Доклад на тему: Взаимодействие со школой:новый взгляд на старую проблему


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО ШКОЛОЙ
НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА СТАРУЮ ПРОБЛЕМУ.
(выступление на семинаре «Инновации в работе детского дома».Воткинский Детский дом.)«Школьные годы чудесные,
С дружбою, с книгою, с песню»,
(Долматовский)
Оптимистичные слова из припева известной песни навевают большинству из нас воспоминание о школе , о поре ученичества как о лучшем времени. К сожалению, это не всегда относится к нашим воспитанникам, для которых характерным является школьная дезадаптация. Под школьной дезедаптацией понимают нарушение приспособления ребенка к школьным условиям, при которой наблюдается снижение способностей к обучению, также адекватного взаимоотношения ребенка с педагогами, коллективом, программой обучения и другими составляющими школьного процесса.
Проявление дезадаптации может быть на нескольких уровнях:
На физиологическом уровне включающем в себя, повышенную утомляемость, сниженную работоспособность, импульсивность, нарушение аппетита, сна, речи ( заикание, запинки). Нередко наблюдаются слабость, жалобы на головные боли и боли в животе, гримасничанье, дрожание пальцев рук, обгрызание ногтей и другие навязчивые движения и действия, а также беседа с самим собой.
На познавательном и социально - психологическом уровне, включающем в себя, признаки неуспешности в учении, негативное отношение к школе, к учителям и одноклассникам, учебная и игровая пассивность, агрессивность по отношению к людям и вещам, повышенная тревожность, частая смена настроения, страх, упрямство, капризы, повышенная конфликтность, чувство неуверенности, неполноценности.
Симптомы школьной дезадаптации могут отмечаться и у абсолютно здоровых детей, а также сочетаться с различными нервно – психическими заболеваниями. При этом школьная дезедаптация не распространяется на нарушения учебной деятельности, вызванные задержкой психического развития, грубыми органическими расстройствами, физическими дефектами, нарушениями органов чувств.
Для воспитанников детского дома характерно проявление школьной дезедаптации, так как налицо комплекс озвученных проблем. Так или иначе, при появлении ребенка в детском доме, все проблемы, связанные с воспитанием, имеют в корне проблемы, связанные со школой, с учебой.
Воспитанники, как правило, учатся плохо, неохотно, некоторые вообще отказываются долгое время посещать школу, где чувствовали себя изгоями, лишними, где столкнулись с множеством проблем, решить которые было не под силу ни им, ни их родителям, как правило, сформировавшим в детях негативизм по отношению к школе и учителям. Именно родители и словом и делом внушили детям мысль, что учиться не нужно и не обязательно, деньги заработать можно всегда, и для этого не нужен ни аттестат, ни диплом. Но мы с вами прекрасно понимаем, что получение качественного образования для ребенка, оставшегося без родительского попечения, является одним из немногих механизмов «социального лифта», который позволяет обеспечить ему социальное продвижение, доступ к важнейшим общественным благам, эффективную интеграцию в социуме. С какими трудностями сталкиваются педагогические коллективы детских домов и педагоги школ, обучающих детдомовцев? Зачастую воспитанники если их много, сбиваются в стаю, внутри которой им же невозможно развиваться. Сдерживая и оттягивая друг друга, дети формируют некое обособленно – ограниченное агрессивное сообщество, которое защищается мощными иголками от педагогов и как перекати – поле кочует по школе, поднимая других детей и «прокатываясь» по «домашним» ученикам.
Со времени реорганизации школы – интерната в детский дом, в 1992 году, такой негативный опыт имеет и наше учреждение. Дети – ровесники, поступавшие в детский дом, определялись в один класс, одной школы города. Так случилось и десять лет назад, когда поступившие из Сарапульского детского дома семилетние мальчики были определены в 1 класс городско школы №12. В конце года по решению ПМПК практически все они стали учениками одного класса КО ЗПР. С классом изначально не справлялись учителя, которые менялись ежегодно. Воспитатели были вынуждены сидеть на уроках уже в начальной школе. Ситуация еще более усугубилась, когда дети перешли в среднее звено. Единой стратегии действий учителей по отношению к этим детям не было: одни учителя подкармливали и задабривали детей, чтобы те смирно вели себя на уроках, другие предъявляли завышенные, замедленно не выполнимые требования, третьи пытались не обращать внимание - «урок прошел и слава Богу!», четвертые бесконечно жаловались завучу и директору, писали докладные с требованием привлечь к ответственности за плохое воспитание детей, воспитателей и администрацию детского дома. Только единичные учителя умели договариваться с детьми, выдвигая четкие конкретные требования, сами выполняли их и требовали того же от детей, доступно, интересно, в игровой форме объясняли материал, не провоцируя детей, без истерик и конфликтов налаживали процесс обучения, но таких учителей было очень мало.
К 9 классу детей стали ненавидеть и бояться все в школе. Мало того, проблемы класса сделали негативным отношение школы к детскому дому, вызывая и с нашей стороны негатив по отношению к 12 школе. Присутствуя на административных комиссиях с привлечением представителей администрации города, на совещаниях, на уроках в школе, анализируя их, мы поняли, что ситуацию изнутри школы нам не изменить: не заставить учителей повышать квалификацию, качественно вести коррекционную работу, не изменить отношение администрации к нам и нашим детям.
В наших силах:
- помочь воспитанникам закончить школу,
- обезопасить от них других детей, своевременно организуя облечивание и организуя индивидуальное обучение на дому,
- не допускать впредь скопление воспитанников одном классе одной школы.Сегодня в детском доме создана гибкая система подхода к вопросу получения образования воспитанниками. Она отражена в комплексной программе социализации, реализуемой в учреждении, в разделе «Я образован».
Воспитанники Воткинского детского дома посещают 10 школ города. Сражу же при поступлении в детский дом с ребенком проводится беседа, в ходе которой выясняется, хотел бы он остаться в соей школе, или перейти в другую по каким – либо причинам. У нас практикуются различные традиционные и новые формы взаимодействия со школами.
Традиционные формы взаимодействия со школами:
Изучение и предоставление необходимых документов для оформления ребенка в школу.
Еженедельное посещение воспитателями школы во время учебных занятий.
Выписка оценок для осуществления качественного мониторинга за успеваемостью и поведением воспитанников.
Подведение итогов успеваемости каждую четверть, непосредственно через проверку дневников и классных журналов; контроль успеваемости.
Тесная работа администрации детского дома с руководством школ ( успеваемость, пропуски, посещение уроков, проверка дневников, проверка отчетов по успеваемости)
Работа Совета профилактики в случае трудностей в учебе, пропусков уроков, где специалисты детского дома стараются найти выход и помочь в сложившейся ситуации.
Посещение общешкольных и родительских собраний.
Сопровождение в школу первоклассников.
Ежедневная телефонная связь с классными руководителями.
Ежедневная помощь и контроль выполнения домашнего задания, ведение тетрадей, дневников, проверка наличия учебных принадлежностей.
В случае пропусков уроков по различным причинам, ведется тесная связь с учителями предметниками.
Посещение классными руководителями школы детского дома с целью выяснения условий проживания воспитанников.
Индивидуальные беседы – консультации учителей – предметников.
Ведется работа по предупреждению неуспеваемости.
Встречи и профилактические беседы с отдельными неуспевающими обучающимися.
Участие в общешкольных и общеклассных мероприятиях.
Новые формы взаимодействия со школами:
В индивидуальном порядке решаются вопросы по переводу воспитанника на домашнее обучение, которое осуществляется силами воспитателей.
Приглашение учителей школ на различные мероприятия, проводимые в детском доме, с целью увидеть своего ученика – воспитанника детского дома в другом облике ( день учителя, семейные чаепития, дни рождения).
Для роста интереса к учебному процессу в рамках детского дома два раза в год проводится конкурс «В погоне за хорошей и отличной оценкой». Где дети, соревнуясь между собой, стараются получить как можно больше положительных оценок, выиграть поощрительный приз и получить грамоту
( засчитываются только 5 и 4, вписанные в дневнике, заверенные подписью предметника, за 2 – вычет, все это оговаривается Положением, на основании которого проводится конкурс).
Организация дополнительных занятий с отстающими, будущими выпускниками, которая осуществляется силами учащихся волонтерского школьного центра Воткинского лицея.
Выпуск в детском доме стенгазет, посвященных дню учителя, с фотографиями любимых учителей и поздравлениями им.
Благодарственные письма учителям и администрации школы.
Приглашение на совместные педагогические советы в детский дом.
Все это помогает нам определить для себя «слагаемые успеха» эффективного взаимодействия со школой. Это взаимодействие становится эффективным, когда:
- Сформировано взаимное принятие учителей и детей.
- Мотивируется и стимулируется учебная деятельность детей на уровне детдома.
- Согласовывается стратегия действий в отношении каждого ребенка.
- Всеми педагогами – и в дестком доме, и в школе – предъявляются единые требования к каждому ребенку.
С Сентября 2015 года все мы будем стараться строить свою работу на основании Постановления Правительства РФ №481 п. 17, где указанно, что в целях сохранения привычной социальной среды, родственных и дружеских связей ребенка-сироты, воспитанники могут посещать те школы, где учились ранее, либо могут быть переведены в другие школы в случае, когда привычная социальная среда негативно влияет на поведение детей, как собственно мы и работаем уже сейчас.