Конспект урока по окружающему миру на тему Вода и свойства воды

Тема: Вода и её свойства

Цели: 1. Познакомить учащихся со свойствами воды, тремя состояниями воды (твердым, жидким, газообразным)
2. Расширять кругозор учащихся, развивать память, речь, мышление, воображение на основе иллюстраций, экспериментов, жизненного опыта детей, рассказов учителя
Оборудование: шапочки, мензурки, стаканы, спиртовка, спички, держатель, пробирка, рисунки, банка, бутылка, ложки, сахар, соль, вода, молоко, минеральная вода, теннисные шарики, полоски цветной бумаги, перфокарта

План:

I. Организационный момент 1-2 мин.
1. Приветствие и посадка
2. Сообщение темы, целей урока

II. Актуализация опорных знаний 10 мин.
1. Проверка домашнего задания
2. Вводная беседа с рассказом «Вода в твоей жизни»
3. Беседа «Вода в природе»
4. Обобщение

III. Формирование новых знаний 25 мин.
1. Задача
2. Обобщение
3. Беседа
4. Работа в тетради
5. Опыт
6. Работа по учебнику
7. Физическая разминка
8. Опыты № 1, № 2, № 3, № 4, № 5, № 6, № 7
9. Беседа
10. Обобщение
11. Беседа
12. Рассказ о пользе минеральной воды

IV. Итог урока 8 мин.
1. Обобщение (работа с перфокартами)
2. Выставление и комментирование оценок
3. Домашнее задание
Ход урока
I. Организация класса
Долгожданный дан звонок
Начинается урок
Ребята, сегодня у нас на уроке окружающего мира очень интересная тема «Вода и её свойства». Мы вспомним, где встречается вода и для чего она нужна. Проведем опыты и познакомимся со свойствами воды. Но прежде проверим домашнее задание.
Самостоятельная работа
Воздух –
Цвет:
Запах:
Вкус:
При нагревании воздух – (расширяется)
При охлаждении – (сжимается)
Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется (атмосферой)
Состав воздуха: 1 % - углекислый газ, 21% - кислород, 78 % - азот
13 EMBED MSGraph.Chart.8 \s 1415
Теплый воздух движется вверх, а холодный – вниз.
II. Актуализация опорных знаний
1. Вводная беседа с рассказом
I. Вода в твоей жизни
Без многих полезных ископаемых нам трудно обойтись. Но есть такое богатство, без которого обойтись вообще не возможно, не только каждый день, но и несколько раз в день.
Меня пьют,
Меня льют,
Всем я нужна
Кто я такая?
Павлина, Вика
Как вы думаете, много ли воды на Земле?
Посмотрите на глобус. Такой видят космонавты Землю из космоса. Если быстро вращать глобус, то покажется, что он одноцветный – голубой. Этим цветом изображены моря и океаны нашей планеты.
Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.
Вода повсюду.
А где мы используем воду?
Утро – умываемся - ?, кушаем пищу, приготовленную на -?, чай, кофе это -?, обед – суп, каша, компот - , и на воде – ужин.
Купаемся в воде, стираем водой, моем пол. Тепло в дом приходит с горячей водой в батареи.
Все растения пьют воду и с ней получают нужные вещества, а также охлаждаются, испаряя воду через листья.
Вода содержится в листьях, коре, стеблях, плодах. Для роста растения расходуют очень много воды. Так, для выращивания 1кг картофеля расходуется 300 л воды. А человек – 9 частей из 10 – вода.
Для организма человека вода имеет очень важное значение. Без пищи мы можем прожить несколько месяцев, а без воды не можем прожить и несколько дней.
Взрослому человеку надо выпивать в день 2,5 л воды. 1 л жидкости поступает в организм с продуктами, которые употребляем в пищу. Ещё 1л мы выпиваем в течение дня. Это стакан воды минеральной, чая, кофе, тарелки супа, а 0,5 л воды организм человека вырабатывает самостоятельно, в процессе сгорания жиров.
Какой же вывод мы можем сделать?
Итог: Обобщение. Вода – самый нужный минерал (полезное ископаемое). Вода нужна для питания и охлаждения всем растениям, животным и людям. Без воды погибает вся жизнь.
II. Вода в природе
1. Беседа
Где вы в природе встречали воду? (в реках, озёрах, морях, родниках, колодцах, лужах, роса на траве, дождь, облака в небе, туман в воздухе, лёд на реках и в горах, снег, иней, гололёд, - всё это вода в природе.
2. Обобщение
Вода есть всюду – в воздухе, на поверхности земли и под землей, в растениях, в животных, в человеке. Даже обычный камень в мельчайших трещинах содержит воду. Вода вездесуща и привычна.
3. Загадки
Отгадайте загадки:
Зимой на земле лежал, весной в реку побежал. (снег)
Крупно, дробно зачастил и всю землю напоил. (дождь)
Похож я с виду на горох, где я пройду – переполох. (град)
Я вода, да по воде же и плаваю. (лёд)
Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. (туман)
Что общего в этих загадках?
Формирование новых знаний.
III. Свойства воды.
1. Задача
Туман, дождь и снег – это вода. Чем-то она не похожа в дожде, снеге, тумане? Чем не похожа? Рисунок на доске.
В тумане вода в виде пара, в дожде – в жидком виде, в снеге – твёрдая.
Какое же вещество вода? Жидкость, пар, твердая?
Кто догадался?
Обобщение.
Вода – это особый минерал – она может одновременно находиться в трёх состояниях сразу.
Зима – вода в облаке – пар, вода в реке – жидкая, лёд сверху – твёрдая.
Вода – это уникальное вещество, в природе такого больше нет.
2. Закрепление материала
Приведите примеры воды в природе.
В жидком виде: вода - это дождь, ручейки, озёра, моря, роса.
В твёрдом виде: вода - это снег, лёд, сосульки, льдина, иней, изморозь, узоры на стекле, град.
В газообразном виде: вода - это пар (чайник кипит), в облаке, тумане.
3. Беседа
А из какого состояния и в какое может переходить вода?
Жидкость – в пар, в лёд.
Пар – в жидкость (капли в ванной с потолка), в твёрдую – снег, иней.
Твёрдая – в жидкость.
Зачем мама вешает в мороз сырое бельё на улице или балконе? Чтобы высохло? Но мокрое бельё сразу замерзает, то есть жидкая вода становится льдом – твёрдая вода может переходить в пар. В самом деле бывает же зимой туман (это пар).
4. Работа в тетради
Откройте тетрадь, запишите число, тему урока и изобразите схему:
ПАР

ЖИДКОСТЬ ТВЁРДАЯ (смог, лёд)
Вода легко переходит из одного состояния в два других.
5. Опыт
И сейчас я вам покажу один из опытов, когда вода – жидкость переходит в пар.
6. Работа по учебнику
Откройте учебник на странице 82. Давайте прочитаем его.
13 SH
·APE \* MERGEFORMAT 1415
7. Физическая минутка (тихая музыка, глаза отдыхают)
8. Опыт №1
А сейчас мы с вами оказались в научной лаборатории. И будем делать опыты, чтобы установить свойства воды.
Каков вкус соли? Сахара? Лимона? Лука? Воду можно назвать соленой, сладкой, кислой, горькой? Нет нельзя. Но может быть вода, которая стоит у вас на столе имеет какой-то вкус? Попробуйте.
Вода безвкусна.
9. Опыт №2
Когда мы собираемся на обед, то можем определить чем нас будут кормить (по запаху). Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет вода? Понюхайте её.
Вода ничем не пахнет. Она без запаха.
10. Опыт №3
Какого цвета вода? Сравните цвет воды с цветом разных полосок. Можно ли назвать воду синей, жёлтой, красной, зелёной. Как видите, она не окрашена ни в один из этих цветов.
Значит, вода – бесцветна.
11.Опыт №4
Опустите ложку в стакан с водой. Я же опущу ложку в стакан с молоком. В какой жидкости ложка хорошо видна? О каком свойстве можно сказать на основании этого опыта?
Вода прозрачна.
12. Опыт №5
Какова форма воды?
В один стакан и пробирку налей воды. В другие формочку и стакан положи по шарику. Изменилась ли форма шарика, а воды? В стакане вода имеет форму стакана, а в пробирке – пробирки.
Какой сделаем вывод?
Вода не имеет формы, а приобретает форму предмета, в которой налита.
13. Опыт №6
Какой бывает вода, если вылить её из посуды? Вылейте немного воды на картонку. Что вы заметили? Наклоните, что произошло с водой?
По ровной поверхности вода растекается в разные стороны, по наклонной – стекает под уклон.
Перелейте воду из стакана в стакан. Как и в предыдущем опыте проявляется одно и то же свойство воды. Какое?
Вода текуча.
14. Опыт №7
Бросьте в стакан водой щепотку сахара, соли. Что происходит?
Вода - растворитель.
15. Беседа
Что значит для человека эти свойства?
16. Обобщение. Страница 148
Люди придумали разную посуду, чтобы хранить воду дома, так как она растекается и не имеет своей формы.
Представьте себе, если бы у воды были вкус и запах! Любая пища, которую мы готовим с применением воды, имела бы её вкус и запах. И мы бы никогда не ощутили вкус и аромат всеми нами любимой картошки, гречневой каши, хлеба. А уж разные сорта чая были бы просто не нужны.
17. Беседа
А какая вода вкуснее? Дождевая, водопроводная, родниковая. Почему?
Но вода безвкусна, так как вкус воды зависит от растворённых в воде веществ.
Чем отличается минеральная вода от обычной – почему она так называется? Минеральная – корень «минерал» в слове даёт отгадку – в ней растворены определённые минералы.
18. Рассказ о пользе минеральной воды, об излечении болезней минеральной водой. Базедова болезнь (зоб) – развивается, когда в воде мало йода. Гастрит – повышенная кислотность – надо пить минеральную воду и растворённую в ней минералы – нейтрализуют лишнюю кислоту в желудке.
До нас дошли сказки о мёртвой и живой воде. Скорее всего, эти сказки родились из жизни – люди давно знали о чудесных исцеляющих свойствах минеральных вод.
IV. Итог урока. Что нового вы узнали?
1. Обобщение (работа с перфокартами). Что вам запомнилось?
Ребята, а сейчас мы закрепим то, что мы сегодня узнали о свойствах воды, делая опыты, и поработаем с перфокартами. Укажите свойства воды. Вода может находиться в трёх состояниях, каких?
2. Выставление и комментирование оценок. Сегодня на уроке все были активны, хорошо работали, за урок я поставлю оценки
3. Домашнее задание. Подготовить проект на тему «Охрана водоёма» (изобразить источники его загрязнения, придумать как охранять водоём, соблюдать его чистоту)

Сценка «Старик, старуха и рыбка»
Старуха. Дурачина ты, простофиля! Воротись, поклонись Рыбке. Попроси у неё чистой водицы – наша-то совсем загрязнилась (полаёт старику кувшин).
Ведущий. Пришёл старик к синему морю, стал он кликать Золотую рыбку. Приплыла к нему Рыбка, спросила.
Рыбка. Чего тебе надобно, старче?
Ведущий. Ей с поклоном старик отвечает.
Старик. Пуще прежнего старуха вздурилась, не даёт старику мне покою. Надобно ей чистой водицы, наша-то совсем загрязнилась.
Рыбка берёт у старика кувшин, наливает чистой воды.
Рыбка. Не печалься, ступай себе с Богом! Возьми чистую водицу.
Старуха. Как мне приятно выпить чаю-
Совсем не так, как в те года!
Спасибо, Рыбка золотая,
Что воду чистую дала.
Рыбка (обращаясь к залу и указывая на старуху).
Если лишь плясать и петь
И в мечтах всего хотеть,
Не поможет чудо вам,
Будет только горе там,
Где спускают все отходы
В наши реки, в наши воды.
Берегите воду сами,
Соревнуясь с чудесами!
Учитель. Пройдёт немного времени, и владелец воды станет властелином мира. Полцарства будут давать не за коня, как раньше, а за глоток воды.
- Наполняя стакан, чтобы утолить жажду, становясь под душ, плавая в чистом озере, помните о беззащитной воде.
Сценка «Разноцветная речка»
Разноцветная речка. Алло!
Прозрачная речка. Алло!
Разноцветная речка. Кто у телефона?
Прозрачная речка. Речка Прозрачная. А ты кто?
Разноцветная речка. Твоя подруга. Как у тебя дела?
Прозрачная речка. Хорошо! Живу и радуюсь. Вода чистая-пречистая. Не зря меня речкой Прозрачной зовут. Дети купаются, рыбаки рыбу ловят, со мной разговаривают. А ты как поживаешь?
Разноцветная речка. Плохо! Была я тоже речкой Прозрачной, да построили на моём берегу завод игрушек, две трубы проложили. Чистая вода поступает по одной трубе, а по другой трубе обратно выливается, но уже не чистая, а грязная. Стала я аллее мака.
Прозрачная речка. Да, плохи твои дела!
Разноцветная речка. Но я тебе ещё не всё рассказала. Ниже по течению ещё два завода построили: резиновой обуви и ситцевый. И стала я серо-буро-малиновой. Люди сердятся: ни постирать, ни умыться, ни жажды утолить, ни рыбы наловить. Остаётся только плакать. Теперь меня речкой Разноцветной зовут. Да разве обо всём расскажешь! Звонить дорого, лучше я тебе письмо напишу. Может быть, ты посоветуешь, как мне быть? До свидания!
Прозрачная речка. До свидания!





испарение


замерзание

конденсация

таяние