Статья Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования


Слайд 1. Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования
Мавлютова Н.М., зам.директора по УВР
МБОУ «СОШ №19» г. Салавата
Слайд 2. Принципиальным отличием современного подхода к уроку является ориентация всей деятельности учителя на результаты освоения основной образовательной программы (например, на реализацию учебно-познавательных и учебно-практических задач).
Слайд 3. Кратко система требований к современному уроку может быть представлена следующим образом:
Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, диагностируемые цели.
Мотивация. Учитель должен сформировать интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата.
Практическая значимость знаний и способов деятельности. Учитель должен показать обучающимся возможность применения полученных знаний.
Отбор содержания. На уроке должны быть качественно отработаны планируемые результаты, которые подвергаются контролю.
Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
Построение этапов урока: постановка учебного задания – деятельность по его выполнению – подведение итога деятельности – контроль процесса и степень выполнения – рефлексия.
Использование эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности посредством учебных заданий.
Подведение итогов каждого этапа урока обучающимися, наличие обратной связи.
Наличие блоков самостоятельного получения знаний обучающимися: использование различных источников информации (в т. ч. Интернета) в процессе учебно-познавательной работы.
Организация парной или групповой работы, позволяющей ученику развивать коммуникативные компетенции.
Использование системы контроля и взаимоконтроля.
Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
Минимизация и вариативность домашнего задания.
Обеспечение психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.
Системно-деятельностный подход позволяет детализировать организацию учебной деятельности с позиций управленческого цикла, сделать ее более доступной педагогам, технологичной и, следовательно, более эффективной. Управленческий цикл в процессе проектирования урока определяет алгоритм деятельности учителя по организации образовательной деятельности обучающихся для решения учебно-практических и учебно-познавательных задач обучения.
Слайд 4. Структура учебного задания согласуется как со структурой учебно-практических и учебно-познавательных задач, так и с управленческим циклом.
Функции управления, реализуемые учителем при проектировании содержания урока
Этапы Планирование действий обучающихся на уроке Направления деятельности учителя при подготовке к уроку Планируемые задачи обучения
Слайд 5. Информационно-аналитическая функция (проблематизация опыта)
Предварительное проектирование содержания урока Знакомятся с планом работы, предложенным учителем, на предстоящем уроке.
Повторяют разделы или темы по программе учебного предмета, непосредственно связанные с предстоящим уроком.
Проводят наблюдения и (или) доступные опыты, которые могут способствовать изучению нового материала.
Знакомятся с дополнительной литературой (с образовательными сайтами, страницами сайта учителя и т. д.) с целью подготовки к уроку и пониманию проблем, которые будут обсуждаться Анализирует информацию о требованиях программы по учебному предмету, основной образовательной программы к объему и содержанию изучаемого материала, возможных способах его получения.
Проводит систематическую диагностику опорных знаний обучающихся.
Подбирает материал учебного предмета с учетом интегративных знаний и метапредметных способов деятельности.
Применяет знания об особенностях класса при подготовке индивидуально-групповой деятельности учащихся на уроке и др.
Определяет тип и примерную структуру урока Учебно-познавательные: анализ
объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета, возможно (при необходимости в процессе подготовки и повторения материала по учебному предмету) создание и использование моделей изучаемых объектов и процессов, схем; развитие представления о связях между изучаемыми объектами и процессами.
Учебно-практические: выражение ценностных суждений и (или) своей позиции по обсуждаемой проблеме
Слайд 6. Мотивационно-целевая функция (установление первичных связей)
Определение и постановка целей деятельности (целеполагание) Понимают цели и задачи, которые перед ними ставит учитель.
Могут планировать способы достижения этих целей и задач, рассказать о том, как достичь поставленных целей и задач.
Понимают, каким образом учитель будет проверять достижение целей и задач обучения Формулирует конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели обучения, которые поставит перед учащимися на уроке.
Формулирует учебно-практические и учебно-познавательные задачи, которые должны будут реализовать учащиеся на уроке.
Планирует способы мотивации класса на реализацию задач на каждом этапе урока Учебно-практические и учебно-познавательные:
планирование этапов выполнения работы, отслеживания продвижения в выполнении задания, поиска необходимых ресурсов;
самостоятельная оценка собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий и т. д.
Слайд 7. Планово-прогностическая функция (формирование нового способа действий)
Освоение действий Анализируют условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
Планируют пути достижения целей.
Устанавливают целевые приоритеты.
Сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
Планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяют цели и функции участников, способы взаимодействия; планируют общие способы работы Конкретизирует тип и структуру урока.
Выбирает методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся.
Производит отбор содержания для организации сопутствующего повторения.
Отбирает приемы поддержания благоприятного психологического климата.
Определяет способы обратной связи и рефлексии этапов урока.
Разрабатывает вариативное домашнее задание.
Определяет возможности корректировки образовательного процесса на всех этапах урока Учебно-практические: формирование навыка коммуникации, формулирование и обоснование гипотезы, оценочного суждения, аргументированного мнения.
Учебно-практические и учебно-познавательные: планирование этапов выполнения работы, отслеживание продвижения в выполнении задания, соблюдение графика подготовки и предоставления материалов
Слайд 8. Организационно-исполнительская функция (тренинг по применению нового способа действий)
Осуществление действий Устанавливают рабочие отношения, способствующие продуктивной кооперации; интегрируются в группу сверстников и строят продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Излагают ясно, логично и точно свою точку зрения, используют языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме Обеспечивает материальные, информационные, психологические и другие условия реализации задач урока.
Анализирует информацию о санитарно-гигиеническом состоянии помещения; готовности материально-технической базы.
Анализирует степень актуализации опорных знаний, необходимых для освоения нового материала.
Осуществляет корректировку учебных задач; способов мотивации обучающихся на достижение результата; организации деятельности обучающихся; осуществления обратной связи Учебно-практические и учебно-познавательные: поиск необходимых ресурсов, распределение обязанностей и контроль качества выполнения работы, выражение ценностных суждений и/или своей позиции по обсуждаемой проблеме на основе имеющихся представлений о социальных и/или личностных ценностях, нравственно-этических нормах, эстетических ценностях, а также аргументация (пояснение или комментарий) своей позиции или оценки
Слайд 9. Контрольно-диагностическая (контроль системных связей)
Анализ результатов Адекватно и самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и в ходе его реализации.
Сопоставляют результат с целью.
Определяют, достигнута ли учебная цель и в какой степени Контролирует:
отсутствие угроз здоровью обучающихся;
уровень восприятия учебного материала;
степень "включенности" обучающихся в образовательный процесс.
Подбирает диагностический материал для оценивания результативности урока.
Планирует проведение рефлексии, учитывая классификацию рефлексивной практики учащихся Учебно-практические и учебно-познавательные: самостоятельная оценка или анализ собственной учебной деятельности с позиций соответствия полученных результатов учебной задаче, целям и способам действий, выявления позитивных и негативных факторов, влияющих на результаты и качество выполнения задания и (или) самостоятельной постановки учебных задач (например, что надо изменить, выполнить по-другому, дополнительно узнать и т. п.)
Слайд 10. Регулятивно-коррекционная (корректировка системных связей)
Сравнение результатов с поставленными задачами Владеют основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей.
Адекватно оценивают свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности Осуществляет оперативное регулирование образовательного процесса.
Корректирует индивидуальные образовательные траектории обучающихся.
Планирует самоанализ учебного занятия, используя выбор утверждений или ответ на вопрос для оценивая индивидуальной и (или) групповой работы учащихся Учебно-практические: формирование и оценка навыка разрешения проблем (проблемных ситуаций), требующих принятия решения в ситуации неопределенности, например, выбора или разработки оптимального либо наиболее эффективного решения, создания объекта с заданными свойствами, установления закономерностей или "устранения неполадок"
Слайд 11.
«Проектирование урока в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования»
© Материал из Справочной системы «Образование».
Подробнее: http://vip.1obraz.ru/#/document/16/3271/bssPhr1/?of=copy-f4d02a20d8Карта анализа мотивационных ресурсов урока
Памятка "Организация выполнения домашнего задания"