Внедрение разнообразных форм организации учебного процесса с точки зрения кинезиологии


Доклад
«Внедрение разнообразных форм организации учебного процесса с точки зрения кинезиологии»
В современных условиях образования приоритетным направлением развития образовательной организации является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого обучающегося через совершенствование системы преподавания.
Инновационные процессы, происходящие в течение последних лет в системе образования страны, присущи и специальной (коррекционной) школе. Создание необходимых условий для успешной коррекции нарушений в развитии посредством обучения детей с интеллектуальными нарушениями относится к числу важнейших задач специальной (коррекционной) школы VIII вида, что требует особенного внимания к проблеме их обучения. Обучение – это целенаправленный и мотивированный процесс, следовательно, необходимо обеспечить, чтобы каждый обучающийся был включен в познавательную деятельность, которая обеспечивает формирование, коррекцию и развитие познавательных потребностей. Для детей с нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость, отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной деятельности. В процессе обучения школьникам нередко преподносится готовый материал, который они должны запомнить, таким образом, происходит формальное «механическое» усвоение материала.
Работая много лет с такими детьми, постоянно приходилось сталкиваться с такими проблемами, поэтому я решила проанализировать их и постараться найти более эффективную основу для повышения учебно-познавательной деятельности обучающихся, опираясь на использование нейропедагогики – науки о дифференцированном подходе к обучению с учетом психофизиологических и нейропсихологических особенностей детей.
Целью работы явилось использование нейропедагогики в условиях специальной (коррекционной) школы как основы повышения учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Работу проводила с обучающимися 4 класса специальной (коррекционной) школы-интерната с. Илир, Братского района, Иркутской области, в количестве 10 человек (10-11 лет) в 2014-2015 учебном году.
В начале учебного года проведена диагностика по выявлению ведущего типа восприятия обучающихся. При проведении диагностики использовались: методика «Наблюдение ведущей модальности» В.А.Авдеев, Мандала Юнга «Горизонтальная восьмерка» в адаптации Л.А.Сиротюк, Тест Павлова в адаптации Л.А.Сиротюк, методика Н.Г.Захаровой на определение ведущего типа восприятия.
Показателями я была совершенна не удовлетворена, стало понятно, что традиционные методы и приемы обучения уже недостаточно эффективны, и требуют применения новых. Вот здесь огромные возможности предоставляет использование нейропедагогики.
Опираясь на проведенное обследование, было выявлено, что у 50 % обучающихся доминирует правое полушарие. Поэтому в урочной деятельности необходимо учитывать, что большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов, потребность самореализации. Для них характерна ориентация не на знания, а на высокую оценку и похвалу. Также для них наиболее значимой является левая полусфера пространства. В классе их необходимо посадить так, чтобы доска и учитель находились слева от них. Визуалистов следует посадить на передние парты, а кинестетиков на последние. Учитывать, что для активизации познавательной деятельности кинестетиков во время урока желательны движения. Например, они могут мять пальцами пластилин или глину, перебирать шарики или другие мелкие предметы, массажировать пальцы и др. правополушарные визуалисты подвержены влиянию освещения рабочего места, кинестетики – его удобству.
Надо учитывать, что у левополушарных детей (30% обучающихся) рабочей полусферой является правая сторона кабинета. Именно в ней им легче сосредоточить внимание и воспринимать информацию. Значит, психофизиологическое место левополушарных обучающихся – это первый ряд. Здесь они чувствуют себя комфортно в тишине. При посторонних звуках во время урока они могут не усвоить информацию. Надо учитывать, что для более лучшего усвоения информации с классной доски правополушарными детьми сочетание цветов должно быть таким: светлая доска – темный мел. Для организации невербального общения правополушарных детей в классе нужно посадить полукругом. Для левополушарных обучающихся сочетание цветов на доске может быть таким: темный фон – светлый мел, а также классическая посадка за партами.
Необходимо учитывать, что восприятие правополушарных детей является целостным, а левополушарных - по частям (дискретным). Учитывая целостность восприятия правополушарных детей, необходимо объяснение новой темы начинать с показа схемы, которая включает все этапы последующей информации. То есть, обучение для них должно быть построено на основе синтеза, а не анализа, как это часто бывает при традиционном обучении.
Правополушарные обучающиеся по типу восприятия являются визуалами (зрительное восприятие) или кинестетиками (обонятельное, осязательное, мышечное, вкусовое восприятие), левополушарные – аудиалами (слуховое восприятие) для правополушарных визуалов всю информацию представляла в картинках, таблицах, схемах. Такие дети предпочитают сами читать материал учебника, чем слушать устное объяснение педагога. Кинестетики же напротив лучше воспринимают информацию во время практической деятельности: лепке, рисовании и т.д., аудиалы лучше обучаются при использовании словесных методов. Для визуалов необходимо хорошее освещение рабочего места. Аудиалы должны обучаться в условиях тишины, даже малейший шум в классе мешает им. Кинестетикам нужен комфорт. Неудобная обувь или прохладная атмосфера кабинета неудовлетворительно влияет на познавательную деятельность.
Во время урока педагог должен обладать гибким стилем преподавания для воздействия на зрительную, аудиальную и кинестетическую сенсорную системы обучающихся. Многосенсорное представление учебной информации учителем на уроке позволяет обучающимся получать ее, используя свой ведущий канал восприятия. Педагог должен помнить:
Работая с ребенком-визуалом, необходимо использовать слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение с частой сменой деятельности. Выделять цветом варианты содержания учебного материала. Записывать действия, использовать схемы, таблицы, наглядные пособия. Ключевые слова визуальной модальности: видеть, наблюдать, смотреть, мелькать, картина, отчетливо, ярко и т.д.Работая с ребенком-аудиалом, необходимо использовать вариации голоса (громкость, высоту, паузы). Ключевые слова аудиальной модальности: слышать, звучать, кричать, оглушить, скрипеть, звенеть, громкий и т.д.Работая с ребенком-кинестетиком, необходимо использовать жесты, прикосновения, знать, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти. Чем больше использовать преувеличений, тем лучше они запомнят изучаемый материал. Ключевые слова кинестетической модальности: чувствовать, ощущать, хватать, гладкий, холодный и т.д.
Педагог и обучающиеся недостаточно понимают друг друга, если обмениваются информацией в терминах разных модальностей. Использование же одной общей модальности позволяет обеспечить доверительные отношения автоматически, на подсознательном уровне. Также, педагог может использовать нейтральные слова, подходящие к любой модальности: думать, знать, понимать, воспринимать, помнить, верить, уважительный, изменчивый и т.д.Работа педагога в трех модальностях восприятия возможна без исключения на всех уроках. Надо учитывать проявление ведущей модальности каждого конкретного ребенка. Нельзя заставлять сидеть кинестетика на уроке неподвижно, потому что у него во время движения активизируется познавательная деятельность. Визуалу необходимо разрешить иметь на уроке листок, на котором он в процессе запоминания может чертить или рисовать. Аудиалу не нужно делать замечания, если он в процессе выполнения задания шевелит губами или издает какие-либо звуки. Без этого ему не справиться с заданием. Замечания учителю также необходимо делать детям на их языке: визуалу – покачать головой, погрозить пальцем; кинестетику – положить руку на плечо, легко похлопать по нему; аудиалу – сказать шепотом.
Поставив целью работы  использование нейропедагогики в условиях специальной (коррекционной) школы как основы повышения учебно-познавательной деятельности обучающихся можно убедиться в том, что данную науку можно рассматривать и как совокупность приёмов, форм и методов обучения детей с различной организацией мозга. В настоящее время многими авторами указывается, что повышение учебно-познавательной деятельности под влиянием нейропедагогики носит не преходящий, а закономерный характер. Таким образом, цель работы достигнута, но деятельность педагога не ограничивается данными исследованиями и будет продолжаться в дальнейшем.
Список литературы
Базарный В. Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса. – Сергиев Посад, 1995 – 147 с.
Базарный В. Ф. Нервно – психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. – Сергиев Посад, 1995 – 192 с.
Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995. – Т.2 – 496 с.
Петрова В.Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталого школьника – М.: РОУ, 1996 – 197 с.
Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения – М.: Сфера, 2003– 288 с.
Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте – М.: Сфера, 2002 – 152 с.