Рекомендации родителям по обогащению словаря и развитию грамматического строя учащихся


Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи
Задавать ребёнку вопросы: что такое метро? Что такое комод? И т.п. Он должен ответить обобщающим словом: мебель, транспорт и т.д. Берите слова из таких групп: цветы, деревья, ягоды, грибы, насекомые, рыбы, посуда, головные уборы, музыкальные инструменты, рабочие инструменты, электробытовые приборы, настольные игры, спортивный инвентарь, оружие. Затем спросите ребёнка: какие ещё грибы (транспорт, ягоды и т.д) ты знаешь?
Просите ребёнка подбирать признаки к предметам: Лимон какой? Признаки могут быть разные: цвет, форма, величина, вкус, материал, из которого сделан предмет; какой предмет на ощупь, по весу и т.д. (Стол какой? Лиса какая? Кофта какая? Снег какой?)
Подбирайте действия к предметам: что делают люди разных профессий? (Повар режет, солит, жарит, печёт, помешивает, трёт, перчит и т.д.) Что делают животные? (Волк бегает, ловит, грызёт, воет, спит, охотится и т.д.) Подбирайте глаголы и к неодушевлённым существительным : дерево растёт, стоит, цветёт; снег падает, лежит, блестит, тает, кружится, сверкает и т.д.
Называть детенышей животных. У лошади кто? Жеребёнок, у овцы- ягнёнок, у свиньи поросёнок, у коровы телёнок, у курицы – цыплёнок и т.д. Один цыплёнок, а если их много, то это… цыплята. (тигрята, волчата, козлята, ежата, слонята, лисята, бельчата, зайчата……) И т.д. Составить и записать с каждым словом по 2-3 предложения. Придумать и записать небольшие рассказы о ягнёнке, теленке, цыплёнке и т.д. Подобрать прилагательные и глаголы к этим словам: ягнёнок кудрявый, чёрный, маленький, блеет, жуёт, прыгает и т.д.
Задание на образование притяжательных прилагательных: у медведя хвост чей? Медвежий. А лапа чья? Медвежья. (у лисы- лисий, у волка- волчий, у кошки- кошачий, у утки- утиный, у курицы- куриный, у медведя- медвежий, у льва-львиный и т.д.) Составить и записать по 2 предложения с этими прилагательными.
Составить предложения из слов в начальной форме:
Стоять, ясный, осенний, утро. Вечер, рысь, выйти, на, лесной, поляна. Крохотный, птичка, колибри, питаться, нектар. Рябчик, свистеть, в, лесная , чаща. Медвежонок, бродить, по, полянка, и, наткнуться, на, лягушка. (предложения можно брать из различных учебных пособий по развитию речи для младших школьников, сборников диктантов и т.д.)
Вставить в предложение пропущенный предлог.
Портрет висит… стене. Саша играет…балалайке. Высоко …горах лежит снег. Первобытные люди жили …пещерах. У леса…опушке жила зима…избушке. Емеля вытащил щуку …проруби. Используйте предлоги: в, на, за, под, перед, к, от, из, с, со, над, из-за, из-под.