Как помочь обучающимися осознать личностную значимость достижения предметных и метапредметных результатов обучения?


Как помочь обучающимися осознать личностную значимость достижения предметных и метапредметных результатов обучения?
(на основе краеведческого материла)
«Принципом моей жизни было и остается: надо знать, надо уметь, надо желать, надо действовать!»
Т.С. Мальцев
10 ноября 1895 года в деревне Мальцево Кривской волости Шадринского уезда Пермской губернии (ныне село Мальцево Шадринского района Курганской области) родился наш земляк, чей жизненный путь стал для нас символом служения Отечеству - Терентий Семенович Мальцев.
Сегодня мы вспоминаем о нем не только как о «Главном хлеборобе России», почетном академике ВАСХНИЛ, авторе многочисленных статей, брошюр, книг по сельскому хозяйству...
Мы вспоминаем о нем, как о большом труженике и о человеке исключительной скромности. Это - наш учитель, который сам учился всю жизнь.
Как же мальчик, ни разу не переступивший порог школы, стал человеком, обладающим обширными научными познаниями, способным проводить опытническую работу, анализировать ее результаты, делать глубокие научные обобщения? То есть, осуществлять то, что мы называем сегодня «метапредметными действиями»?
А.М. Горький назвал Т.С. Мальцева талантливым самородком. Но талант Терентия Семеновича был многократно помножен на труд. «Учился я исключительно самостоятельно», - пишет в воспоминаниях Терентий Семенович. Он учился «с карандашом в руках», помня изречение Д.И. Менделеева: «Незаписанная мысль - потерянный клад». Сосчитано, что книг, на которых есть пометки Т.С. Мальцева в его библиотеке, около 1,5 тысяч. Еще в 30-е годы о нем было написано: "Нет такой области в естественных и общественно - политических науках, которыми не интересовался бы Терентий Мальцев. Он хочет знать как можно больше, с тем, чтобы эти знания применять в своей научно - исследовательской и общественно - практической деятельности..."
Итак, ответ очевиден: Терентий Семенович поставил перед собой цель и прилагал усилия для ее достижения. То есть он был лично заинтересован в достижении цели. А это как раз то, что мы называем сегодня "личностные результаты обучения".
Существует четыре мальцевские заповеди, обращенные к молодежи:
Первая - "надо знать". Знать, чтобы иметь определенную базу, осмыслив которую, можно было бы идти вперед: добывать новые знания, опровергать старые догмы... "Но знать - это только начало", - считал Т.С. Мальцев, а поэтому...
Вторая заповедь - "надо уметь". Уметь применять знания в своей практической деятельности. "Не тот пахарь, который хорошо пашет, а тот, который любуется своей пахотой", - любил повторять Мальцев.
Третья заповедь - "надо желать". Страстно стремиться осуществить мечту, ставшую целью жизни.
И четвертая - "надо действовать".
Но, обязательно нужно, чтобы все это захотел сделать сам человек. Тот
человек, который только начинает знакомиться с миром. А, отнюдь, не его окружение. Учителя и родители - это только помощники, которые могут подсказать и направить. Знать, уметь, желать, действовать должен сам ребенок.
Пятый год школы России работают в условиях реализации ФГОС, осуществляя помощь учащимся в достижении предметных, метапредметных и личностных результатов в процессе обучения. И пример Т.С. Мальцева - чрезвычайно показателен. Если мы сможем помочь учащимся осознать личностную значимость достижения предметных и метапредметных результатов обучения, то КПД обучения значительно вырастет.