Изменения в области исторического образования: взгляд на проблему


Изменения в области исторического образования: взгляд на проблему
Е.В.Маннанова, учитель истории, высшая квалификационная категория
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №171 с углубленным изучением отдельных предметов» Советского района г. Казани
9 января 2012 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года российской истории», вступивший в силу со дня его подписания. В тексте Указа Президента РФ сформулирована целевая установка - «В целях привлечения внимания общества к российской истории и роли России в мировом историческом процессе постановляю: Провести в 2012 году в Российской Федерации Год российской истории».
Это первое в истории современной России масштабное обращение властей к истокам национального прошлого, и обоснование государственной значимости Года российской истории.
Такая постановка вопроса позволяет обсудить с преподавателями истории, социально-гуманитарных дисциплин и школьниками целый ряд актуальных для историко-обществоведческого образования вопросов:
• что такое историческая политика и политика памяти? Каковы тенденций развития исторической политики Российского государства в начале XXI века?
• какое влияние историческая политика и политика памяти оказывают на историческое, обществоведческое образование школьников в современном мире? Как они влияют на формирование гражданской идентичности, самосознание школьников? и т.д.
Поиск ответов на сформулированные выше вопросы, обсуждение возникающих в этой связи актуальных научных, социально-педагогических и методических проблем должно стать актуальным направлением деятельности педагогических коллективов.
В тоже время, нужно отметить, что еще одним значимым направлением деятельности педагогов-историков и обществоведов является осмысление попыток фальсификации истории России, её прошлого и настоящего, противодействие таким попыткам средствами своей педагогической деятельности.
Вопросы «исторической политики», «исторического сознания», «исторической памяти», формирования российской гражданской идентичности молодежи относятся к дискуссионным проблемам общественных наук и социальной практики, они актуальны и для современной школы. Доказательством служит программная статья В.В.Путина, в которой он подчеркнул: «Нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен, прежде всего, быть гражданином России и гордиться этим. Никто не имеет права ставить национальные и религиозные особенности выше законов государства. Однако при этом сами законы государства должны учитывать национальные и религиозные особенности».
Общее советское прошлое в значительной степени определяет самосознание россиян старшего поколения, а для молодежи относится уже к сфере исторической памяти. В этой связи вопросы сохранения исторической памяти как основы культурной преемственности поколений и гражданской идентичности приобретают особую значимость.
В связи с этим в 10-11 классах необходимо пересмотреть рабочие программы и включить в них темы (отдельные вопросы), касающиеся проблемы достоверности и фальсификации исторических знаний. Занятие по данным проблемам рекомендуется проводить в форме диспутов, дебатов, круглых столов с привлечением деятелей науки, культуры, ветеранов войны. В целях противодействия попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России необходимо развивать у учащихся умение анализировать исторические события, аргументировано высказывать свою точку зрения, работать с информацией, различать интерпретацию и фальсификацию общественных и исторических явлений.