Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Работа с родителями, как часть коррекционно-образовательного и воспитательного процесса (использование нетрадиционных форм)»



Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №4 «РОСИНКА»













Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «Работа с родителями, как часть коррекционно-образовательного и воспитательного процесса (использование нетрадиционных форм)»









Воспитатель: Генрих И.В.







г. Шарыпово
2015г.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ
"Работа с родителями, как часть коррекционно-образовательного и воспитательного процесса (использование нетрадиционных форм)"

"Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего - люди.
Из них на первом месте родители и педагоги. "
Макаренко А. С.
Здравствуйте, уважаемые коллеги, мы очень рады видеть вас, но прежде чем начать наше мероприятие давайте поиграем:
1.Упражнение «Апчхи»

Цель: активизация внимания педагогов на предстоящее занятие.

Процедура выполнения:
Участники делятся на 3 группы по 6-8 человек. Каждой группе даётся задание: громко крикнуть определённое слово («спички», «точки», «очки» или «алыча», «ящик», «хрящик»). Проводится репетиция: каждая группа по отдельности чётко произносит своё слово. Затем по сигналу ведущего все группы вместе кричат свои слова. При слитном звучании должно получиться «Апчхи», на что ведущий может ответить «Будьте здоровы!» Успех «чихания» зависит от того, насколько микрогруппы прислушиваются друг к другу, не стараясь перекричать других.
Упражнение может быть использовано педагогами при организации коллективного общения с родителями, для объединения их.


Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
2.Активизировать педагогическое мышление педагогов на основе использования нетрадиционных форм работы с родителями, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.


Ход семинара:
Сейчас я буду говорить утверждение, а вы выполнять определенные действия, если, конечно, согласны с данным утверждением.
1. Если вы считаете, что самым богатым ресурсом для обучения родителей является опыт, похлопайте в ладоши.
2.Если вы полагаете. Что для родителей более важна практическая информация, чем теоретическая, потопайте ногами.
3.Если вы считаете, что желание родителей учится, получать какие-либо знания зависит от их потребностей и интересов помашите рукой.
4.Если вы считаете, что родители успешнее обучаются, делая что-то, встаньте.
5.Если вы считаете, что родителям больше пользы принесет научная лекция, кивните головой.
6.Если вы считаете, что родители легче воспринимают информацию в игре или доверительной беседе, покачайте головой.

Итак, какой же вывод можно сделать, проанализировав нашу игру:
Действительно, больше пользы родителям принесет та информация, которая интересна и значима лично для них, которая преподнесена в интересной и понятной для них форме и которая ориентирована на их собственный опыт.
Взаимодействие с родителями эффективно только в том случае когда:
- оно отвечает текущим нуждам родителей и глубоко мотивированно;
- связано с их прошлым и настоящим опытом;
- участники активно вовлечены в процесс обучения и сами управляют им;
- создана атмосфера взаимного уважения, положительный эмоциональный фон.
Очень хорошо, что мы понимаем главное – тактику взаимодействия с семьей. А теперь давайте разберемся в том, какие формы работы с родителями существуют и как выбрать наиболее эффективную для решения той или иной задачи.
В современном обществе идет становление новой системы дошкольного образования, которая ориентирует нас на активное взаимодействие с родителями, им отведена особая роль. Родители должны участвовать в реализации коррекционных и общеобразовательных программ, создавать в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка, взаимодействовать с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений у детей. Т.е. родители должны быть активными участниками коррекционно-образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Осознанное включение родителей в совместный с воспитателями, учителем-логопедом коррекционный процесс, создание единого пространства речевого развития ребёнка позволяет значительно повысить эффективность работы.
Для пропаганды педагогических знаний могут применяться как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия, в том числе использование информационных компьютерных технологий, обеспечивающих продуктивное общение. Атмосфера творческой совместной деятельности предоставляет возможность родителям стать непосредственными участниками жизни группы и ДОУ.
 Нетрадиционные формы работы можно разделить на 4 группы: информационно-аналитические, наглядно-информационные, досуговые и познавательные.
1. Информационно-аналитические формы работы.
Цель: Сбор, обработка и анализ данных о семье ребенка, уровне педагогической компетентности родителей, их запросах, интересах, потребностях, отношении к ребенку и перспективам его развития.
Родительское интервью.
Предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов. При помощи интервью можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности и ошибки. Отвечая на вопросы педагога, родители начинают задумываться о проблемах воспитания. Важным для педагогов является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, “по каким вопросам в обучении ребёнка они хотели бы получить рекомендацию логопеда”. Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а воспитатели и логопед эти вопросы берут на вооружение при планировании работы с родителями.
Родительский телефон доверия.
Способствует выстраиванию доверительных отношений с педагогом, позволяет получить короткую консультацию в домашних условиях.
Патронаж семей воспитанников воспитателями (по необходимости).
Дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности.
Ознакомление родителей с документацией воспитателей и логопеда.
Вызывает родительский интерес к содержанию коррекционной работы, благодаря возможности вносить свои коррективы и влиять на её качество.

2. Наглядно-информационные формы работы.
Цель: Знакомство с условиями, содержанием, методами и приемами развития и воспитания детей.
Информационный родительский уголок или Выпуск газет.
Отражает тему занятий. Рубрика “Домашнее задание” даёт родителям практические рекомендации по формированию различных речевых навыков, например артикуляции; по выявлению уровня развития некоторых составляющих речи детей, например: как проверить уровень развития фонематического слуха у ребёнка; как позаниматься дома по лексической теме. Эта рубрика знакомит родителей с простыми, но очень интересными играми для детей, способствующих развитию речи, в которые родители могли бы поиграть с ребенком в любое удобное для них время: "На кухне", "По дороге в детский сад", "В свободную минутку".
Организация выставок.
Например, "Как умелые ручки язычку помогали". (Представляются только те экспонаты, которые дети сделали дома вместе с родителями).
Дни открытых дверей группы.
Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем еще поработать. Вначале родители могут быть пассивными наблюдателями, записывать игры, упражнения, видеть пробелы в знаниях своих детей, учиться методам и приёмам работы. А позже возможно привлекать родителей к проведению занятий. После таких занятий активность родителей во взаимодействии с педагогами группы повышается.
Прайс-листы.
Они сориентируют родителей в большом разнообразии развивающих игр, литературы и игрушек, наполнивших рынок. Текст составляется педагогами группы с учётом необходимости и полезности для ребёнка. Указание адресов магазинов и цен сэкономит родителям время, которое они с успехом могут использовать для общения со своим ребёнком.
Мини-библиотека.
Библиотека игр и упражнений является стимулом к активному участию родителей в коррекционном процессе. Родители могут воспользоваться подбором практического материала, включающий в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.
Видеотека.
Часть занятия, формирующая определённый навык, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. Родителям не всегда бывают понятны термины, употребляемые логопедом (например, слоговая структура), принцип выполнения задания (составить звуковую схему), названия некоторых звуков (ль, нь, сь, й). Всё это подробным образом надо объяснить каждому родителю, чтобы задание дома было выполнено правильно. А здесь у родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома или получить данное видео по электронной почте (по предварительной договорённости), чтобы правильно выполнять с ребёнком задания логопеда. Таким образом, накапливается видеоматериал для родителей будущих воспитанников.
Интернет-страничка для родителей.
Безусловно, участие ИКТ в работе воспитателя с родителями активизирует и улучшает коррекционный процесс в целом, позволяет воспринимать информацию на качественно новом уровне. Это могут быть различные статьи-консультации, советы, рекомендации, разработка домашних заданий, чат, создание электронной библиотеки, которая предлагает 2 раздела: художественная детская литература и коррекционно-развивающая. Данные материалы могут размещаться на сайте учреждения, личном сайте воспитателя, страничке в социальных сетях. Можно активно использовать ИКТ при подготовке презентаций для родительских собраний с фото и видео материалами.
Интерактивная форма работы в перспективе. Проведение коррекционных занятий в домашних условиях в режиме – онлайн по скайпу.

Цель: Обеспечение инклюзивного образования и одинаковой доступности его для всех детей. При интеграционном подходе ребенок с ОВЗ адаптируется к системе образования, которая сама при этом остается неизменной. Под понятие «ребёнок с ОВЗ» в данном случае подходят часто болеющие дети и дети-инвалиды, имеющие патологию развития.
Необходимые ресурсные условия:
1.Наличие интернета, компьютера в кабинете учителя-логопеда и семье воспитанника;
2.Умение общаться в скайпе всех участников образовательного процесса.

Предварительная работа:
1.Устанавливается расписание занятий с ребёнком в условиях инклюзии, с точным указанием времени выхода в интернет (скайп);
2.За сутки до занятия на электронную почту родителям высылается письмо с описанием игр и дидактическим материалом, который необходимо распечатать и подготовить к началу занятия с ребёнком.

Ход занятия: обязательно в присутствии родителя, с его непосредственным участием, под руководством педагога.

3. Досуговые формы работы.
Цель: Установление эмоционально теплых отношений между родителями и детьми, между родителями и специалистами, атмосферы доверия и сотрудничества.
Речевые праздники.
Полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного. К праздникам предъявляются следующие требования: речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей (я беру на себя организационные моменты, а роли исполняют дети и родители). Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка.
Совместные досуги и развлечения для детей и родителей, например, такие как «Путешествие в Царство Азбуки».
Совместные досуги и развлечения для детей и родителей.
Спортивные досуговые мероприятия, походы, экскурсии.
Вернисаж совместного творчества.
Родительский уголок творчества.
Совместные проекты.
Семейный фото-стенд, фото-выставка.
Выставки семейных коллекций.
Спектакли. Конкурсы творчества.

4 .Познавательные формы работы.
Цель: Ознакомление с особенностями детей, спецификой нарушения, формирование у родителей практических навыков.
Лекотека. (что означает - «собрание игрушек» или  «коллекция игрушек»)    
Это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Игра – основной метод лекотеки. Индивидуальная, подгрупповая работа воспитателя с детьми проводится в присутствии родителей с непосредственным их участием. Используются ресурсы традиционных, настольно-печатных дидактических игр, а также развивающие компьютерные.
Создание родительского клуба.
Это объединение родителей детей-логопатов, нуждающихся в квалифицированной теоретической и практической помощи. В рамках клуба проводятся: обучающие семинары-практикумы, родительские консультации.
Данные формы работы логопеду важно построить так , чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух плодотворного сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Предлагаемые знания должны быть предельно чёткими, содержать только необходимый родителям конкретный материал и проводиться не для “галочки”, а для пользы дела.
Совместные проекты, которые обеспечивают современный интегрированный подход в воспитании и обучении детей. Главным принципом данного направления стала пословица: “Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму”. Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вместе с родителями дети были участниками проектов “Умные пальчики”, “Весёлый самомассаж”. В рамках реализации проекта родителям представилась возможность осознать значение развития мелкой моторики руки ребенка для речевого развития и активно включиться в изготовление пособий для тренировки руки и самомассажа из подручного материала;
Информационный журнал “Учимся, играя!” содержит материалы по всем лексическим темам для практического использования в играх и занятиях с детьми дома;
Индивидуальные занятия-практикумы “родитель + ребенок” по обеспечению родителей совместными формами деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность, при этом решаются задачи индивидуальной программы работы с семьей. Обязательным условием является присутствие на них родителей, особенно матери: “Учимся у тех, кого любим”. Наблюдая за работой логопеда, родители охотней и лучше выполняют с ребёнком домашние задания, процесс коррекции речи детей ускоряется раза в два;
Семинары – практикумы.
Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это различные виды продуктивной деятельности, артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Можно заранее заготовить “опорные” карточки, схемы или таблицы. Это облегчит понимание предлагаемого материала родителями.
Индивидуальные встречи с родителями, на которых они получают информацию о динамике речевого развития;
Информационный стенд, который кроме своей основной задачи (информирование родителя об организации учебного процесса, документы, объявления, анонсы семинаров, тренингов и других мероприятий и т.п.) решает и другие задачи. Разделы на этом стенде периодически обновляются и отражают актуальные вопросы и проблемы речевого развития детей и пути их решения и т. д.
Родительские собрания нетрадиционной формы
«Педагогическая лаборатория» рекомендуется проводить в начале или в конце года. На них обсуждается участие родителей в различных мероприятиях. Проводится анкета « Родитель – ребенок – детский сад». Проходит обсуждение либо намеченных мероприятий либо анализируются прошедшие и подводятся итоги. В начале года анкетирование проводится для того, что ближе воспитатель узнал ребенка, его особенности. Родителей знакомят с мероприятиями запланированными на год, слушают предложения родителей, какую помощь и поддержку они могут оказать в запланированных мероприятиях, а так же их пожелания и предложения на учебный год. В конце года на таких собраниях подводят итоги прошедшего года, дают оценку и анализируют достижения и ошибки.
«Читательская конференция» Проводится подготовительный этап перед собранием, где родителям дается какое – либо задание по определенной теме. Подготовленное задание обсуждается с различных позиций. За 2 недели до собрания родителям раздаются материалы на тему собрания, воспитатель просит прокомментировать, то или иное высказывание, освещает суть темы и задает вопросы при обсуждении. Предлагается несколько высказываний классиков и родители комментируют как они  понимают это высказывание и дают свой совет по проблеме, как они ее решают. Наиболее удачные советы помещают на стенд « Копилка семейных советов»
«Аукцион» Собрание проходит в виде «продажи» полезных советов по выбранной теме в игровой форме. Например, кризис трех лет. Воспитатель дает понятия – кризиса трех, совместно с родителями он анализирует как остро протекает этот период у детей. Воспитатель предлагает поделится родителям как они преодолевали данный период или как они сейчас с ним справляются. Все происходит  в виде игры и за каждый совет даются фишки, ( т.е. советы продаются за фишки). Советы набравшие большее количество фишек помещают на стенд « Копилка родительского опыта»
«Семинар – практикум» На собрании могут выступать не только воспитатель, но и родители, логопед, психолог и другие специалисты. Совместно с родителями происходит обыгрывание или решение проблемных ситуаций, могут присутствовать элементы тренинга. Определяется тема и ведущий , им может быть как воспитатель так и родители, приглашенные специалисты. Например возьмем тему детских страхов. Подготавливается небольшое теоретическое сообщение, затем родителей просят сказать свое мнение о причинах детских страхов и о способах их преодоления. Далее с родителями проводятся мини- тренинги по саморегуляции,  игровые приемы на снятие тревожности и страхов для того , что бы родители при возникновении трудностей помогли своим детям.
«Душевный разговор» Собрание рассчитано не на всех родителей, а лишь на тех, чьи дети имеют общие проблемы ( в общении со сверстниками, агрессивность и др.). Можно провести анкетирование по теме, в конце собрание родителям не дают рекомендаций, а они сами к ним приходят. Например ребенок – левша. С родителями проводится анкетирование, что бы глубже узнать особенность их детей. И установить точно какая степень леворукости у ребенка слабая или выраженная. Проблема обсуждается со всех сторон, могут приглашаться специалисты. Родителям даются рекомендации по особенностям развития такого ребенка  ( нестандартного).Родителям предлагаются различные задания для леворуких детей, для того чтобы развить моторику обеих рук. Обсуждаются психологические проблемы , связанные с леворукостью.
«Мастер – класс» Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания детей. Предварительно воспитатель дает тему нескольким родителям и поручает каждому провести маленький урок, на котором они должны будут объяснить всем собравшимся родителям, как научить ребенка убирать за собой игрушки, умываться. В конце собрание подводиться итог. Собрание имеет подготовительный этап, воспитатель предлагает нескольким родителям провести маленький урок – поделиться опытом по привитию у детей например хороших манер. Родители дают практические советы, показывают ролевую сценку по соблюдению правил приличия. В конце собрания подводится итог и родители предлагают выбрать наиболее ценные советы, которые  размещаются на стенда « Копилка родительского опыта»
«Ток – шоу» Собрание такой формы подразумевает обсуждение одной проблемы с различных точек зрения, детализацией проблемы и возможных путей ее решения. На ток – шоу выступают родители, воспитатель, можно пригласить специалистов. К примеру возьмем кризис 3х лет. Родителям предлагаются различные ситуации, их нужно рассмотреть с разных точек зрения, обязательно аргументируя их. Определяются ключевые понятия кризиса 3х лет, совместно выделяются причины, затем зачитываются мнения психологов. Все позиции совместно обсуждаются. Родители сами определяют пути решения проблемы.
На родительских собраниях нетрадиционной формы можно использовать  следующие методы  активизации родителей.
« Мозговой штурм»  - метод коллективной мыслительной деятельности, позволяющий достичь понимания друг друга, когда общая проблема является личной для целой группы.
« Реверсионная мозговая атака, или Разнос» этот метод отличается от « мозгового штурма» тем, что вместо отсрочки оценочных действий предлагается проявить максимальную критичность, указывая на все недочеты и слабые места процесса, системы, идеи. Этим обеспечивается подготовка идеи, направленной на преодоление недостатков.
« Список прилагательных и определений»  Такой список прилагательных определяет различные качества, свойства и характеристики объекта, деятельности или личности, которые необходимо улучшить. Сначала предлагаются качества или характеристики         ( прилагательные) , затем они рассматриваются каждое в отдельности и решается каким путем можно улучшить или усилить соответствующую характеристику. Например, « Каким бы вы хотели видеть вашего ребенка на пороге школы?» Родители перечисляют качества, т.е. прилагательные, а затем совместно достигается пути реализации цели.
« Ассоциации» на листе бумаги рисуется символ, олицетворяющий проблему или ее существенный момент ( что мешает установлению доверия в детском коллективе или педагог для нашей группы) Затем по ассоциации изображают другой символ, пока не придет подходящая идея решения. Например, собрание на тему « Агрессия». Рисуется ассоциация по теме, затем рисунок исправляется или рисуется новый уже с решением проблемы.
« Коллективная запись» Каждый из участников получает записную книжку или лист бумаги, где сформулирована проблема и даются информация или рекомендации, необходимые для ее решения. Родители независимо друг от друга, определяют наиболее важные для них рекомендации, заносят в записную книжку. Затем записи передаются педагогу, он суммирует их  и группа проводит обсуждение. После этого приема можно использовать «мозговой штурм». Например, тема «Как любить своего ребенка» родители заносят запись  наиболее важных моменты по их мнению. Педагог их суммирует и проводит обсуждение написанного.
« Запись на листах»  При обсуждение проблемы каждый из родителей получает листы бумаги для заметок. Педагог формулирует проблему и просит всех предлагать возможные решения. Каждое предложение записывается на отдельном листе. Проблему нужно формулировать четко. Например, «Как успокоить ребенка, если он расстроен» , каждый родитель пишет свой вариант, затем все мнения обсуждаются. Вводится запрет на критику.
« Мини- эксперимент» Этот метод позволяет включить родителей в исследовательскую деятельность, создать познавательный конфликт и использовать интеллектуальные чувства родителей ( интерес, любопытство). Тема может быть любой, подводятся итоги взаимосвязи реального, желаемого и достижимого.

Практическая часть

А теперь я предлагаю вам немного поиграть.

1.Упражнение «Сортировка»
Воспитатель раздает педагогам по 2-3 листочка, на которых написаны формы работы с родителями и просит педагогов разложить их по соответствующим коробочкам, подписав их, используя следующую классификацию: информационно-аналитические, досуговые, познавательные, наглядно-информационные. Слова: собрания, конференции, консультации, беседы, вечер для родителей, тематическая выставка, диспут, школа для родителей, дни открытых дверей, турниры знатоков, кружки, викторины и КВН, праздники, семейные конкурсы, стенгазета, показ видеофильма, концерт, соревнование, утренник, семинар, деловая игра, телефонный разговор, почта.
2.Игра «Подбери словечко»
Воспитатель обращает внимание педагогов, что к основным терминам, которые наиболее точно трактуют работу педагога с родителями можно отнести слова «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ» или «СОТРУДНИЧЕСТВО», и предлагает педагогам на каждую букву слова, данного каждой подгруппе, подобрать слово, подходящее по смыслу по данной теме. Слова могут быть любые существительные, прилагательные, глаголы и наречия. Например, В - воспитатель, З – знакомство, А – анкетирование, И – игра, М – мероприятие, О – открытее занятия, Д – досуг, Е – естественность, Й – интерес, С – семинар, Т – тематические, В – викторина, И – имитация, Е – ежедневный.
3.Игра «Диаграмма»
Цель: способствовать тому, чтобы каждый педагог смог проанализировать как свой опыт работы с родителями, так и опыт ДОУ в целом, а также выявить формы работы, которые применяются реже всего и попытаться найти этому причины.
Каждой подгруппе воспитатель раздает по два листа, на каждом из которых нарисован круг и прилагается список нескольких форм работы с родителями: традиционные и нетрадиционные. Педагогам предлагается составить диаграммы, в которых необходимо отразить доли, обозначающие формы работы из предложенного списка, при этом педагогам необходимо определить при совместном обсуждении их процентное соотношение от общего количества мероприятия с родителями проводимыми в наших детских садах.
Традиционные: родительские собрания, конференции, круглые столы, беседы, папки-передвижки, выставки.
Нетрадиционные: совместные досуги и праздники, педагогические гостиные, «Дни открытых дверей», «Тематические дни и недели», семинары-практикумы, КВН и турниры знатоков, конкурсы.
После выполнения задания педагоги анализируют результаты и делают соответствующие выводы.
Рефлексия «Не знаю как вам, а мне»
Воспитатель предлагает коллегам поделиться своими впечатлениями о прошедшем семинаре, закончив фразу ««Не знаю как вам, а мне» (педагоги могут говорить о своем эмоциональном состоянии, о знаниях, которые получили либо освежили в памяти и т.д.)
Вывод:
Участвуя в коррекционно – образовательном процессе, нетрадиционных формах работы, родители постепенно становятся активными участниками, ответственно относятся и к выполнению домашних заданий и к другим нетрадиционным формам взаимодействия и сотрудничества воспитателей, учителя – логопеда и педагогов ДОУ.
В работе с разными семьями нельзя пользоваться одними и теми же методами, их необходимо варьировать в зависимости от состава родителей по культурному, образовательному уровню, по стилю семейного воспитания, по типу взаимоотношений в семье, по наличию заинтересованности и пониманию проблем своего ребенка. Таким образом, необходимо постоянно искать новые пути и способы приобщения родителей к сотрудничеству с педагогами, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса и высокие результаты в развития каждого ребёнка.
Только тесный контакт в работе воспитателей, логопеда, педагогов ДОУ и родителей способствует раннему устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а следовательно и дальнейшему полноценному школьному обучению.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями». М., 2002
2. О. В. Солодянкина «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ». Изд. «Аркти», М. 2005
3. О. Л. Зверева, Т. В. Кротова «Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект». изд. Творческий центр «Сфера». М, 2005
4. Родительские собрания в детском саду/ Авт.-сост. С.В. Чиркова – М.: ВАКО,2011.
5.Горшенина В.В., Самошкина И.В. Система работы детского сада по вопросам семейного воспитания / В.В. Горшенина, И.В. Самошкина.- М.:Глобус.2007.
6. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Маейр А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.:ТЦ Сфера,2005. (Приложение к журналу «Управление ДОУ»)
7. Детский сад-семья: аспекты взаимодействия /Авт.-сост. Глебова С.В.-Воронеж,2007.
8. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В. Кудрявцева. Детский сад и семья. Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей 2007.
9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ: Методическое пособие,2009.
10. Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи
ребенка с недостатками речи. М., 2009.
Интернет ресурсы:
1. http://dohcolonoc.ru/
http://www.maaam.ru/
http://vospitatel.com
http://www.moi-detsad.ru/
http://nsportal.ru/
http://www.solnet.ee/
http://festival.1september.ru/
http://dou-profi.ru/











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




щђ Заголовок 315