Конспект урока по окружающему миру на тему Замечательное вещество- вода. Свойства воды ( 3 класс УМК Гармония.)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Бурмакинская средняя общеобразовательная школа №1
р.п. Бурмакино Некрасовского района Ярославской области
Урок по предмету «Окружающий мир» 3 «а» класс
УМК « Гармония»
Тема: «Замечательное вещество- вода. Свойства воды».
Муниципальный фестиваль открытых занятий и уроков
«Интерактивные формы организации образовательного процесса как одно из средств реализации стандартов»
Учебник «Окружающий мир» 3 класс
Авторы : О.Т. ПоглазоваН.И.ВорожейкинаВ.Д.ШилинРабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс
Авторы : О.Т. ПоглазоваН.И.ВорожейкинаВ.Д.ШилинУчитель Соловьева Г.А.

2014 г.
Технологическая карта урока:
Тип урока: урок-исследование объекта , открытие новых знаний.
Основной метод обучения: исследование - наблюдение .Объект- (вода)
Тема урока «Замечательное вещество- вода. Свойства воды».
Цель темы: Предметные знания и умения
-учиться выдвигать гипотезы и проверять их.
-определить какие опыты можно провести для выявления свойства воды
- выяснить значения воды для живого свойства воды»
- учиться проводить простейшие опыты, наблюдать, делать выводы по результатам.
-учиться фиксировать свои наблюдения в заданной форме.

Развивающие:
-Умение планировать опыты, подбирать оборудование и материал к ним.
- развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь.
Воспитательные:
-воспитывать интерес к изучаемому материалу ,
-воспитывать умение слушать других, высказывать своё мнение.
Основное содержание темы, термины и понятия: Среда обитания, водоём, водяная мельница, водопровод, родник, коромысло, водовоз.
Прозрачность, растворитель.

Планируемый результат урока : Учащиеся научатся:
- выдвигать гипотезы и проверять их.
- проводить простейшие опыты, наблюдать, делать выводы по результатам и фиксировать свои наблюдения в заданной форме ( таблица)
- узнают о бережном использования воды;
- научатся выделять существенные признаки, работать с таблицами.
Предметные умения, УУД: Личностные УУД:
- учебно-познавательный интерес к исследовательской деятельности.
- осуществлять самоконтроль и самооценку результата;

Познавательные УУД:
- выполнять умственные действия (анализировать, сравнивать, обобщать материал);
- нахождение необходимой информации из прочитанного;
- выдвигать свои гипотезы и проверять их.
Коммуникативные УУД:
- умение работать в группах, учитывая мнение собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- планируют и используют последовательные действия при выполнении работы;

Организация учебного пространства
Межпредметные связи
Русский язык, технология, занятия проектной деятельности. Формы работы
Групповая, индивидуальная, работа в парах. Ресурсы
I Создание мотивации.
Цель – заинтересовать учащихся в решении данной проблемы. Проблемная ситуация.
Что определяет уникальность вещества-воды?
II этап. Постановка проблемы. Учебно-познавательная деятельность
Цель: изучить свойства воды в ходе практической работы, сделать выводы.
Последовательность изучения:
-определение темы урока ;-выдвижение своих гипотез;
-определение методов исследования для подтверждения выдвинутых гипотез;
-составление плана и корректировка исследования;
-проведения опытов

Диагностическое задание
I II этап. Контроль и оценка результатов деятельности.
Формы контроля; контрольное задание. Оценка результатов деятельности
Самооценка.
Оценка в группе, парах. Оценка учителя
Тема урока :«Замечательное вещество- вода. Свойства воды».
Цели урока :Образовательные:
- определить свойства воды с помощью органов чувств и экспериментальным путём,
Формировать практические умения проводить простые опыты, наблюдать и фиксировать результаты наблюдений.;Развивающие:
уметь планировать опыты, подбирать оборудование и материал к ним.
- развивать наглядно-образное и логическое мышление, речь.
- развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций;
Воспитательные:
-воспитывать интерес к водным пространствам,
-воспитывать умение слушать других, высказывать своё мнение.
Ход урока :I. Создание мотивации к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- учить формулировать тему урока учащимися;
СЛАЙД №1-2
Учитель читает стихотворение.
Громко прозвенел звонок.
Начинаем наш урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Мне очень приятно видеть вас на уроке и я уверена , что вы готовы слушать меня и слышать ответы своих товарищей, спрашивать и отвечать, рассуждать?
-А чтобы урок наш прошел интересным и полезным для нас, мы д
На уроке новое будем ……..,изучать
Полезные данные будем … получать
Свои мнения… высказывать
На поставленные вопросы ……………, отвечать
И, конечно, как всегда
Мышление …………..! развивать
II.Повторение материала.Цели:
- повторить материал предыдущего урока учащимися;
Слайд 3
Давайте вместе подумаем как мы построим наш урок?
Составление плана урока вместе с детьми. .Слайд 4, 5, 6
Какую последнюю тему мы изучали?
Повторение сведений о телах и веществах, частицах.
Задайте вопросы по пройденной теме своим товарищам.
III. Формулирование темы урока, постановка цели (5 мин)
Каждый урок учит нас новому, помогает делать открытия.
- Сейчас я покажу вам фрагмент из фильма, после просмотра попробуйте ответить:
О чем пойдет речь на нашем уроке? Внимание на экран.
(слайд 7)
(Видеофрагмент «Вода»)
Изучение нового
Предположите , о чем будем с вами говорить на уроке? (О воде)
-А кто из вас сможет мне ответить что такое вода?
Работа с толковым словарём .Как звучит тема в учебнике. Почему?
Да, вода это уникальное вещество. Чем же оно уникально, необычно?
Слайд 8
Итак, сегодня на уроке мы будем говорить о воде и её свойствах.
Как вы считаете, важна ли вода для жизни? Почему?
Где можем найти ответ на свой вопрос?
Работа с учебником – стр 95
Для чего организму нужна вода?
Что об этом говорит нам учебник?
Слайд 9, 10, 11, 12
Выборочное чтение при ответе на вопросы.
Работа с вопросами учителя.
Чем важна вода?
-поила и кормила людей в старину,
-была дорогой,
-нужна растениям,
– вода помогает переваривать пищу, доставлять питательные вещества всему организму и выводить из него ненужные вещества.
Рассказ учителя
Слайд13, 14, 15, 16, 17, 18
Слайд 19
Физминутка для глаз
Вы предположили , что вода, это вещество. Как это доказать?
Что присуще веществам?
-свойства-
Знакомы ли мы со свойствами воды?
Можем ли их определить?
(слайд 20)
Постановка проблемы.
Перед вами жидкость (Показываю сосуд с прозрачной жидкостью) и предположительно это вода.
Какую гипотезу вы выдвигаете из просмотренного ролика и темы урока?
Ответы детей: это вода.
Что будем исследовать?
- неизвестную жидкость в сосуде.
- Как вы думаете, что это? (Ответы детей)
- Похоже на воду. Можно ли точно сказать, что это вещество – вода? (Нет! Да! – ПОЧЕМУ?) Видели ли вы похожие жидкости?
Что помогает отличить одно вещество от другого?
Органы чувств, вкус запах.
Сформулируйте цель нашего урока.
Цель ? выяснить « Представленная жидкость является – водой?»
как исследуют любое вещество?
- Как же мы будем исследовать воду?
1. Можно проделать опыты и понаблюдать за веществом.
2. Сделать вместе выводы.
Работа по проведению опытов.
Что необходимо вспомнить, при проведении опытов? Повторение ПТБ
- Все результаты опытов вы будете записывать в «Лист наблюдений» ( сказать как отмечать)
Работа в группах.
Предлагаем свои мысли и идеи.
ОПЫТ №1
Слайд 21
Опыт 1. Уч-ль:
Выберите полоски бумаги на парте. Сравните цвет жидкости с цветом полоски. Имеет ли вода цвет?
Уч-ся: Вода не имеет цвета
Вывод: вода не имеет цвета
- Фиксируем вывод в «Листе наблюдений»
Опыт 2.
Уч-ль: Приложите к стакану полоски с надписями? Можно ли прочесть? Какие слова?
Уч-ся: Да
-Что можно сказать?
Вывод: вода прозрачна
Давайте побудем на минутку фокусниками и кисточкой, взяв любую краску, размешаем её в воде.
Уч-ль: Что произошло?
Уч-ся: Вода изменила цвет.
Уч-ль: А от чего зависит цвет воды?
Уч-ся: от растворённого вещества.
Уч-ль: Когда и какие фокусы вода делает в жизни?
Уч-ся: завариваем чай или кофе.
ОПЫТ №3
Слайд 22
Какими органами чувств можно узнать воду?
Вода приобретает какой-нибудь вкус? Когда? ( Можно её посолить, посластить)
ОПЫТ №4
Слайд 23
-Имеет ли она запах?).ОПЫТ №5
Слайд 24
Уч-ль: Посмотрите внимательно, что я делаю?
-переливаю воду в другие сосуды.
Какой вывод можно сделать?
Уч-ся: Вода принимает форму того сосуда, в котором находится. Своей формы вода не имеет.
ОПЫТ № 6
Слайд 25
Уч-ль: А сейчас добавьте в 1стакан соль, а во 2 стакан - песок. Размешайте. Что произошло с солью?
Уч-я: она растворилась
Вывод: Вода – растворитель
А песок растворился?
Все ли вещества растворяет вода?
Слайд 26
Это интересно!!!!
Рассказ учителя про интересное о воде.
Слайд 27
Мы доказали с вами, что вода это жидкость. Да
Итог наших исследований . Какое вещество мы исследовали? (Вода)
- Какими свойствами она обладает?
Посмотрите на зафиксированные результаты и сделайте вывод.
Вывод: Вода прозрачная, бесцветная жидкость, не имеющая ни вкуса, ни запаха. Вода растворитель, но не все вещества она растворяет.
Закрепление.
Какой проблемный вопрос был?
Ответили ли мы на него
- Что нового о воде узнали?
7. Рефлексия .Подведем итог нашего исследования.
Достигли ли цели урока??
– Перечислите свойства воды.
- Как нужно относиться к воде? (бережно, экономно, охранять ее от загрязнения).
- Оцените свои знания на конец урока. (капельки)
Синяя – работой доволен ,узнал на уроке много;
Другой – не доволен работой ,не узнал нового.
IX. Домашнее задание:
Найти материал о воде для проекта.
-Стихи о воде.
-рисунки о воде
– подобрать пословицы о воде.
Слайд 28
А закончить урок мне хотелось бы словами Антуана Сент -Экзюпери- «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь… Ты самое большое богатство на свете»
Слайд 29
-Спасибо за урок!
Интернет-ресурсы и литература:
- Учебник «Окружающий мир» 3 класс
Авторы : О.Т. Поглазова , Н.И.Ворожейкина , В.Д.Шилин
-Рабочая тетрадь «Окружающий мир» 3 класс
Авторы : О.Т. Поглазова , Н.И.Ворожейкина , В.Д.Шилин
- Яндекс. Картинки
Слайды из презентации «Вода и её свойства» к уроку окружающего мира на тему «Свойства воды» url=http://900igr.net/prezentatsii/okruzhajuschij-mir/Voda-i-ejo-svojstva/Voda-i-ejo-svojstva.html] Вода и её свойства[/url] http://images.yandex.ru/?lr=213&source=wiz
- видеоролик Некрасовский край
- Журнал «Педагогическое мастерство» №3 2003г.
«Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир», -Н.Т.Брыкина,
О.Е.Жиренко, Москва: «Вако», 2004г.
Приложение
РАЗВИВАТЬ
ИЗУЧАТЬ

ИЗВЛЕКАТЬ

Исследователи

ВЫСКАЗЫВАТЬ


Лист наблюдений «Свойства воды»
Результаты наблюдений фиксируй в таблице знаками «+ » или «-»1опыт.
Приложите к стакану с водой полоски бумаги. Сравните цвет воды и полосок. Заполните таблицу.
Полоска бумаги вода
ГолубаяСерая
Жёлтая
Белая
Зелёная Вывод: вода______________________
Опыт 2.
Опусти в стакан ложку. Видна ли она?
Вывод: вода __________________
Опыт 3
Вспомни вкус воды.
Можно сказать, что она:
сладкая, горькая, солёная, кислая?
Имеет ли она вкус? Когда?
Вывод: вода _________________
Опыт 4.
Понюхай:
Есть ли у неё запах?
Вывод: вода ________________
Опыт 5.
Перелейте воду в стакан, имеет она форму?
Вывод : вода __________________
Опыт 6
Положи в стакан немного сахара и размешай.
Что произошло?
-А теперь насыпь немного песка.
Что ты замечаешь?
Подчеркни правильный ответ:
- вода растворяет все вещества,
-вода не растворяет вещества- вода –растворитель, но не все вещества она растворяет
Вывод:
2011 год.
Районный уровень:
Школьный уровень:
"Методика введения проектно-исследовательской деятельности на начальном этапе обучения".
"Организация коррекционной деятельности, как одно из условий "школьной успеваемости".
27.01-"Создание условий для успешного внедрения ФГОС начального общего образования".
17.11-"Преемственность между начальной школой и детским садом. Проблемы адаптации первоклассников".
10.11-"Организация внеурочной деятельности в 1-4 классах МБОУ Бурмакинской СОШ №1".
07.12-"Преемственность в обучении между начальным и основным образованием "
"Анализ результатов реализации ФГОС на первой ступени образования".
" Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного типа образовательной системы "Гармония"-районный уровень.
2012 год.
Школьный уровень:
7.11-"Создание положительной мотивации к обучению у младших школьников"
26.01-"Выполнение образовательной программы ФГОС НОО"
2013 год.
08.11-"Программа воспитания и социализации".
"Повышение качества обучения через внедрения здоровьесберегающих и развивающих технологий"
2014 год.
13.02.-"Анализ состояния преподавания математики в 1-4 классах"
20.11- "Требования к педагогам начальных классов в связи в введением профессионального стандарта". педагога"
"Проектная деятельность младшихшкольников в свете реализации ФГОС"-педагогические чтения.