План — конспект открытого урока по рукоделию с инвалидами по зрению Изготовление цветов из бисера


План-конспект открытого урока по теме:
«Изготовление цветов из бисера»
преподавателя рукоделия курса социальной реабилитации
Корнеевой Татьяны Геннадьевны
26. 09.2014 г.
Тема: « Изготовление цветов из бисера»
Цели:
-определить уровень знаний, умений, выявить качество навыков;
- привлечь учащихся к оценке собственной деятельности.
Задачи:
а) учебно-образовательные:
- совершенствовать умения работы со схемами;
- закрепить навыки параллельного и игольчатого плетения;
б) развивающие:
- развивать навыки самостоятельной работы, мелкую моторику, память.
- развивать способность адекватно оценивать свою работу, замечать свои ошибки.
в) воспитывающие:
- воспитывать эстетический вкус, аккуратность, терпение, внимательность.
Тип урока: урок контроля и коррекции знаний и умений.
Вид урока: практикум
Структура урока: Время:
1. Организационный момент. 2 мин.
2. Проверка знаний учащихся. 3 мин.
3. Постановка цели занятия перед учащимися.
Первичная проверка понимания. 3 мин.
4. Самостоятельная работа учащихся над заданием. 72 мин.
5. Оценка результатов учителем и учащимися. 5 мин.
6. Подведение итогов. 3 мин.
7. Домашнее задание. 2 мин.
Оснащение урока: бисер, проволока, ножницы, схемы плетения.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
- выяснение физического состояния и психологического настроя учащихся, их готовности к уроку.
II. Проверка знаний учащихся.
Фронтальный опрос учащихся по следующим вопросам:
- какую большую тему мы изучили?
- Какие способы плетения вы уже знаете?
- какие виды бисера вы знаете?
- с каким бисером вам легче работать?
- расскажите последовательность наращивания проволоки.
III. Постановка цели перед учащимися.
Сегодня нам предстоит серьезная работа. Мы с вами уже изучили способ параллельного плетения, плетение «коралл», петельное плетение. Вы научились работать со схемами. Пришло время вам показать свои умения и понять - над чем вам еще нужно поработать. Будем плести букет из маков.
А вы знаете, что «букет» — слово французское и означает собранные вместе цветы? Но второе значение этого слова — «запах, аромат». Именно это значение и было сначала основным. Самые первые букеты собирались для аромата, поэтому для их составления использовались невзрачные, но душистые цветы: резеда, мята, жасмин, гвоздика, базилик и другие.
Лариса Кузьминская «Букет»
 Красиво подобрана музыка красок, -
 Созвездья волшебный несут  аромат,
 Любимцы бульваров, аллей и садов,
 Поклонники алых восходов, закатов…
 Гвоздика, жасмин, базилик, тубероза,
 Кругами цветными  лежит красота,
 Дарует нам радости светлые слезы,
 В которых мерцает небес чистота.
А вот еще одно лирическое четверостишье это поэтессы:
Мягкий шелк покрыл зеленый луг
Ангелы над маками летают,
Колокольчики в руках их оживают,
И от маков ало все вокруг.
До чего же красивы эти полевые цветы на тонкой высокой ножке, увенчанной нарядной алой шапочкой с угольно-чёрной серединкой в обрамлении изящных тычинок!
Как нежно и беззащитно трепещут тончайшие лепестки мака с красивыми волнистыми краями, как мягко колышутся удлинённые резные маковые листочки под дыханием ветра!
Яркие всполохи множества маков на зелёном летнем поле… Прекрасные цветы – маки, которые нашли отражение в творчестве поэтов, художников.
И вы сегодня попробуете создать этот прекрасный цветок из бисера. Вам потребуется бисер красный, черный, зеленый.
Давайте рассмотрим форму лепестков цветка, форму бутона, листьев.
Цветок мака состоит из 6 круглых красных лепестков, черных тычинок и круглой коробочки с семенами. Листья зеленые зубчатые.
В крайней баночке слева у вас находится красный бисер, в крайней баночке справа находится зеленый бисер, а черный бисер находится посередине.
Начинайте плетение с лепестков мака, затем будем плести листик и, в завершение – тычинки.
Давайте рассмотрим схемы лепестка ( приложение № 1), листика (приложение №2) и тычинок мака - у вас на столе есть такие схемы. Все ли вам понятно? Тогда приступайте к работе, соблюдая все правила техники безопасности.
IV. Самостоятельная работа учащихся.
Во время самостоятельной работы педагог контролирует соблюдение техники безопасности при работе с острыми предметами, оказывает помощь и рассказывает учащимся дополнительную информацию о маках (легенды, мифы и др.) (приложение 3).
V. Оценка результатов учителем и учащимися.- как вы оцениваете свою работу?
- в чем испытывали трудности?
- как вы считаете – над чем вам еще нужно поработать?
VI. Подведение итогов.
Я благодарю вас за труд, за прекрасный результат. Вы все старались сделать работу красивой и аккуратной. Надеюсь, что ваша коллективная работа будет украшением выставки изделий из бисера. (приложение №4 – фото учащихся во время занятия).
VII. Домашнее задание.
Отрабатывать технику соединения проволоки.
Приложение № 1. Лепесток мака.

Приложение № 2. Листик мака.

Приложение № 3. Легенда о маке.
Есть несколько легенд связанных с появлением мака. Когда Господь создал землю, животных и растения, все были счастливы, кроме Ночи. Как ни старалась она при помощи звезд и светящихся жучков рассеять свой глубокий мрак, слишком много красот природы она скрывала, чем всех отталкивала от себя. Тогда Господь создал Сон, сновидения и грезы, и вместе с Ночью они стали желанными гостями. Со временем в людях пробудились страсти, один из людей даже задумал убить своего брата. Сон хотел остановить его, но грехи этого человека мешали ему подойти. Тогда Сон в гневе воткнул свой волшебный жезл в землю, а Ночь вдохнула в него жизнь. Жезл пустил корни, зазеленел и, сохраняя свою вызывающую сон силу, превратился в мак.
Мак служил символом плодородия из-за своей большой плодовитости. Поэтому он является постоянным атрибутом Геры (Юноны) - богини плодородия и супружества. Храм и статуя богини плодородия и супружества - Геры (Юноны) на острове Самос украшались маковыми головками. С маком в руке всегда изображалась богиня жатвы - Церера (Демитра). Из цветков мака и хлебных колосьев плели венки, которыми украшали ее статуи. Часто саму богиню называли Меконой (от греческого mecon, makon - мак).
Древние греки считали, что этот цветок был сотворен богом сна Гипносом для Деметры, когда она настолько устала в поисках своей пропавшей дочери Персефоны, которую украл Аид, повелитель подземного царства мертвых, что не могла более обеспечивать рост хлебов. Тогда Гипнос дал ей мака, чтобы она заснула и отдохнула.
С маком иногда изображали Персефону - ее представляли обвитой гирляндами маковых цветов - как символ спускающегося на землю в это время покоя. По древнеримской легенде - он вырос из слез Венеры, которые она проливала, узнав о смерти прекрасного юноши Адониса. Согласно буддийской легенде, мак вырос на земле, которую коснулись ресницы засыпающего Будды.
Мак называют "слепой удар", поскольку яркий красный цвет мака действует ослепляюще, и "слабая голова", т.к. запах его цветов вызывает головную боль. Этот цветок является атрибутом Гипноса. Его изображали в виде лежащего или сидящего юноши или ангела с опущенными крыльями, несущего в руках маковые головки, иногда с венком из маковых головок на голове.
"Прекрасный, юный бог сна Гипнос. Он неслышно носится на своих крыльях над землей с головками мака в руках и льет из рога снотворный напиток. Нежно касается он своим чудесным жезлом глаз людей, тихо смыкает веки и погружает смертных в сладкий сон. Могуч бог Гипнос, не могут противиться ему ни смертные, ни боги, ни даже сам громовержец Зевс: и ему Гипнос смыкает грозные очи и погружает его в глубокий сон..."
Он был атрибутом бога смерти - Танатоса, поэтому его изображали в виде юноши с венком из мака, но с черными крыльями, в черном одеянии и гасящего опрокинутый горящий факел. Царство сна Морфея было засажено маками.
Мак так же считается цветком ангелов, так как его употребляют для украшения церквей в день Сошествия Святого Духа. Маленькие дети, одетые ангелочками, идут в этот день в процессии перед священником, несущим Святые дары, и осыпают дорогу перед ним маковыми цветками.
Легенда о маке.
Дело было весной, той весной, когда Господь создавал и тварей, и растения. По Его мановению, цветок возникал за цветком, тварь за тварью. Вся земля была ими уже покрыта. Всюду царили радость и согласие. Животные и люди жили друг с другом в полнейшем мире, и с утра до вечера только и раздавалось, что ликование.
Одно лишь существо не разделяло всеобщей радости, всеобщего счастья и печально бродило по молодой земле — это была ночь. И потому бродила она так печально, что каждое существо на земле имело свою подругу, а она одна лишь оставалась одинокой. К тому же она чувствовала, что была единственным существом на земле, к которому остальные приближались с неохотой... И когда восходящее солнце, озаряя землю своими чудными, лучезарными лучами, приводило всех в восторг и вызывало всеобщее ликование, еще тяжелее чувствовала она свое одиночество...
Горе это, наконец, заметили цветы и старались всячески смягчить его и доставить ей, по мере своих слабых сил, возможно большую радость. Но что могли бедняжки предложить ей в утешение, кроме своих чудных красок и своего упоительного благоухания? И вот многие из них стали задерживать свой запах днем и испускать его только ночью. И хотя это утешение было, конечно, ничтожно, но ночь чувствовала себя все-таки уже несколько менее одинокой: разносившийся всюду чудный запах показывал ей, что есть-таки существа, которые сочувствуют ей и которые хотят утешить ее в тяжелом горе. Однако слабое утешение это было недостаточно, и ночь, в конце концов, вне себя от горя, бросилась к подножию трона Всевышнего и обратилась к Нему с мольбой:
— Всесильный Боже, — говорила она ему. — Ты видишь, как все созданные Тобою существа счастливы, и как я одна только брожу без радости, одинокая и никем не любимая на земле, не имея даже существа, которому могла бы поведать свое горе... Сжалься же, Всевышний, надо мной, умерь мою скорбь, создай мне товарища, дай мне верного друга и спутника жизни!
Господь улыбнулся этим словам, услышал мольбу ночи и, сжалившись на ней, создал сон и дал ей его в товарищи.
Ночь с восторгом приняла этого дорогого друга в свои объятия, и с тех пор началась для нее новая жизнь. Теперь она не чувствовала себя более одинокой, повсюду ее встречали с радостью, так как сопровождавший ее благодетельный сон является всеобщим любимцем всех живых существ... Вскоре к ней присоединились еще новые милые существа: ее и сна дети — сновидения и грезы. Вместе с ночью и сном разлетались они по всей земле и делались всюду такими же желанными гостями, как и их родители.
Не прошло, однако, много времени, как люди, бывшие вначале простодушными и чистосердечными, изменились. Страсти в них пробудились, и в душе их становилось все мрачнее и мрачнее. ...некоторые сновидения, придя в близкое соприкосновение со злыми людьми, сделались легкомысленными и недружелюбными. Сон заметил эту перемену в своих детях и, хотел было от себя таких прогнать, но сестры и братья заступились за них и стали просить его: «Оставь нам наших провинившихся братьев и сестер, они не так уж скверны, как кажутся; мы обещаем тебе общими усилиями исправлять их, как только они будут сбиваться с пути».
Отец согласился на просьбу своих добрых детей, и таким образом в их сообществе остались тяжелые и мрачные сновидения...
Между тем человечество становилось все хуже и хуже, и жизнь его делалась все тяжелее и тяжелее. Однажды один из совсем испортившихся людей лежал среди чудной ночи на благоухавшем чудными ароматами лугу. Сон и грезы подступили к нему, но грехи его мешали им подойти к нему. В душе его зародилась страшная мысль, мысль убить своего родного брата. Напрасно брызгал на него сон своим волшебным жезлом капли успокоения, напрасно убаюкивали его своими пестрыми картинками грезы, — несчастный все более и более уклонялся от их благодетельного влияния. Тогда сон созвал своих детей и сказал: «Если так, то улетим от него, дети, — он недостоин наших даров!» — и они улетели.
Однако, такая небывалая неудача сильно раздражила сон, и, отлетев на далекое расстояние от не покорившегося его влиянию человека, он долго никак не мог успокоиться; особенно же он никак не хотел простить своему волшебному жезлу выказанное им бессилие и в гневе, наконец, воткнул его в землю. Кружившиеся же тем временем вокруг него грезы, играя, увешали этот жезл теми легкими, воздушными, пестрыми образами, которые они хотели навеять на несчастного, оттолкнувшего их от себя, человека.
Все это видела ночь и, сжалившись над ни в чем неповинным жезлом, вдохнула в него жизнь, чтобы он мог пустить корни. И жезл, сохранив в себе вызывающую сон силу, зазеленел и превратился в растение, а покрывавшие его дары грез превратились в красивые, разнообразно изрезанные листья. Растение это — был мак.