, затем подсчитывает частоту сердечных сокращений. В норме при переходе из положения лёжа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 ударов в минуту. Считается, что учащение его до 18 ударов в минуту - удовлетворительная реакция, более 20 - неудовлетворительная. Такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечно-сосудистой системы. Клиностатическая проба – переход из положения стоя в положение лежа. В норме отмечается урежение пульса на 4-6 ударов в минуту. Более выраженное замедление пульса указывает на повышенный тонус вегетативной нервной системы.
Учитель. Предлагаю выти двум желающим для определения своего состояния С-С-С.
Проводим пробы. Записываем в тетрадь. Сравниваем результаты двух оппонентов..Оценку реакции пульса на физическую нагрузку можно провести методом сопоставления данных частоты сердечных сокращений в покое (до нагрузки) и после нагрузки, т.е. определить процент учащения пульса. Частоту пульса в покое принимают за 100%, разницу в частоте до и после нагрузки - за Х. Например, пульс до начала нагрузки был равен 12 ударам за 10 секунд, а после - 20 ударов. После нехитрых вычислений выясняем, что пульс участился на 67%. Подсчитаем свои результаты.
Учитель Но не только пульсу следует уделять внимание. Желательно, если есть возможность, измерять также артериальное давление до и после нагрузки. В начале нагрузок максимальное давление повышается, потом стабилизируется на определённом уровне. После прекращения работы (первые 10-15 минут) снижается ниже исходного уровня, а потом приходит в начальное состояние. Минимальное же давление при лёгкой или умеренной нагрузке не изменяется, а при напряжённой тяжёлой работе немного повышается.
Прошу выйти двум желающим для определения артериального давления.
Учитель Известно, что величины пульса и минимального артериального давления в норме численно совпадают. Кердо предложил высчитывать индекс по формулеИК=Д/П, где Д - минимальное давление, а П - пульс. У здоровых людей этот индекс близок к единице. При нарушении нервной регуляции сердечно-сосудистой системы он становится большим или меньшим единице. Подсчитаем свои результаты.
Жизненная емкость легких. Систематические занятия физкультурой и спортом способствуют развитию дыхательной мускулатуры и расширению грудной клетки. Уже через 6-7 месяцев после начала занятий плаванием или бегом жизненная емкость легких у юных спортсменов может возрасти на 500 куб.см. и более. Снижение ее - признак переутомления.
Важным показателем функции дыхания является жизненная ёмкость лёгких - объём воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Его величина, измеряемая в литрах, зависит от пола, возраста, размера тела и физической подготовленности. Жизненная емкость легких у человека колеблется от 2,5 до 5л, а у некоторых спортсменов достигает 5,5л и более. Жизненная емкость легких зависит от возраста, пола, физического развития и других факторов. Уменьшение ее более чем на 300 куб.см может указывать на переутомление.
Важно произвести оценку функций органов дыхания. Нужно помнить, что при выполнении физических нагрузок резко возрастает потребление кислорода работающими мышцами и мозгом, в связи с чем возрастает функция органов дыхания. По частоте дыхания можно судить о величине физической нагрузки. В норме частота дыхания взрослого человека составляет 16-18 раз в минуту.
Измерять Жизненная емкость легких следует раз в 10 дней специальным прибором - спирометром. Для этого закройте вначале пробкой отверстие внутреннего цилиндра спирометра и продезинфицируйте его мундштук в растворе борной кислоты или марганцовокислого калия. После глубокого вдоха сделайте через взятый в рот мундштук глубокий выдох. При этом воздух не должен проходить мимо мундштука или через нос.Измерение повторяют дважды, а в дневнике записывают наивысший результат. Очень важно научиться полному глубокому дыханию, избегать его задержки. Если в покое частота дыхания обычно равна 16-18 в мин., то при физической нагрузке, когда организм нуждается в большем количестве кислорода, эта частота может достигать 40 и белее. При появлении же частого поверхностного дыхания, одышки нужно прекратить занятие, отметить это в дневнике самоконтроля и обратиться к врачу. Ещё есть один довольно простой метод самоконтроля «с помощью дыхания» - так называемая проба Штанге (по имени русского медика, представившего этот способ в 1913 году). Сделать вдох, затем глубокий выдох, снова вдох, задержать дыхание, по секундомеру фиксируя время задержки дыхания. По мере увеличения тренированности время задержки дыхания увеличивается. Хорошо натренированные люди могут задержать дыхание на 60-120 секунд. Но если вы только что тренировались, то задержать надолго дыхание вы не сможете.
Потоотделение зависит от индивидуальных особенностей и функционального состояния человека, климатических условий, вида физической нагрузки и т.д. На первых тренировочных занятиях потливость выше, по мере тренированности потоотделение уменьшается. Потоотделение оценивают как обильное, большое, умеренное и пониженное. Потоотделение зависит также от количества жидкости, потребляемой спортсменом в течение дня.
Боли могут возникать в отдельных мышечных группах (наиболее нагружаемых мышцах), при тренировках после длительного перерыва или при занятиях на жестком грунте и т.п.
Следует обращать внимание на боли в области сердца и их характер; на головные боли, головокружение, на возникновение болей в правом подреберье, особенно при беге, потому что такие боли нередко свидетельствуют о хроническом холецистите, хо-лангите и других заболеваниях печени.
Все эти случаи спортсмен отражает в дневнике самоконтроля и сообщает о них врачу.
Нежелание тренироваться, повышенная потливость, бессонница, боли в мышцах могут свидетельствовать о перетренированности.
Вес тела. Одним из важных показателей эффективности тренировок, правильного питания и здоровья является вес. В первые три - четыре месяца после начала занятий он обычно снижается на два три кг (а иногда и больше) за счет освобождения организма от излишней воды и жира. При чем за одно занятие человек может терять 1 кг (через сутки вес обычно восстанавливается, но не полностью). По мере же повышения тренированности потеря веса во время занятий уменьшается, а после них восстанавливается полностью.
При занятиях физкультурой важно следить за весом тела. Это так же необходимо, как следить за пульсом или артериальным давлением. Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности. Для определения нормального веса тела используются различные способы, так называемые росто-весовые индексы. На практике широко применяется индекс Брока. Нормальный вес тела для людей ростом 155-156 сантиметров равен длине тела в см., из которой вычитают цифру 100; при 165-175 - 105; а при росте более 175 см - больше 110.
Учитель. Ребята, кто знает свой вес и рост, прошу сделать вычисления .
Учитель. Можно также пользоваться индексом Кетля. Вес тела в граммах делят на рост в сантиметрах. Нормальным считается такой вес, когда на 1 см роста приходится 350-400 единиц у мужчин, 325-375 у женщин. Изменение веса до 10% регулируется физическими упражнениями, ограничениям в потреблении углеводов. При избытке веса свыше 10% следует создать строгий рацион питания в дополнение к физическим нагрузкам. Нарастание и значительное понижение веса при ухудшении самочувствия, потере аппетита свидетельствует о переутомлении, нарушении режима или заболевании.Взвешиваться рекомендуется один раз в неделю в одно и тоже время, а также перед занятиями и после них. Для того чтобы проверить, как восстанавливается вес, надо фиксировать его на следующий день после занятий, это заносится в дневник самоконтроля.Мышечная сила. О ней можно судить по динамике изменений силы кисти и мышц спины. Силу кисти измеряют ручным динамометром, который берут в вытянутую руку стрелой внутрь и сжимают два-три раза поочередно правой и левой кистью. В дневнике записываются наивысшие показатели каждой кисти.
Силу мышц спины измеряют становым динамометром, который снабжен ручкой и металлической цепью, надетой на крюк, укрепленный на деревянной подставке. Встаньте на эту подставку, возьмите ручку обеими руками так, чтобы она находилась на уровне колен, и медленно выпрямитесь. Измерение повторите два раза, а в дневник запишите наибольший результат. Мышечную силу определяют всегда и в одно и тоже время дня, т.к. на протяжении суток она изменяется.
В дневник самоконтроля следует вносить описание характера тренировок, время их проведения (утро, вечер), спортивные результаты и т.д.
Если тренировка построена правильно, то спортивные результаты повышаются и наоборот. Ваши записи в дневнике помогут вам построить наиболее рациональный режим тренировочных занятий. Следует помнить, что самонаблюдение вовсе не заменяет систематического врачебного контроля, а только его дополняет. Поэтому серьезные занятия спортом не мыслимы без соблюдения гигиенического режима жизни (подъем и отход ко сну в одни и те же часы, трех-четырех разовый прием пищи всегда в определенное время). Без этого нельзя ждать хороших спортивных результатов и укрепить свое здоровье.
Прежде чем начать самостоятельно заниматься, нужно получить рекомендации по режиму физической подвижности у своего участкового врача или в районном врачебно-физкультурном диспансере. Затем, используя советы врачей или специалистов по физической культуре (или популярную методическую литературу), подобрать себе наиболее полезные виды упражнений. Заниматься следует регулярно, стараясь не пропускать ни одного дня. При этом необходимо систематически следить за своим самочувствием, отмечая все изменения, происходящие в организме до и после занятий физическими упражнениями.
Комплексное использование всех форм физического воспитания должно обеспечить включение физкультуры в образ жизни учащихся, достижение оптимального уровня физической активности.
Для оценки физического состояния организма человека и его физической подготовленности используют антропометрические индексы, упражнения-тесты и т.д. Существует много функциональных проб, критериев, с помощью которых производится диагностика состояния организма при физических нагрузках.К примеру, о состоянии нормальной функции сердечно-сосудистой системы можно судить по коэффициенту экономизации кровообращения, который отражает выброс крови за 1 минуту. Он вычисляется по формуле (АДмакс. - АДмин.) * П , где АД - артериальное давление, П- частота пульса.
У здорового человека его значение приближается к 2600. Увеличение этого коэффициента указывает на затруднения в работе сердечно-сосудистой системы. Большое значение в повышении работоспособности вообще и при физической нагрузке в частности имеет уровень физического развития, физическая сила, координация движений и т.д.
Можно проводить исследование статической устойчивости в позе Ромберга. Проба на устойчивость тела производится так: физкультурник становится в основную стойку - стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (усложнённый вариант - стопы находятся на одной линии, носок к пятке). Определяют время устойчивости и наличие дрожания кистей. У тренированных людей время устойчивости возрастает по мере улучшения функционального состояния нервно-мышечной системы.
Учит измерению функциональных резервов организма как способу контроля за состоянием индивидуального здоровья. Проведение простейших функциональных проб с задержкой дыхания и выполнения физической нагрузки Анализируют технику движений и предупреждают появления ошибок в процессе ее освоения.
Измеряют резервные возможности организма и оценивают результаты измерения
Оформляют дневник самоконтроля по основным разделам физкультурно- оздоровительной деятельности Показ и объяснения правильности выполнения тестовых упражнений. Фиксирование результатов выполнения тестовых упражнений и оформления протоколов тестирования, заполнения и ведения дневника самоконтроля .
Владения способами контроля и оценки индивидуального физического развития и физической подготовленности
Коммуникативные:
Владения культурой речи, ведения диалога в доброжелательной форме, проявления к собеседнику внимания, интереса, уважения. Владения умением вести дискуссию, обсуждать содержание и результаты совместной деятельности, находить компромиссы при принятии общих решений. Владения умениями логически грамотно излагать, аргументировать и обосновывать собственную точку зрения, доводить ее до собеседника.
Познавательные: знание о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни. Способность составлять планы занятий физической культуры с различной педагогической направленностью, регулировать величину физической нагрузки в зависимости от индивидуальных особенностей организма.
Регулятивные: способность проводить самостоятельные занятия в повседневной жизни, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.
Заключительная часть
Подведение итогов.5мин
Необходимо также систематически определять гибкость позвоночника. Физические упражнения, особенно с нагрузкой на позвоночник, улучшают кровообращение, питание межпозвоночных дисков, что приводит к подвижности позвоночника и профилактике остеохандрозов. Гибкость зависит от состояния суставов, растяжимости связок и мышц, возраста, температуры окружающей среды и времени дня. Для измерения гибкости позвоночника используют простое устройство с перемещающейся планкой.
Регулярные занятия физической культурой не только улучшают здоровье и функциональное состояние, но и повышают работоспособность и эмоциональный тонус. Однако следует помнить, что самостоятельные занятия физической культурой нельзя проводить без врачебного контроля, и, что ещё более важно, самоконтроля.Учитель. Ребята, предлагаю вам примерную запись дневника самоконтроля.
Домашнее задание. Проконтролировать свои занятия с помощью данных дневника самоконтроля и мы обсудим их через три недели.
Подведения итогов, рефлексия, Д.З. Заполнения дневника самоконтроля. Упражнения для осанки. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Для повышения работоспособности, сохранению и укреплению здоровья. Коммуникативные:
Владения культурой речи, ведения диалога в доброжелательной форме, проявления к собеседнику внимания, интереса, уважения.
Познавательные: знание о здоровом образе жизни, его связи с укреплением здоровья и профилактикой вредных привычек, о роли и месте физической культуры в организации здорового образа жизни.
Регулятивные: способность проводить самостоятельные занятия в повседневной жизни, контролировать и анализировать эффективность этих занятий.