Активизация познавательной деятельности школьника: современный взгляд на проблему

Активизация познавательной деятельности школьника:
современный взгляд на проблему

Аннотация:
 
Проблема активизации познавательной деятельности школьника требует решения в условиях развития технологий. В статье рассматриваются способы, приемы и методы, способствующие активизации деятельности обучающихся в образовательном процессе.
 
Abstract:
 
The problem of activation of cognitive activity of school student requires a decision in the conditions of development of technologies. Means, receptions and methods, assisting activation of activity student in an educational process, are examined in the article.

Ключевые слова:
 
обучение; познавательная деятельность; активизация познавательной деятельности; метод обучения; способы активизации познавательной деятельности.

Введение.
Вопрос активизации познавательной деятельности является одним из актуальных вопросов педагогической науки, на который универсального ответа до сих пор не нашли.  Педагоги разных эпох думали и предлагали решения этой проблемы. Концептуальные положения, методы, удачные методические приемы предложены Л.Н. Толстым и К.Д. Ушинским, В.А. Сухомлинским и В.Ф. Шаталовым, Г.И. Щукиной и Т.И. Шамовой, В.И. Андреевым и А.В. Хуторским.
Актуальность. Информационные технологии развиваются все быстрее и быстрее, а у школьников  появляются новые приоритеты, иные способы восприятия и анализа информации, которым должен соответствовать уровень сложности учебного материала. Но чем сложнее ученику воспринимать большие объемы содержания учебного предмета, тем сложнее удержать его внимание и активность на уроке.
Цель работы – рассмотреть различные методы, приемы и способы активизации познавательной деятельности школьника.
В соответствии с  целью поставлены следующие задачи:
Выявление наиболее эффективных способов, приемов и методов активизации познавательной деятельности;
Раскрытие роли приемов, способов и методов активизации познания школьника в процессе учебной деятельности.

Научная новизна работы заключается в  обнаружении зависимости активности учащегося в познавательном процессе от других сфер деятельности.
И.Ф. Харламов рассматривает активность в познании как «деятельное состояние ученика, которое характеризуется стремлением к учению, умственным напряжением и проявлением волевых усилий в процессе овладения знаниями»[1]. А Т.И. Шамова смотрит на познавательную активность как на «качество личности, проявляющееся в отношении к содержанию и процессу деятельности, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами их получения, в мобилизации волевых усилий в достижении цели обучения»[3].
В активизации познавательной деятельности играет большую роль побуждение учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных тезисов, смысла. Ведь без осмысления учениками структуры материала, понимания хода рассуждений по какой-нибудь проблеме активность учеников будет минимальна. Для этого не исчерпаны возможности традиционных методов активизации познавательной деятельности учащихся:
Словесные методы (рассказ, лекция, чтение).
Наглядные методы (демонстрация натуральных, экранных и других наглядных пособий, опытов).
Практические методы (практические работы, лабораторные эксперименты).
Деятельность ученика на разных этапах усвоения знаний зависит от физических и умственных способностей, а так же от воспитания ученика. Следовательно, стремление ученика к обучению зависит не только от ученика и учителя, но и от родителей, которые дают основу всего воспитания. Если родители не дают должного воспитания своему ребенку, то учитель может только поправить, но никак не изменить в корне воспитание своего ученика.
Чтобы учащиеся понимали необходимость активности в получении знаний, учитывают различные факторы, побуждающие учеников к активности. Это, например, профессиональный интерес, заключающийся в актуальности проблемы, рассматриваемой на уроке. Для этого учителя стараются составлять план урока таким образом, чтобы ученик был заинтересован в получении им знаний на уроке. Также к этим факторам относятся творческий, игровой характер форм и предлагаемых заданий и состязательность взаимодействия.
Для активизации познания учеников, заинтересованности в учении используют наглядные пособия, ставят различные эксперименты. Констатируем факт, что современные ученики увлекаются различными видами гаджетов, компьютерами, роботами, электроникой. Соответственно, можно выявить пункты взаимодействия  современных технологий с давней проблемой активизации познания. Так, планы уроков могут содержать  необходимый учебный материал  в необычной форме – в форме игры, презентаций на интерактивной доске, которые включали бы в себя анимацию, возможность выбора варианта ответа и другое.   
На данный момент разработаны приемы активизации познавательной деятельности, в числе которых прием проблемного обучения, прием алгоритмизированного обучения, прием эвристического обучения, прием исследовательского обучения и прием наблюдения. Перечисленные приемы активизации разнятся по построению урока, так как включают в себя разные способы доведения до учеников информации. Следовательно, и приемы обучения играют большую роль в активизации познавательной деятельности.
 Обучение обладает возможностью выявления  потенциала у каждого школьника в  развитии способности  размышления и творческих способностей. Этот потенциал нужно увидеть и раскрыть в каждом человеке, уметь его развивать и применять в нужном обучающем русле. Для этого к активизации познания надо подходить  не только с алгоритмической точки зрения, но и с творческой. Творческая деятельность ученика рассматривается как высшая форма проявления познавательной деятельности, которая взаимосвязана с выходом за пределы рассматриваемой проблемы, с поиском новых оригинальных, способов ее  решения.
Так какие же способы активизации познавательной деятельности существуют сейчас?
Основными способами активизации познания являются:
Стимулирование коллективной формы работы, взаимодействие учеников в учении.
Включение учеников в решение проблемных ситуаций. Коллективная работа учеников способствует лучшему запоминанию учебной информации, развитию межличностных отношений школьников и коммуникабельности.
Использование дидактической игры, дискуссий, соревнований.
Полезно использовать на уроках самостоятельное выделение школьником самого смысла в речи учителя. Это способствует лучшему вниканию в сущность новой темы, мысленно разделять материал на важные логические части. Однако важно, чтобы учащийся самостоятельно занимался саморазвитием.
Используя разные способы, методы и приемы активизации познания школьников, учителю необходимо учитывать возможности учеников, условия обучения в школе, а так же метод обучения, который используется в классе на данный момент.
Для достижения лучшего результата в познавательной деятельности учеников можно использовать не только наглядные пособия и учебники, но и множество достижений науки: интерактивная доска; компьютерные программы, ориентированные на получение знаний, а так же другие инновации.

Заключение.
Таким образом, необходимость мотивирования ученика, активизации его познавательной деятельности в соответствии с его интересами и увлечениями, профессиональной направленностью и мышлением имеет непреходящее значение. Требуется постоянное внимание к данной проблеме не только со стороны ученых, но и педагогов-практиков.
В соответствии с опытом учителя, формируется его профессиональный почерк, при помощи которого раскрывается весь творческий потенциал и мастерство за счет многообразия форм, методов, приемов и способов активизации познавательной деятельности ученика.

Библиографический список:
1. Огольцова Е.Г. Проблема активизации познавательной деятельности в дидактике высшей школы // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 3. – С. 162-166.  2. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012г. – URL: http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm ( дата обращения - 09.06.2016г).  3. Шамова, Т. И. Управление профильным обучением на основе личностно-ориентированного подхода: Учебно-методическое пособие/ Т. И. Шамова, Г. Н. Подчалимова, А. Н. Худин и др. М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. 160 с. 


15