Выступление на педагогическом совете на тему Современные приёмы обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями элементам компьютерной грамотности


Выступление на педагогическом совете
Современные приёмы обучения учащихся с интеллектуальными нарушениями элементам компьютерной грамотности
Учитель информатики Афанасьев Антон Анатольевич
В настоящее время большинство специальных (коррекционных) образовательных школ имеют в своем арсенале современные технические средства обучения (ТСО). Учебные кабинеты оснащаются интерактивными досками, мультимедийными проекторами, рабочее место учителя оборудуется персональным компьютером, сканером и принтером. Многие коррекционные учреждения имеют точки выхода в глобальную сеть Internet. В некоторых школах для детей с особыми образовательными потребностями функционируют компьютерные классы.
Постоянно меняющиеся социально-экономические условия жизни в нашей стране требуют пересмотра содержания подготовки умственно отсталых детей к самостоятельной жизни в современном обществе. Так, в условиях стремительного развития информационных и коммуникационных технологий стала невозможна успешная адаптация данной категории учащихся без формирования у них в учебно-воспитательном процессе элементарных навыков использования компьютера.
В отличие от общеобразовательной школы, где в процессе изучения информатики учащиеся усваивают знания, составляющие основу научных представлений об информационных процессах, системах и моделях, овладевают умениями организовывать собственную исследовательскую деятельность с применением компьютерных технологий и планировать ее результаты, учебно-воспитательный процесс коррекционных школ должен быть направлен на формирование первоначальных представлений об информации, как знаниях, получаемых из книг, газет, журналов, телепередач, фильмов, а также от людей. Умственно отсталые школьники должны уточнить и обобщить сведения об основных видах информации (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео) и способах работы с ней, первоначальные представления о которых учащиеся получают в ходе учебной деятельности при изучении различных дисциплин. Такие элементарные информационные знания и умение работать на компьютере помогут в дальнейшем человеку с нарушением интеллектуального развития более осмысленно ориентироваться в окружающем его современном мире.
В специальной (коррекционной) школе VIII вида формирование элементарных информационных знаний и умений осуществляется в следующих направлениях (рис. 1).
-228600228600Обучение школьным дисциплинам
(работа с учебником, географическими и историческими картами, наблюдения, просмотр видеофильмов, слайдов мультимедийных презентаций, прослушивание аудиофрагментов, выполнение упражнений на компьютере и др.)
00Обучение школьным дисциплинам
(работа с учебником, географическими и историческими картами, наблюдения, просмотр видеофильмов, слайдов мультимедийных презентаций, прослушивание аудиофрагментов, выполнение упражнений на компьютере и др.)

400050010858500400050010858500205740010858500205740010858500
331470030480Обучение элементам компьютерной грамотности на уроках информатики
(выполнение практических работ на компьютере в различных прикладных программах)
00Обучение элементам компьютерной грамотности на уроках информатики
(выполнение практических работ на компьютере в различных прикладных программах)
-22860030480Использование информационных технологий в коррекционной работе, направленной на предупреждение, исправление и сглаживание недостатков развития учащихся (использование специальных компьютерных программ, выполнение упражнений на персональном компьютере)
00Использование информационных технологий в коррекционной работе, направленной на предупреждение, исправление и сглаживание недостатков развития учащихся (использование специальных компьютерных программ, выполнение упражнений на персональном компьютере)

308610019050000308610019050000
Рис. 1. Направления работы по формированию элементарных информационных знаний и умений в специальной (коррекционной) школе VIII вида
В процессе обучения и в ходе коррекционной работы компьютер чаще всего используется педагогами для подготовки необходимых для занятий учебных пособий, демонстрации аудиовизуальных материалов учащимся, а также для ведения личного архива, сбора, поиска и обмена информацией в сети Internet. Отсутствие элементарной компьютерной грамотности у умственно отсталых детей затрудняет, а в некоторых случаях делает невозможным использования компьютера для организации индивидуальной, групповой форм работы учащихся при выполнении различных заданий и упражнений на уроках при традиционной форме обучения.
Целью курса предмета элементы информатики является подготовка умственно отсталых школьников к использованию компьютера в учебной деятельности и повседневной жизни.
На уроках дети получают элементарные теоретические знания в области информатики (например, понятие «информация», устройство компьютера, техника безопасности и организация рабочего места, некоторые сведения о компьютерных программах и т.п.) и практические умения и навыки работы в операционной системе Windows с наиболее распространенными и широко используемыми приложениями Microsoft Office. Так, учащиеся выполняют вычисления с помощью программы Калькулятор, рисунки в графическом редакторе Paint, работают с текстами, создают списки и таблицы в редакторе Word слайды, получают навыки работы с программами Power Point, Internet Explorer и др.
При организации уроков по изучению элементов компьютерной грамотности необходимо использовать различные методы и средства обучения. Это позволит достичь наибольшего педагогического эффекта. Важное значение в понимании и осмыслении изучаемого материала имеет умение педагога доступно и увлекательно проводить объяснение, беседу с учащимися, используя для этого наглядные средства. Работа над новой темой обязательно должна заканчиваться кратким обобщением изложенного материала, формулированием основных выводов. Для того чтобы приобретаемые знания становились более осмысленными, необходимо проведение самостоятельной работы школьников на компьютере (компьютерного практикума). Такая структура урока позволяет гармонично объединить в себе наблюдение, живое слово учителя и практическую деятельность учащихся: прослушав объяснение, понаблюдав за действиями педагога, изучив или составив инструкцию (алгоритм действий), ребенок выполняет задание на компьютере. Работа по инструкции требует от умственно отсталых детей значительного напряжения волевых усилий, поэтому многие учащиеся затрудняются в выполнении заданий по предложенному им алгоритму (пропускают отдельные пункты, меняют их местами и др.). Очень важно, чтобы педагог в ходе урока оказывал детям своевременную дифференцированную помощь. На наш взгляд, ряд учебных заданий для выполнения на компьютере должен быть направлен на развитие у школьников навыка самоконтроля.
Разрабатывая задания для проведения компьютерного практикума, необходимо реализовывать межпредметные связи с учебными дисциплинами специальной (коррекционной) школы VIII вида. Это позволяет использовать знания, умения и навыки, приобретенные детьми при изучении других предметов, а также обеспечивает возможность формирования представлений об объектах и явлениях окружающего мира с разных точек зрения.
0303530Задумай любое трехзначное число. С помощью программы Калькулятор выполни следующие действия:
1) умножь задуманное число на 3;
2) к ответу прибавь 21;
3) раздели ответ на 3;
4) вычти их ответа задуманное число.
У тебя должно получиться число 7.
Какое число ты задумал? _______
Задумай еще одно трехзначное число_______. Выполни те же действия. Какое число у тебя получилось?______
00Задумай любое трехзначное число. С помощью программы Калькулятор выполни следующие действия:
1) умножь задуманное число на 3;
2) к ответу прибавь 21;
3) раздели ответ на 3;
4) вычти их ответа задуманное число.
У тебя должно получиться число 7.
Какое число ты задумал? _______
Задумай еще одно трехзначное число_______. Выполни те же действия. Какое число у тебя получилось?______

Рис. 2
Выполни задание, используя следующую инструкцию:
Прочитай текст.
Определи, о каком объекте идет речь.
Этой колокольне 400 лет. Она находится на территории Московского Кремля. Названа она в честь святого Ивана. Построена из белого камня - известняка. Долгое время эта колокольня была самой высокой постройкой в Москве. Запрещалось строить здания выше её. А.С. Пушкин в детстве любил подниматься на эту колокольню и любоваться Москвой.
Открой программу Internet Explorer.
Найди фотографию данного объекта в сети Internet.
Копируй найденную фотографию, с помощью команды копировать изображение
Открой текстовый редактор Word. Выполни команду Вставить.
Измени размер фотографии до нужного размера
Расположи фотографии после текста по центру страницы.
Сохрани документ в собственной папке под именем Достопримечательности Москвы.
Выполни задание, используя следующую инструкцию:
Прочитай текст.
Определи, о каком объекте идет речь.
Этой колокольне 400 лет. Она находится на территории Московского Кремля. Названа она в честь святого Ивана. Построена из белого камня - известняка. Долгое время эта колокольня была самой высокой постройкой в Москве. Запрещалось строить здания выше её. А.С. Пушкин в детстве любил подниматься на эту колокольню и любоваться Москвой.
Открой программу Internet Explorer.
Найди фотографию данного объекта в сети Internet.
Копируй найденную фотографию, с помощью команды копировать изображение
Открой текстовый редактор Word. Выполни команду Вставить.
Измени размер фотографии до нужного размера
Расположи фотографии после текста по центру страницы.
Сохрани документ в собственной папке под именем Достопримечательности Москвы.

Рис. 3
Работа школьников на компьютере предполагает обязательную реализацию индивидуального и дифференцированного подходов. В первую очередь, это связано с неоднородностью состава учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида, с особенностями познавательной деятельности каждого ребенка. В связи с этим задания для самостоятельного выполнения детьми во время компьютерного практикума должны иметь разные уровни сложности. Для школьников, имеющих опыт работы на компьютере, педагог должен подбирать задания в соответствии с их пользовательскими навыками.
На уроках желательно отвести время на работу учащихся старших классов с внешними устройствами компьютера (принтер, сканер). Умственно отсталые школьники должны уметь выполнять следующие простейшие операции: помещение в лоток принтера чистых листов бумаги, распечатка документа, помещение текстового или иллюстративного материала в сканер, сканирование документа.
Таким образом, по завершении курса «Элементы информатики» учащиеся будут иметь не только представления о принципах работы и возможностях использования компьютерной техники, но и практические умения работы с ней.